Пещерный фриз Рок-де-Серс:
солютрейские рельефы, наскальные гравюры читать ~4 мин.
Рок-де-Серс — это скальное убежище и святилище солютрейского периода, представляющее собой значимый и редкий памятник пещерного искусства. Памятник расположен недалеко от деревни Серс, к юго-востоку от Ангулема, в департаменте Шаранта. Несмотря на то, что здесь встречаются различные виды доисторического искусства, наибольшую известность ему принесла серия известняковых блоков, украшенных более чем 50 наскальными гравюрами и произведениями рельефной скульптуры с изображениями бизонов, лошадей и других животных.
Исследователи считают Рок-де-Серс важным эталоном солютрейского искусства, особенно в области доисторической скульптуры. Здесь древние художники, по-видимому, в полной мере использовали взаимодействие света и тени для создания объёмных форм. Большинство известняковых блоков сегодня являются частью постоянной коллекции искусства каменного века в Музее национальной археологии (Сен-Жермен-ан-Лайе), а их копии можно увидеть непосредственно в Рок-де-Серс.
Другие известные примеры доисторической рельефной скульптуры и наскальных петроглифов включают: грот Пуассон (Abri du Poisson) (ок. 23 000 лет до н. э.) близ Лез-Эзи-де-Тайак, известный эффектной рельефной резьбой лосося; знаменитую «Венеру Лоссельскую» (23 000 до н. э.), найденную близ Ласко и ныне хранящуюся в Музее Аквитании в Бордо; мадленский фриз из Кап-Блан (15 000 лет до н. э.); убежище Рок-о-Сорсье (12 000 лет до н. э.) в Англь-сюр-л’Англен, известное своим исключительным известняковым фризом; и пещеру Тюк-д’Одубер (ок. 13 500 лет до н. э.) в Пиренеях, знаменитую рельефами бизонов.
О хронологии палеолитической резьбы по камню см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н. э.).
Открытие и раскопки
Археологический памятник Рок-де-Серс расположен между пещерами Грот-дю-Рок и Грот-де-ла-Вьерж, на правом берегу реки Эшель, притока Тувра, примерно в 15 км к юго-востоку от Ангулема в департаменте Шаранта.
Впервые памятник был исследован доктором Анри-Мартеном (Dr. Henri-Martin) и А. Фавро в 1907–1908 годах. Дальнейшие работы проводились в 1909–1920 и 1924–1929 годах. В 1927 году Анри-Мартен обнаружил первые резные блоки известнякового фриза Рок-де-Серс у входа в пещеру. Вероятно, из-за воздействия льда на скальный выступ в устье святилища произошло частичное обрушение стен и крыши убежища вместе с рельефами. Похожее событие произошло в убежище Рок-о-Сорсье в Англь-сюр-л’Англен.
Дальнейшие раскопки были прекращены в 1933 году и возобновлены только в 1951 году, когда археологи Раймон Лантье и Жермена Анри-Мартен (дочь первооткрывателя) обнаружили ещё несколько резных блоков.
О древнейших произведениях искусства см.: Древнейшее искусство каменного века.
Датировка
При раскопках насыпи ниже по течению от убежища были найдены артефакты и отложения различных культурных слоёв `Homo sapiens`, датируемые периодом между 18 000 и 15 000 годами до н. э. Среди находок — листовидные наконечники «feuilles de laurier», плечевидные и иволистные острия, резцы, скребки и лезвия. Основным материалом для изготовления орудий служил кремень, но также использовались горный хрусталь, кварц и кварцит. Большие скопления мелких каменных обломков свидетельствуют о наличии здесь мастерских.
Скульптурные известняковые плиты уверенно датируются солютрейской эпохой, около 17 200 лет до н. э., поскольку они обрушились в точно датированные археологические слои. К современным этому памятнику образцам франко-кантабрийского пещерного искусства относятся: пещера Ле-Плакар (17 500 до н. э.), отмеченная своими своеобразными абстрактными знаками; всемирно известные росписи пещеры Ласко (с 17 000 до н. э.); пещерные росписи Ла-Пасьега (16 000 до н. э.) в Испании.
Фриз Рок-де-Серс
Каменный фриз Рок-де-Серс был реконструирован из 14 известняковых блоков, состоящих из 19 фрагментов. Его длина составляет около 10 метров, и он расположен в два яруса. Единство темы и стиля позволяет рассматривать фриз как целостную композицию.
