Рок-о-Сорсьер читать ~6 мин.
Уникальный объект наскального искусства среднемадленского периода, Рок-о-Сорсьер – это скальное убежище, расположенное во французской коммуне Англ-сюр-л’Англин, во Вьенне. Состоящее из двух ниш, известных как Пещера Тайллебур и Абри Бурдуа, убежище содержит целый ряд произведений искусства каменного века, но наиболее известно оно своей доисторической скульптурой – фризом рельефной скульптуры из многочисленных фигур животных и людей. Наряду с солютрейской пещерой Рок-де-Серс (ок. 17 200 лет до н.э.) в Шаранте и среднемадленским убежищем Кап-Блан (ок. 13 000 лет до н.э.) близ Перигё, Рок-о-Сорсьер входит в число лучших мест каменной скульптуры, в регионе франко-кантабрийского пещерного искусства в период верхнего палеолита.
По соображениям сохранности первоначальное место больше не открыто для публики. Однако в расположенном неподалёку посёлке находится центр интерпретации, где посетителям предлагается мультимедийное представление знаменитого фриза, его содержания и скульптурной техники, дополненное копиями оригинальных объетов.
Подробнее о хронологии и эволюции этой формы палеолитического искусства по всему миру см: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. лет до н.э.).
Местонахождение, открытие, раскопки
Местонахождение Roc-aux-Sorciers (Колдовская скала) находится у подножия известняковой скалы, на правом берегу реки Англин, примерно в полутора километрах от деревни Англ-сюр-л’Англин, в департаменте Вьенна региона Пуату-Шаранта на западе Франции. Другие доисторические пещеры в этом районе включают Грот-де-Котте, расположенный примерно в двух километрах, который был отмечен раскопками Рош-Брюна в 1881 году и Анри Брейля в 1905 году. Местонахождение Рок-о-Сорсьер фактически состоит из двух отдельных и разных ниш: нижней ниши, называемой Абри Бурдуа; и – примерно в 30 метрах выше по течению – немного приподнятой и более глубокой ниши, известной как Пещера Тайллебур. Глубина последней составляет около 8-9 метров, а ширина – примерно 5-6 метров.
Первые раскопки в окрестностях Рок-о-Сорсьер были проведены между 1888 и 1892 гг. г-ном Сабуриным и отцом Пиньо в мустьерских отложениях ниже по течению от этого места. Затем, в 1927 году, местный археолог по имени Люсьен Руссо обнаружил в пещере Тайллебур место обитания палеолита, из которого он извлёк каменный блок с выгравированным на нём мамонтом. В 1933 году он опубликовал подробности своего открытия. В 1947 году известный французский предысторик Сюзанна де Сен-Матюрин прочитала статью Руссо и вместе со своей подругой, английским предысториком Дороти Гаррод, возобновила работы Руссо в пещере, чтобы, возможно, обнаружить наскальные рисунки, раскопанные незадолго до этого в соседнем местечке Люссак-ле-Шато, также во Вьенне. Как оказалось, Сен-Матюрин и Гаррод продолжали исследовать Рок-о-Сорсьер в течение следующих 17 лет.
Фриз Рок-о-Сорсьер
Во время первых раскопок Сен-Матюрен и Гаррод обнаружили многочисленные фрагменты камня, украшенные наскальными гравюрами или изображениями животных – некоторые из них были раскрашены – которые упали с потолка и стен камеры Тайллебур. За обнаружением этих петроглифов в 1950 году последовала ещё одна находка, на этот раз во второй нише, известной как Abri Bourdois. Здесь был обнаружен барельеф лошади, всё ещё находящийся на стене в задней части камеры.
Дальнейшее исследование привело к открытию огромного 18-метрового (60 футов) фриза рельефной скульптуры, изображающей бизонов, лошадей, козерогов, кошачьих, а также нескольких резных рельефов женской наготы в стиле фигурок Венеры, таких как Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.).
