«Остриё бритвы» Сомерсета Моэма, краткое содержание читать ~14 мин.
Опубликованная в 1944 году, когда Сомерсету Моэму было 70 лет, книга «Остриё бритвы» будет считаться последним из его главных художественных произведений. Философское понимание, к которому приходит любой человек к тому преклонному возрасту, в котором Моэм создал эту историю о поиске человеком смысла жизни, было только усилено и обострено неутомимым любопытством Моэма к окружающему его миру. Свидетельством того, что Моэм сам искал смысл жизни, может служить тот факт, что название для этого романа он выбрал из Каша-Упанишад, которые были написаны почти за тысячу лет до рождения Христа как один из заключительных разделов основополагающего документа индуизма.
История превращения Ларри Даррелла из обычного, повседневного парня в искателя высшего смысла после того, как он столкнулся с ужасами общества, которое он и представить себе не мог, прежде чем отправиться на фронт Первой мировой войны, охватывает десятилетия вращения земного шара. Всеобъемлющая тема заключается в том, что лучше – не столько благородство, сколько удовлетворение для всех участников процесса: смириться с жизнью в комфортном материализме или искать более высокий духовный смысл, независимо от цены. По мнению Моэма, осмысленное существование – это существование, основанное на каком-то духовном руководстве, хотя Ларри быстро отвергает христианство как единственно возможный путь к поиску ответа на вопрос, почему в мире существует зло.
Возможно, самым необычным приёмом повествования (необычным для других, если не для него), который Моэм использует, чтобы рассказать историю своего очаровательного молодого ветерана войны, является введение себя в качестве персонажа, взаимодействующего со своим вымышленным героем в вымышленном мире, который он создаёт для них. Моэм, действительно, является рассказчиком, которому поручено рассказать историю жизни Ларри, и структурная основа, на которой эта история рассказывается, обращена к постмодернистской эпохе будущего в той же степени, что и отражение модернизма в его последние угасающие годы в качестве доминирующего способа американского повествования.
Поскольку Моэм-повествователь может рассказывать только то, что он узнает от Ларри, роман построен скорее как серия флэшбэков, возникающих в результате нерегулярных и незапланированных встреч, происходящих на протяжении периода от окончания Первой мировой войны до разгара Второй мировой войны.
Роман «Остриё бритвы» был дважды адаптирован в художественный фильм. В первом фильме Тайрон Пауэр сыграл роль Ларри Даррелла и страдал от неспособности полностью передать распад Софи Макдональд. Вторая адаптация встретила сопротивление идее Билла Мюррея – всего через несколько месяцев после выхода «Охотника за привидениями» – попытаться серьёзно воспринимать себя в качестве драматического актёра.
Фильм «Остриё бритвы» был для Мюррея проектом мечты, и отзывы вряд ли отражали реальность. Очень жаль, что если бы он был достаточно молод, чтобы сыграть Ларри двадцать лет спустя, фильм, вероятно, стал бы большим хитом, и Мюррей получил бы номинацию на «Оскар». По-настоящему захватывающим элементом в истории с версией романа Мюррея является то, что жизнь подражает искусству, поскольку критика, направленная на смешного человека за то, что он вышел за рамки установленных условностей и ожиданий, которые другие возлагали на него, параллельна той же критике Ларри Даррелла за то, что он отверг общепринятые ценности среднего класса и мужские ожидания других в своей социальной среде.
Сюжет
Глазами рассказчика, который является второстепенным персонажем и писателем, мы следим за духовным и буквальным путешествием Ларри. Во время одного из своих редких визитов в Чикаго Эллиот Темплтон, арт-дилер и самый большой сноб в Париже, приглашает своего старого знакомого, рассказчика, на обед в дом своей сестры. Там он встречает Ларри, молодого человека, который сразу же привлекает его внимание.
Ветеран с хорошими связями и острым умом, он мог бы легко заняться бизнесом и начать делать большие деньги, как его друзья. К ужасу Изабель, он отказывается от одной хорошей возможности за другой. Пытаясь выяснить, каковы его планы, она спрашивает его напрямую. Ларри намерен отправиться в Париж и попытаться получить необходимые знания. Он и Изабель решают пожениться позже.
