Пещерный фриз Рок-де-Серс: солютрейские рельефы, наскальные гравюры читать ~5 мин.
Важное и редкое место пещерного искусства солютрейского периода, Рок-де-Серс – это скальное убежище и святилище, расположенное к северу от Гашеду, в Шаранте. Несмотря на то, что в нём представлены различные виды доисторического искусства, он наиболее известен благодаря серии скульптурных, гравированных и окрашенных известняковых блоков, украшенных более чем 50 наскальными гравюрами и произведениями рельефной скульптуры, изображающими бизонов, лошадей и других животных.
Историки считают Рок-де-Серс важным эталоном солютрейского искусства, особенно в области доисторической скульптуры, где взаимодействие между формой, светом и тенью, похоже, было полностью оценено художниками убежища. Большинство известняковых блоков сейчас являются частью постоянной коллекции искусства каменного века во Французском музее национальных древностей (Сен-Жермен-ан-Лайе), хотя их копии можно увидеть в Рок-де-Серс.
Другие известные примеры доисторической рельефной скульптуры и наскальных петроглифов включают: Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000 лет до н.э.) возле Лез-Эзи-де-Тайак в Дордони, известное эффектной рельефной резьбой лосося; знаменитая резьба плодородия Венеры Лоссельской (23 000 до н.э.) близ Ласко в Дордони, ныне хранящаяся в Музее Аквитании в Бордо; Мадленский фриз Кап-Блан (15 000 лет до н.э.) близ Лосселя; убежище Рок-о-Сорсьер (12 000 лет до н.э.) в коммуне Англ-сюр-л’Англин во Вьенне, известное своим исключительным известняковым фризом; пещера Тук-д’Одубер (ок. 13,500 до н.э.) в департаменте Арьеж в центральных Пиренеях, известная своими рельефами бизонов.
Подробнее о хронологии палеолитической резьбы по камню см: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. лет до н.э.).
Открытие и раскопки
Археологическое место Рок-де-Серс расположено между Гротом дю Рок и Гротом де ла Вьерж, на правом берегу реки Эшель, притока Тувра, в 12 милях к северу от Гашеду, в Шаранте.
Впервые это место было раскопано д-ром Генри-Мартеном и А. Фавро в 1907-8 гг. Дальнейшие исследования проводились в 1909-20 и 1924-29 годах. Именно в 1927 году доктор Генри-Мартен обнаружил первые резные блоки известнякового фриза Рок-де-Серс у входа в пещеру у подножия скалы. По всей видимости, в результате воздействия льда на огромный выступ в устье святилища произошло частичное обрушение стен и крыши убежища вместе с известняковой резьбой и рельефами. Событие, подобное тому, что произошло в убежище Рок-о-Сорсьер в Англ-сюр-л’Англин.
Дальнейшие раскопки были прекращены в 1933 году и возобновлены только в 1951 году, когда археологи Р. Лантье и мадемуазель Г. Генри-Мартен обнаружили ряд новых наскальных рисунков.
О самых ранних в мире произведениях искусства см: Древнейшее искусство каменного века.
Датировка
При раскопках насыпи ниже по течению от убежища были найдены артефакты и отложения различных Homo sapiens sapiens профессий, датируемые периодом между 18 000 и 15 000 годами до нашей эры. Среди найденных артефактов – «феи де лауриер», плечевидные острия, ивовые острия, бурины, скребки, граттуары и лезвия. Обрабатываемый материал – в основном кремень, но также использовались горный хрусталь, кварц и кварцит. Находки больших скоплений мелких каменных обломков свидетельствуют о наличии литических мастерских.
Датировка скульптурных известняковых плит может быть уверенно отнесена к солютрейской эпохе, около 17 200 лет до н.э., поскольку они обрушились в точно датированные археологические отложения. К современным местам франко-кантабрийского пещерного искусства относятся: пещера Ле Плакар (17 500 лет до н.э.), отмеченная своими своеобразными абстрактными знаками; всемирно известные наскальные рисунки Ласко (с 17 000 лет до н.э.); наскальные рисунки Ла Пасиега (16 000 лет до н.э.) в Пуэнте-Виесго, Испания.