В сочетании с фрагментами, найденными в пещере Тайлебур, открытие фриза заставило археологов и доисториков рассматривать пещеру Тайлебур и аббатство Бурдуа как единое произведение доисторического искусства, разделённое на две части. В общей сложности, по их мнению, длина фриза составляла около 30 метров: 18 метров (до сих пор почти нетронутых) в Абри Бурдуа; около 12 метров (теперь разрушенных и фрагментов) в пещере Тайлебур. В общей сложности на ней было 34 фигуры, в том числе: 7 лошадей, 8 горных козлов, 6 бизонов, 1 северный олень, 4 кошки, 1 неопознанное животное, 4 антропоморфные головы и 5 стилизованных женских фигур.
На основании анализа французского археолога Андре Лерой-Гурхана (1911-1986), который сравнил различные стили и темы, используемые в пещерной живописи и резьбе во франко-кантабрийском регионе, фриз в Рок-о-Сорсьер был отнесён к стилю III (18 000-14 000 гг. до н.э.). Радиоуглеродное датирование отложений позволило сузить дату до 14 000-12 000 лет до н.э.
Фриз служит наглядным свидетельством технического мастерства скульпторов пещеры, не в последнюю очередь благодаря их исключительной способности изображать анатомию животных и передавать объём и мощь фигур в свете огня камеры. Достигнутая степень реализма является редкостью даже для мадленского искусства того времени и только подтверждает уникальную ценность этого места.
Исследование стен пещеры показало, что перед началом резьбы поверхность известняка была тщательно подготовлена. Молотком и скребком была удалена почти вся первоначальная поверхность. Кроме того, как животные, так и люди могли быть раскрашены, поскольку в нескольких расщелинах были обнаружены следы красной охры, древесного угля и чёрной марганцовки. В качестве альтернативы – как в Рок-де-Серс – часть чёрного пигмента могла быть использована для создания рисунков углём перед резьбой.
Животные (например, бизоны) изображены в различных позах, в том числе стоя, лёжа или свернувшись калачиком. Половые признаки чётко выражены, а некоторые животные (например, горные козлы) прорисованы с удивительной детализацией ушей, морды и копыт.
Но, пожалуй, самой необычной особенностью фриза является присутствие изображений женщин. Они включают группу из трёх безголовых фигур, вырезанных с акцентом на вульву, в общем стиле мобильного искусства – хотя отсутствие груди необычно – см. Венеру Елисеевичи (ок. 14 000 до н.э.), а также позднемадленскую Венеру из Монруз-Невшателя (ок. 10 000 до н.э.). Четвёртая женская фигура наложена на изображение бизона, а ноги пятой женщины видны под наложенным козлом.
Другое пещерное искусство
Кроме скульптурного фриза и гравюр, в ходе раскопок было обнаружено ещё несколько образцов древнего искусства. К ним относятся отдельная скульптура головы лошади; скульптура человеческой головы, вырезанная на ископаемом мадрепоре; и большое количество примитивных украшений в виде гравированной резьбы по слоновой кости (бивни мамонта), резных бусин из слоновой кости, зубов и костей животных.
Два приюта «Бурдуа» и «Тайлебур» были названы в честь их владельцев. Позднее оба убежища были приобретены Сюзанной де Сен-Матюрин, и после своей смерти в 1991 году она оставила все местонахождение Рок-о-Сорсьер французскому государству. Многие из найденных здесь каменных рельефов являются частью постоянной коллекции Национального археологического музея Франции, расположенного в королевском замке XVI века в Сен-Жермен-ан-Лайе, недалеко от Парижа.
Самые ранние скульптуры – см: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Bitte korrigieren Sie diese Stelle im 6. Absatz von unten:
"Der Fries ist ein klarer Beweis für das technische Können der Höhlenbildhauer, [... ]" Ich schlage vor, zu schreiben "der Höhlenbildhauerei", eine andere Optionen wäre "der Höhlenbildhauer:innen". Im Film "Lady Sapiens – Auf den Spuren eines Steinzeit-Mythos" wird gezeigt, dass auch Frauen solche Kunstwerke hinterließen. Der Beitrag sollte also dringend verbessert werden. Ich danke Ihnen herzlich!
Vielen Dank für den Kommentar! Korrigiert.
Комментирование недоступно Почему?