Спустя почти два года после этого Изабель разрывает помолвку и выходит замуж за Грея, который занимает соответствующее социальное положение и имеет деньги. Эллиот и мать Изабель в восторге, ведь Грей – это все, что они хотели видеть в муже Изабель. Вскоре молодая пара становится родителями. В отличие от своих друзей, которые почти все остепенились, Ларри путешествует. Проходит почти 10 лет, прежде чем все они встречаются вновь.
Рассказчик сидит в кафе, когда к нему подходит странного вида мужчина. Пытаясь избавиться от попрошайки, рассказчик начинает чувствовать раздражение. Он приходит в замешательство, когда понимает, что это Ларри. Он сообщает об этом Изабель, которая со своим Греем и детьми живёт в квартире Эллиота в Париже. После возвращения Ларри в ней вновь вспыхивают старые чувства. Измученный мигренью и неуверенностью в себе, Грей переживает тяжёлые времена. И это неудивительно, ведь его семейный бизнес разрушен экономическим спадом. К всеобщему удивлению, Ларри излечивает его.
Позже они встречают Софи, свою старую подругу детства. Пытаясь заглушить смерть мужа и ребёнка, она пристрастилась к алкоголю и опиуму. Вскоре Ларри объявляет, что он и бедная Софи собираются пожениться. Зная о попытках Софи вернуться к нормальной жизни, Изабель разыгрывает её, оставляя наедине с бутылкой алкоголя. Она выпивает её всю и убегает от Ларри и его рассудка. В то же самое время здоровье Эллиота ухудшается. Раньше он был в центре событий, а теперь остался один. Он умирает и оставляет часть своего состояния Изабель, что позволяет ей и Грею начать все заново. Софи находят мёртвой, и рассказчик оплачивает её похороны. Ларри решает, что пришло время вернуться домой.
Список персонажей
Ларри Дарелл
Ларри Дарелл – главный герой романа. В шестнадцать лет он сбежал из дома в Канаду, чтобы стать лётчиком. Когда закончилась Первая мировая война, он вернулся домой. Несмотря на то, что Ларри вернулся почти целым и невредимым, только раненым, его друзья и девушка, Изабель Брэдли, чувствовали, что с ним что-то не так. В отличие от других молодых людей, он не хотел заниматься бизнесом и зарабатывать деньги. Ларри чувствовал, что он высокомерен и нуждается в знаниях, опыте и ответах.
Мистер Моэм
Рассказчик, мистер Моэм, также является участником этой истории. Он англичанин и довольно успешный писатель. Как и Ларри, он также любит путешествовать и делает это часто. Читатель видит историю его глазами.
Изабель Брэдли
Изабель Брэдли – бывшая невеста Ларри. Она решает разорвать помолвку, когда приходит к выводу, что Ларри не собирается прекращать своё «безделье» и быть похожим на остальных её друзей мужского пола. Хотя Ларри – её единственная настоящая любовь, она вполне счастлива в браке с Греем Матурином. Ее одержимость Ларри настолько сильна, что она делает все возможное, чтобы помешать ему жениться на Софи.
Миссис Брэдли
Миссис Брэдли – мать Изабель. Это чрезвычайно современная женщина, которая не подавляет волю своей дочери. Она не хочет, чтобы Изабель тратила своё время на ожидание Ларри, но принимает желание дочери. Только когда она узнает, что та больна, она просит Изабель принять решение.
Эллиот Темплтон
Эллиот Темплтон – дядя Изабель, успешный арт-дилер и самый большой сноб. Хотя он родился и вырос в США, он переезжает в Париж, потому что, по его словам, это единственное место для такого цивилизованного человека, как он. Эллиот окружает себя людьми самого высокого социального класса, успешными художниками, писателями и т.д. Вся его жизнь – это бесконечная вечеринка, и он готов потратить кучу денег, чтобы быть в центре всеобщего внимания. Несмотря на то, что он устраивает самые захватывающие вечеринки и часто приглашается на самые эксклюзивные светские мероприятия, никто из его так называемых друзей, кроме рассказчика, не приходит навестить его, когда он заболевает.
