Наскальное искусство пещеры Ла-Пилета, Бенаохан, Малага, Испания читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пещера Ла-Пилета (Cueva de la Pileta) — палеолитическая пещера, расположенная в провинции Малага, Андалусия, на юге Испании. Она известна своим разнообразным доисторическим искусством, включающим абстрактные символы и изображения животных, в частности рисунок гигантской рыбы. Древнейшее искусство в пещере относят к сольютрейскому периоду палеолитического искусства, примерно к 18 000 лет до н.э., хотя оно может быть и ещё древнее. Дело в том, что — хотя изначально пещера служила убежищем неандертальцев — её начали заселять современные люди примерно с 25 000 лет до н.э. А поскольку именно современные люди уже создавали огромное количество наскального искусства на севере Испании, например росписи пещеры Эль-Кастильо (с 39 000 лет до н.э.) и росписи пещеры Альтамира (с 34 000 лет до н.э.), вполне логично предположить, что они продолжили рисовать и после прибытия в Малагу. Однако, возможно из-за того, что пещера находится за пределами зоны распространения франко-кантабрийского наскального искусства, Ла-Пилета не получила того научного внимания, которого заслуживает, и её двухкилометровая сеть галерей, проходов и пропастей остаётся сравнительно мало изученной и не полностью каталогизированной. См. также пещеру Тито-Бустильо (14 000 лет до н.э.) в Астурии. Чтобы понять, как наскальные росписи Ла-Пилеты вписываются в эволюцию древнего искусства по всему миру, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
О самых древних наскальных росписях, когда-либо обнаруженных, см.: Самое древнее искусство каменного века.
Краткое содержание
Местоположение и история
Пещера Ла-Пилета расположена в гористой известняковой местности Серрания-де-Ронда, в муниципалитете Бенаохан. Первые следы присутствия человека в этом районе датируются 250 000 лет до н.э., когда группы охотников-собирателей Homo heidelbergensis начали использовать поперечные долины Сьерры-Бетика для перемещения между прибрежной и внутренней Андалусией. В среднем мустьерском периоде (300 000–30 000 гг. до н.э.) эти ранние люди были вытеснены неандертальцами, которые, в свою очередь, уступили место современным людям около 25 000 лет до н.э. Современные люди оставались здесь вплоть до эпохи неолитического искусства, примерно до 2000 лет до н.э.
Открытие и раскопки
Пещера Ла-Пилета была обнаружена в 1905 году Хосе Бульоном Лобато, дедом нынешних владельцев, во время поисков гуано летучих мышей для удобрения своей земли. Однако её наскальное искусство впервые было обнаружено и исследовано лишь в 1911 году местным историком полковником У. Вернером. Отчёт Вернера привлёк внимание знаменитого археолога и антрополога аббата Анри Брейля (1877–1961), который провёл в пещере два месяца, изучая её наскальное искусство, и в ходе исследований идентифицировал около пятидесяти рисунков. Пещеру также изучал выдающийся прехисторик и антрополог Хуго Обермайер (1877–1946).
В 1924 году сын Лобато обнаружил новый вход в пещеру (именно им пользуются сегодня) и позже нашёл ранее неизвестный проход, ведущий к нескольким новым галереям (Las Galerías Nuevas) и к Великой пропасти — глубокому разрыву в конце 350-метровой «Рыбьей палаты».
В 1978 году археологи повторно исследовали искусство каменного века в недавно открытых галереях. Они идентифицировали около 134 изображений, хотя большинство пиктограмм и петроглифов, найденных Брейлем, к тому времени оказались покрыты натёками и стали неузнаваемыми.
Наскальное искусство пещеры Ла-Пилета
Наскальное искусство пещеры включает около 400 примеров наскальной живописи и гравюр, разделённых между изображениями животных и абстрактными символами; также были идентифицированы один или два отпечатка рук. (В целом разнообразие искусства схоже с таковым в пещере Ла-Пасьега (18 000 лет до н.э.), расположенной на севере Испании.) Примерно три четверти изображений созданы уже после ледникового периода, причём самые поздние датируются вторым тысячелетием до н.э. Остальные относятся к верхнему палеолиту и включают около 60 фигур животных и примерно 50 змееподобных знаков, спиралей, зигзагов, перекрёстных линий, меандров и других геометрических мотивов. Судя по наложениям на стенах, самые древние — жёлтые росписи, за ними следуют красные, а затем чёрные угольные рисунки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?