Фриз Рок-де-Серс
Реконструированный из 19 фрагментов 14 известняковых блоков, каменный фриз Рок-де-Серс имеет длину около 10 метров (33 фута) и занимает два яруса с достаточной преемственностью темы и стиля, чтобы предположить, что фриз представляет собой единое композиционное целое.
Хотя скульптуры подверглись значительной эрозии, сохранилось достаточно деталей, чтобы реконструировать способ их изготовления. Каменная поверхность стены была сначала вытесана, затёрта и выскоблена, и, кроме того, в процессе подготовки на скале было сделано несколько рисунков углём. Все основные резные фигуры в полной мере использовали морфологию имеющихся контуров, а для создания максимальной трёхмерности и анатомической детализации художники применили весь спектр барельефной скульптуры, гравировки и раскраски. Например, около 70 процентов изображений заштрихованы красной охрой или другими цветными пигментами, чтобы передать рельеф и анимацию. (Подробнее см: Цветовая палитра доисторического периода.)
Всего на фризе 52 изображения лошадей, бизонов, горных козлов и мускусных быков, почти все с непропорционально большими телами и короткими ногами. Существует два основных ансамбля: в одном преобладают козлы (западный), в другом – лошади (восточный). Зубры, хотя и в меньшем количестве, встречаются в обоих ансамблях. Кроме того, на фризе изображены две человеческие фигуры. Среди других ярких моментов: два самца горных козлов, противостоящих друг другу в сезон гона, и выгравированное изображение человека, преследуемого мускусным быком.
Существует видимое сходство между каменной скульптурой в Рок-де-Серс и наскальными рисунками в Парпалло (Гандия, Валенсия, Испания) и Фурно дю Дьябле (Бурдейль, Дордонь, Франция), но особенно с скульптурой в Рок-о-Сорсьер (Вьенна, Франция). Сходство между последней и Рок-о-Сорсьер, например, заключается в типах изображённых животных и способе изображения их ушей.
Другое пещерное искусство
Кроме исключительной каменной кладки, наскальное искусство в Рок-де-Серс также включает многочисленные абстрактные знаки (красные точки и неопределённые линии), а также множество примитивного ювелирного искусства, в виде проколотых раковин, зубов животных, предназначенных в качестве подвесок, ожерелий и других видов примитивных личных украшений.
Статьи по Теме
Гравюры Абри Кастане: самое раннее пещерное искусство во Франции
В 2007 году археологи, исследовавшие часть обрушившейся крыши скального убежища Абри Кастане в коммуне Сержак, Дордонь, обнаружили тайник с наскальными гравировками и абстрактными знаками на охристом блоке известняка. Выгравированные круговые символы, которые, как полагают, представляют женские гениталии, были датированы примерно 35 000 лет до н.э., что ставит их в один ряд с древнейшим франко-кантабрийским пещерным искусством этого региона.
Пещерные рисунки Шове: древнейшие доисторические фрески
Пещера Шове-Пон-д’Арк – одно из старейших мест в мире, известное своей доисторической наскальной живописью, наряду с наскальными рисунками Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.), пещерным искусством Сулавеси (37 900 лет до н.э.) и абстрактными знаками найденными в Альтамире (около 34 000 лет до н.э.).
Пещера Гаргас, трафареты рук
Пещера Гаргас (Grotte de Gargas) – одна из самых красивых пещер в Пиренеях и важный объект доисторического искусства, относящийся к ранней фазе граветтского искусства, предшествующей последнему ледниковому максимуму. Наиболее известна трагическая коллекция из более чем 200 трафаретов рук, в основном красного и чёрного цветов, многие из которых лишены пальцев или их частей.
Пещера Труа-Фрер, Арьеж
Давно признанная важным центром доисторического искусства на юго-западе Франции, пещера Les Trois Freres («Пещера трёх братьев» – по имени трёх сыновей графа Бегуена, открывшего её в 1914 году) была включена в число шести величайших памятников франко-кантабрийского пещерного искусства известным археологом и доисториком аббатом Анри Брейлем (1877-1961).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?