Кости
Кости – польский офицер, сбежавший со своей родины и обосновавшийся во Франции. Они с Ларри вместе работали на шахте. Они также вместе едут в Германию, но позже Ларри оставляет его, чтобы продолжить свой путь в одиночку.
Софи Макдональд
Софи Макдональд – подруга детства Ларри, Изабель и Грея. Когда она была подростком, ей нравилось писать стихи о борьбе бедняков. Она также была тайно влюблена в Ларри, который любил проводить с ней время, читая книги и разговаривая. Она вышла замуж, была безумно влюблена в своего мужа и обожала своего ребёнка, но её счастье было разрушено после автомобильной аварии, в которой погибли её муж и ребёнок. Она начала пить и менять любовников одного за другим. Она переехала в Париж и добавила опиум к списку своих пристрастий. Пытаясь помочь ей, Ларри предложил ей выйти за него замуж. Позже она сбежала от Ларри и вернулась к своим пагубным привычкам. Ее нашли с перерезанным горлом.
Грей Матурин
Грей Матурин – муж Изабель и друг Ларри. Его любовь к Изабель и их детям была поразительной. Грей был бизнесменом, который не мог представить, как кто-то может жить без дела. Когда началась Великая депрессия, его бизнес был разрушен, как и его уверенность в себе. Ларри помог ему избавиться от мигрени и восстановил уверенность Грея, чтобы он мог как можно скорее вернуться к работе.
Отец Энсхейм
Отец Энсхейм – священник. Он также помогал Ларри в его стремлении к Богу.
Сюзанна
Сюзанна – подруга Ларри и рассказчика.
Доктор Нельсон
Доктор Нельсон – опекун Ларри.
Темы
Стремление к Богу
Искать Бога – задача не из лёгких. Чаще всего, прежде чем человек начнёт искать Бога, должно произойти что-то важное. В случае Ларри это Первая мировая война. Однако нет необходимости погружаться в ужасы войны, чтобы потерять покой, достаточно любопытства. Затем начинается долгий и изнурительный период размышлений и исследований. Ларри удаётся найти свои ответы и восстановить гармонию в душе, но есть много людей, которые теряются в своих идеях и впадают в отчаяние.
Саморазрушение
Те, кто не интересуется никакой религией, не заморачивается вечными вопросами или теряет веру в добро, часто находят спасение в самоуничтожении. Изабель Матурин считает, что саморазрушающийся человек просто любит погрязнуть в жалости к себе и страданиях, и она не права. Например, Софи Макдональд не жалеет себя, даже если она в чем-то погрязла, это не страдание, а чистый сарказм и ненависть. История этой женщины – пример сознательного саморазрушения. Вывод, который читатель может сделать после прочтения этой истории, заключается в том, что саморазрушение требует не меньше решимости и воли, чем стремление к Богу.
Снобизм
Окружать себя лучшими для того, чтобы быть лучшим, – это не пример снобизма. Эллиот Темплтон готов мириться со всем, чтобы быть частью высшего общества, а это и есть снобизм. Интересно то, что он прекрасно знает обо всех недостатках представителей высшего общества и все равно предпочитает их остальным людям. Вполне возможно, что снобизм Эллиота и любого другого человека – это проявление мизантропии. Не говоря уже о том, что в случае Эллиота это ещё и определённый вид эскапизма, поскольку он ведёт себя как феодал и был бы определённо счастлив жить в Средневековье.
Смысл жизни
Человек должен найти для себя смысл жизни. Кто-то находит счастье в семейной жизни, кто-то в зарабатывании денег, есть и те, кому удаётся совмещать. Есть и те, кто ни во что не вписывается. Они становятся искателями истины, философами, святыми или циниками. В этом романе изображены разные люди с разными стремлениями, которые настолько не похожи друг на друга, что время от времени даже не могут найти общий язык. Это история о принятии выбора другого человека и уважении к нему, независимо от собственного представления о смысле жизни. Изабель видит смысл жизни в стабильности, Грей – в работе, Ларри – в стремлении к Богу и духовности, и они правы, ведь смысл жизни – понятие индивидуальное.
