Рок-о-Сорсьер читать ~6 мин.
Уникальный объект наскального искусства среднемадленского периода, Рок-о-Сорсьер — это скальное убежище, расположенное во французской коммуне Англ-сюр-л’Англин в департаменте Вьенна. Состоящее из двух ниш, известных как Пещера Тайллебур и Абри Бурдуа, убежище содержит целый ряд произведений искусства каменного века. Наиболее известно оно своей доисторической скульптурой — фризом рельефной скульптуры из многочисленных фигур животных и людей. Наряду с солютрейской пещерой Рок-де-Серс (ок. 17 200 лет до н.э.) в Шаранте и среднемадленским убежищем Кап-Блан (ок. 13 000 лет до н.э.) близ Перигё, Рок-о-Сорсьер входит в число лучших памятников каменной скульптуры в регионе франко-кантабрийского пещерного искусства периода верхнего палеолита.
По соображениям сохранности первоначальное место больше не открыто для публики. Однако в расположенном неподалёку посёлке находится центр интерпретации. Там посетителям предлагается мультимедийное представление знаменитого фриза, его содержания и скульптурной техники, дополненное копиями оригинальных объектов.
Подробнее о хронологии и эволюции этой формы палеолитического искусства по всему миру см: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местонахождение, открытие, раскопки
Местонахождение Roc-aux-Sorciers («Колдовская скала») находится у подножия известняковой скалы на правом берегу реки Англин. Оно расположено примерно в полутора километрах от деревни Англ-сюр-л’Англин в департаменте Вьенна региона Пуату-Шаранта на западе Франции. Другие доисторические пещеры в этом районе включают Грот-де-Котте, расположенный примерно в двух километрах. Он был исследован в ходе раскопок Рош-Брюна в 1881 году и Анри Брейля в 1905 году.
Местонахождение Рок-о-Сорсьер фактически состоит из двух отдельных ниш. Нижняя ниша называется Абри Бурдуа. Примерно в 30 метрах выше по течению находится немного приподнятая и более глубокая ниша, известная как Пещера Тайллебур. Глубина последней составляет около 8–9 метров, а ширина — примерно 5–6 метров.
Первые раскопки в окрестностях Рок-о-Сорсьер были проведены между 1888 и 1892 годами г-ном Сабуриным и отцом Пиньо в мустьерских отложениях ниже по течению от этого места. Затем, в 1927 году, местный археолог Люсьен Руссо обнаружил в пещере Тайллебур место обитания палеолита. Из него он извлёк каменный блок с выгравированным на нём мамонтом. В 1933 году он опубликовал подробности своего открытия.
В 1947 году известный французский предысторик Сюзанна де Сен-Матюрин прочитала статью Руссо. Вместе со своей коллегой, английским предысториком Дороти Гаррод, она возобновила работы Руссо в пещере. Цель состояла в том, чтобы, возможно, обнаружить наскальные рисунки, раскопанные незадолго до этого в соседнем местечке Люссак-ле-Шато, также во Вьенне. Сен-Матюрин и Гаррод продолжали исследовать Рок-о-Сорсьер в течение следующих 17 лет.
Фриз Рок-о-Сорсьер
Во время первых раскопок Сен-Матюрин и Гаррод обнаружили многочисленные фрагменты камня, украшенные наскальными гравюрами или изображениями животных. Некоторые из них были раскрашены. Эти фрагменты упали с потолка и стен камеры Тайллебур. За обнаружением этих петроглифов в 1950 году последовала ещё одна находка во второй нише, известной как Абри Бурдуа. Здесь был обнаружен барельеф лошади, всё ещё находящийся на стене в задней части камеры.
Дальнейшее исследование привело к открытию огромного 18-метрового фриза рельефной скульптуры. Он изображает бизонов, лошадей, козерогов, кошачьих, а также несколько резных рельефов женской наготы в стиле фигурок Венеры, таких как Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.).