Хотя скульптуры подверглись значительной эрозии, сохранилось достаточно деталей для реконструкции способа их изготовления. Каменную поверхность стены сначала выравнивали, зачищали и выскабливали. Кроме того, в процессе подготовки на скале были нанесены наброски углём. Резные фигуры в полной мере использовали морфологию скальных контуров, а для создания максимальной трёхмерности художники применяли техники барельефа, гравировки и раскраски. Около 70 процентов изображений покрыты красной охрой или другими пигментами для придания объёма и выразительности. (Подробнее см.: Цветовая палитра доисторического периода).
Всего фриз насчитывает 52 изображения лошадей, бизонов, горных козлов и мускусных быков, почти все с непропорционально большими телами и короткими ногами. Композиция состоит из двух основных групп: в одной преобладают козлы (западная часть), в другой — лошади (восточная). Зубры встречаются в обеих группах. Кроме того, на фризе изображены две человеческие фигуры. Среди ярких сцен — противоборство двух самцов горных козлов и выгравированное изображение человека, преследуемого мускусным быком.
Наблюдается заметное стилистическое сходство между каменной скульптурой в Рок-де-Серс и находками в Парпальо (Испания) и Фурно-дю-Дьябль (Франция), но особенно — со скульптурой из Рок-о-Сорсье. Сходство между Рок-де-Серс и Рок-о-Сорсье проявляется, например, в типах изображённых животных и в манере изображения их ушей.
Другое пещерное искусство
Кроме исключительных рельефов, наскальное искусство Рок-де-Серс включает абстрактные знаки (красные точки и линии), а также многочисленные предметы личного убранства. Это такие находки, как просверлённые раковины и зубы животных, которые использовались в качестве подвесок или элементов ожерелий.
Статьи по Теме
![]()
Гравюры Абри Кастане: самое раннее пещерное искусство во Франции
В 2007 году археологи, исследовавшие обрушившуюся часть свода скального убежища Абри-Кастане в коммуне Сержак (Дордонь), обнаружили на блоке известняка наскальные гравировки и абстрактные знаки.
![]()
Пещерные рисунки Шове: древнейшие доисторические фрески
Пещера Шове-Пон-д’Арк — одно из древнейших в мире мест, известных своей доисторической наскальной живописью. Она стоит в одном ряду с наскальными рисунками Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.), пещерным искусством Сулавеси (37 900 лет до н.э.) и абстрактными знаками, найденными в Альтамире (около 34 000 лет до н.э.).
![]()
Пещера Гаргас, трафареты рук
Пещера Гаргас (Grotte de Gargas) — одна из красивейших пещер в Пиренеях и важный памятник доисторического искусства. Она относится к ранней фазе граветтской культуры, предшествовавшей последнему ледниковому максимуму. Наибольшую известность пещере принесла загадочная коллекция из более чем 200 трафаретов рук, выполненных преимущественно красной и чёрной краской. Многие из этих изображений лишены пальцев или их частей,
![]()
Пещера Труа-Фрер, Арьеж
Пещера Труа-Фрер (Les Trois Frères), что в переводе означает «Пещера трёх братьев», — это признанный центр доисторического искусства на юго-западе Франции. Своё название она получила в честь трёх сыновей графа Анри Бегуэна, открывших её в 1914 году. Знаменитый археолог и специалист по доисторической эпохе, аббат Анри Брейль (1877–1961), включил её в число шести величайших памятников франко-кантабрийского пещерного искусства.
- Гравюры Абри Кастане: самое раннее пещерное искусство во Франции
- Пещерное искусство Куналда
- Пещерное искусство Сулавеси
- «Берлинский боксерский клуб» Роберта Шаренова, краткое содержание
- «Хроники Хайди» Венди Вассерстайн, краткое содержание
- «Эллипс, частичная инвентаризация Запада». Выставка в Галерее А3
- Режиссёрский дебют Дмитрия Добрякова на сцене родного «СамАрта» - семейный спектакль «Манюня»
- Юрий Кравец представил зрителям свою новую режиссёрскую работу - спектакль «Телефон доверия»
- В Кировском драмтеатре впервые проходит режиссёрская лаборатория
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?