Наскальное искусство пещеры Ла-Пилета, Бенаохан, Малага, Испания читать ~6 мин.
Пещера Ла-Пилета (Cueva de la Pileta) — крупная палеолитическая пещера в провинции Малага (Андалусия, юг Испании). Этот археологический памятник знаменит богатым собранием доисторического искусства. Внутри обнаружены абстрактные символы и звериные образы. Особую известность приобрёл рисунок гигантской рыбы. Специалисты относят древнейшее искусство в этих галереях к сольютрейскому периоду палеолитического искусства. Это соответствует датировке около 18 000 лет до н.э., хотя изображения могут быть старше.
Изначально грот служил убежищем для неандертальцев. Современные люди начали заселять его ориентировочно с 25 000 лет до н.э. К этому времени кроманьонцы уже активно создавали наскальную живопись на севере Испании. Примеры тому — росписи пещеры Эль-Кастильо (с 39 000 лет до н.э.) и росписи пещеры Альтамира (с 34 000 лет до н.э.). Исследователи считают логичным, что переселенцы продолжили художественные традиции по прибытии в Малагу.
Ла-Пилета находится вдали от основной зоны распространения франко-кантабрийского наскального искусства. Возможно, поэтому она получила меньше внимания учёных, чем северные памятники. Её двухкилометровая сеть галерей, проходов и естественных шахт остаётся не до конца каталогизированной. Для сравнения можно изучить пещеру Тито-Бустильо (14 000 лет до н.э.) в Астурии. Чтобы оценить место местных росписей в мировой эволюции древнего искусства, см. материал Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
О самых ранних известных наскальных изображениях читайте в статье Самое древнее искусство каменного века.
Геология и неолитический контекст
Пещера Ла-Пилета интересна не только живописью, но и геологическим строением. Она изобилует натёчными образованиями: сталактитами, сталагмитами и колоннами, которые древние художники часто использовали в своих композициях. Рельеф стен здесь становился частью изображения. Кроме того, пещера использовалась людьми гораздо дольше, чем многие другие стоянки. В эпоху неолита она служила не только жилищем, но и местом захоронения. Археологи обнаружили здесь образцы знаменитой керамики Cerámica de la Pileta, украшенной врезным орнаментом и красной охрой. Это указывает на непрерывную культурную значимость места на протяжении тысячелетий.
Местоположение и история заселения
Вход в подземелье расположен в известняковом массиве Серрания-де-Ронда, на территории муниципалитета Бенаохан. Первые свидетельства присутствия гоминид в этом регионе относятся к отметке 250 000 лет до н.э. В ту эпоху группы охотников-собирателей Homo heidelbergensis использовали поперечные долины Сьерры-Бетика для миграции между побережьем и внутренней Андалусией. В среднем мустьерском периоде (300 000–30 000 гг. до н.э.) этих ранних людей сменили неандертальцы. Их, в свою очередь, вытеснили современные люди около 25 000 лет до н.э. Человек разумный обитал здесь вплоть до расцвета неолитического искусства, примерно до 2000 лет до н.э.
Открытие и исследования
Хосе Бульон Лобато, дед нынешних владельцев земли, наткнулся на пещеру в 1905 году. Он искал гуано летучих мышей (местное название «murciélaguina») для удобрения полей. Научное открытие наскального искусства произошло позже. В 1911 году грот исследовал местный историк, полковник Уиллоуби Вернер. Его отчёт привлёк внимание аббата Анри Брейля (1877–1961), видного археолога того времени. Брейль провёл в экспедиции два месяца. Он изучал наскальное искусство и описал около пятидесяти рисунков. В исследованиях также участвовал известный антрополог Хуго Обермайер (1877–1946).
В 1924 году сын первооткрывателя нашёл новый вход, который сегодня служит основным. Позже он обнаружил скрытый проход. Этот лаз вёл к Новым галереям (Las Galerías Nuevas) и к «Великой пропасти» — глубокому разлому в конце 350-метрового зала, известного как «Рыбья палата».
В 1978 году специалисты заново обследовали искусство каменного века в недавно открытых залах. Им удалось идентифицировать 134 изображения. К сожалению, многие пиктограммы и петроглифы, описанные Брейлем, к тому моменту скрылись под слоем кальцитовых натёков и стали неразличимы.
Наскальное искусство пещеры Ла-Пилета
Художественное наследие пещеры насчитывает около 400 примеров наскальной живописи и гравюр. Они делятся на зооморфные изображения и абстрактные символы. Также найдены один или два отпечатка рук. Разнообразие сюжетов напоминает пещеру Ла-Пасьега (18 000 лет до н.э.) на севере Испании. Около трёх четвертей рисунков созданы в постледниковый период, а самые поздние датируются вторым тысячелетием до н.э. Остальные относятся к верхнему палеолиту. Среди них — 60 фигур животных и порядка 50 знаков: змеевидные линии, спирали, зигзаги, «решётки», меандры и другие геометрические мотивы. Анализ наложений слоёв показывает последовательность нанесения: самые древние — жёлтые рисунки, затем идут красные, а поверх них — чёрные угольные.
Бестиарий включает лошадей, коз, быков и серн (ибексов). Древние мастера использовали жёлтый, красный, оранжевый, белый и чёрный пигменты. Многие линии проведены пальцем. Один из чёрных горных козлов намеренно нарисован так, чтобы его было видно через естественное отверстие в скале. Встречаются и сцены охоты. В них участвуют схематичные «палочковидные» человеческие фигуры с поднятыми копьями.
В самой глубокой части пещеры, в конце длинной галереи, расположена «Рыбья палата» (Sala de los Peces). Здесь доминирует самое известное изображение Ла-Пилеты: крупная чёрная рыба, предположительно палтус. Её длина достигает 1,5 м. Внутри контура рыбы просматривается фигура, напоминающая тюленя.
Сравните это изображение с другой известной рыбой верхнего палеолита: Убежище дю Пуассон (ок. 23 000 лет до н.э.), ущелье Жорж-д’Анфер, Ле-Эзи-де-Таяк, Дордонь, Франция.
Ла-Пилета содержит загадочные знаки, похожие на загоны. Это овальные или круглые фигуры с рядами пальцевых отпечатков внутри и короткими штрихами, выходящими за контур. Нет доказательств, что это реальные изображения загонов для скота. Антропологи пока не расшифровали смысл этих символов.
В небольшой камере, названной «Святилищем», сохранились угольные рисунки туров и лошадей. Они отмечены парами линий красного и чёрного цвета. Эти метки поразительно похожи на короткие штрихи из пещеры Куньяк (Grotte de Cougnac) во французском департаменте Ло, датируемые 23 000 лет до н.э.
Проблема датировки
Возраст наскального искусства Ла-Пилеты остаётся предметом научных споров. Прямых радиоуглеродных анализов пигмента проведено мало. Большинство датировок выполнено косвенным методом, через стилистическое сравнение с другими памятниками. Недавний радиоуглеродный анализ угля с рисунка тура в «Святилище» показал дату 18 130 г. до н.э. На основе этих данных археологи предполагают, что древнейшее искусство пещеры возникло в эпоху сольютрейского искусства (20 000–15 000 гг. до н.э.). Часть изображений может принадлежать к более раннему гряветтскому периоду (25 000–20 000 гг. до н.э.). Остальные произведения верхнего палеолита относят к мадленскому искусству (15 000–10 000 гг. до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?