В сочетании с фрагментами, найденными в пещере Тайллебур, открытие фриза заставило археологов и доисториков рассматривать пещеру Тайллебур и Абри Бурдуа как единое произведение доисторического искусства, разделённое на две части. В общей сложности, по их мнению, длина фриза составляла около 30 метров. 18 метров (до сих пор почти нетронутых) находятся в Абри Бурдуа, около 12 метров (теперь разрушенных фрагментов) — в пещере Тайллебур. В общей сложности на фризе было 34 фигуры, в том числе: 7 лошадей, 8 горных козлов, 6 бизонов, 1 северный олень, 4 кошки, 1 неопознанное животное, 4 антропоморфные головы и 5 стилизованных женских фигур.
На основании анализа французского археолога Андре Лерой-Гурана (1911–1986), который сравнил различные стили и темы, используемые в пещерной живописи и резьбе во франко-кантабрийском регионе, фриз в Рок-о-Сорсьер был отнесён к стилю III (18 000–14 000 гг. до н.э.). Радиоуглеродное датирование отложений позволило сузить дату до 14 000–12 000 лет до н.э.
Фриз служит наглядным свидетельством технического мастерства скульпторов пещеры. Особенно поражает их исключительная способность изображать анатомию животных и передавать объём и мощь фигур в свете огня камеры. Достигнутая степень реализма редка даже для мадленского искусства того времени и только подтверждает уникальную ценность этого места.
Исследование стен пещеры показало, что перед началом резьбы поверхность известняка была тщательно подготовлена. Молотком и скребком была удалена почти вся первоначальная поверхность. Кроме того, как животные, так и люди могли быть раскрашены, поскольку в нескольких расщелинах были обнаружены следы красной охры, древесного угля и чёрного марганца. В качестве альтернативы — как в Рок-де-Серс — часть чёрного пигмента могла быть использована для создания рисунков углём перед резьбой.
Животные (например, бизоны) изображены в различных позах: стоя, лёжа или свернувшись калачиком. Половые признаки чётко выражены, а некоторые животные (например, горные козлы) прорисованы с удивительной детализацией ушей, морды и копыт.
Самой необычной особенностью фриза является присутствие изображений женщин. Они включают группу из трёх безголовых фигур, вырезанных с акцентом на вульву, в общем стиле мобильного искусства. Хотя отсутствие груди необычно — см. Венеру Елисеевичи (ок. 14 000 до н.э.), а также позднемадленскую Венеру из Монруз-Невшателя (ок. 10 000 до н.э.). Четвёртая женская фигура наложена на изображение бизона, а ноги пятой женщины видны под наложенным козлом.
Другое пещерное искусство
Кроме скульптурного фриза и гравюр, в ходе раскопок было обнаружено ещё несколько образцов древнего искусства. К ним относятся отдельная скульптура головы лошади и скульптура человеческой головы, вырезанная на ископаемом мадрепоре. Также найдено большое количество примитивных украшений в виде гравированной резьбы по слоновой кости (бивни мамонта), резных бусин из слоновой кости, зубов и костей животных.
Два убежища «Бурдуа» и «Тайллебур» были названы в честь их владельцев. Позднее оба убежища были приобретены Сюзанной де Сен-Матюрин. После своей смерти в 1991 году она оставила всё местонахождение Рок-о-Сорсьер французскому государству. Многие из найденных здесь каменных рельефов являются частью постоянной коллекции Национального археологического музея Франции, расположенного в королевском замке XVI века в Сен-Жермен-ан-Лайе, недалеко от Парижа.
Самые ранние скульптуры — см: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Bitte korrigieren Sie diese Stelle im 6. Absatz von unten:
"Der Fries ist ein klarer Beweis für das technische Können der Höhlenbildhauer, [... ]" Ich schlage vor, zu schreiben "der Höhlenbildhauerei", eine andere Optionen wäre "der Höhlenbildhauer:innen". Im Film "Lady Sapiens – Auf den Spuren eines Steinzeit-Mythos" wird gezeigt, dass auch Frauen solche Kunstwerke hinterließen. Der Beitrag sollte also dringend verbessert werden. Ich danke Ihnen herzlich!
Vielen Dank für den Kommentar! Korrigiert.
Комментирование недоступно Почему?