Ларри Даррелл – это тот тип персонажа, который может доставить читателю массу неприятностей, если читатель не вовремя соприкоснётся с романом Сомерсета Моэма «Остриё бритвы». Герой Моэма – одна из тех романтических фигур литературы, которые, как нам всем хочется думать, действительно существуют в реальном мире, но, скорее всего, это не так, а если бы и так, то почти наверняка разочаровали бы нас, если бы встретились. Впечатлительные читатели любого возраста могут попасть под его загадочные, нарочито недописанные чары. Впечатлительным читателям, для которых «Остриё бритвы» представляет собой опасную затею, стоит быть такими; молодым и впечатлительным – не очень. Не нужно быть молодым, чтобы увлечься идеалистическим поиском смысла, которому предаётся Ларри. На самом деле, герой Моэма может оказать такое же потенциально опасное влияние на тех, кто переживает экзистенциальный кризис середины жизни, связанный с разбитыми мечтами, как и на тех молодых и неопытных читателей, которые всё ещё надеются приравнять свои мечты о жизни к реальному опыту её проживания.
Возможно, неизбежно, что никто из других персонажей не поднимается до такого же уровня интереса, как Ларри, хотя Софи приближается к этому, но трудно сказать, связано ли это с тем, что она действительно интересный персонаж или ведёт самую интересную жизнь из всех персонажей, кроме Ларри. Это трагическое повествование, а трагическое повествование почти всегда более увлекательно, чем повествование тех, кто просто вращается вокруг такой романтической фигуры, как Ларри Даррелл, не понимая и не ценя его. И это тоже не случайно. Сомерсет Моэм, возможно, не считается одним из величайших литературных художников, когда-либо ходивших по земле, но его способность создавать историю, которая читается именно так, как она должна читаться, практически не имеет себе равных.
Информация о Ларри Даррелле умалчивается, потому что, конечно же, он должен оставаться загадочным. Загадка должна предлагать достаточно, чтобы привлечь внимание, но не настолько много, чтобы её можно было легко объяснить. Созданный Моэмом портрет Ларри как загадочного незнакомца, вокруг которого неравномерно и непредсказуемо пересекаются жизни других персонажей, прочно построен на этом фундаменте утаивания информации. Именно поэтому начальный абзац шестой главы считается одним из самых блестящих, которые когда-либо были написаны Моэмом.
“Я считаю правильным предупредить читателя, что он вполне может пропустить эту главу, не потеряв нить истории, которую я хочу рассказать, поскольку по большей части это не более чем рассказ о разговоре, который у меня состоялся с Ларри. Однако я должен добавить, что, если бы не этот разговор, я бы, возможно, не счёл нужным писать эту книгу”.
Ну, само собой разумеется, что, наверное, ни одна глава не читается внимательнее, чем эта. Она предназначена не для беглого, а для глубокого анализа, поскольку утверждает, что в ней одновременно нет ничего существенного о Ларри и все существенное о том, что делает Ларри достойным того, чтобы о нём писать. Естественно, можно сделать вывод, что это не может быть ни тем, ни другим, и что это должно быть одно или другое.
Гениальность Сомерсета Моэма в том, что на самом деле это и то, и другое: можно прекрасно обойтись одним вариантом, не потеряв нить повествования, но история «Острия бритвы» – это не просто история поиска Ларри смысла. Это центральный элемент, объединяющий различные истории других, куда менее интересных персонажей, но самое забавное в структуре романа то, что она зеркально отражает то, что мы знаем о поисках Ларри. А то, что мы знаем, – это отдельные блоки времени с длительными промежутками между ними, остающимися необъяснимыми и нерассказанными. «The Razor’s Edge» – это роман о Ларри Даррелле в них. Однако по структуре он гораздо ближе к серии собранных воедино рассказов с тем же составом персонажей.
Повезло тем впечатлительным читателям, которые взяли книгу в потенциально опасный период своей жизни и обнаружили, что наслаждаются сборником рассказов, а не романом. Такова мощная притягательная сила отказа Ларри Даррелла от соответствия высасывающим душу ожиданиям общества.
- «Сальваторе» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Разрисованная вуаль» («Узорный покров») Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Лиза из Ламбета» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Луна и грош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Маг» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Макинтош» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «Дождь» Сомерсета Моэма, краткое содержание
- «На краю империи» Уильяма Сомерсета Моэма, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?