Наскальное искусство пещеры Рукадур, Керси читать ~6 мин.
Пещера Рукадур (фр. Grotte de Roucadour) хранит одни из древнейших произведений искусства в департаменте Ло, относящиеся к раннему периоду граветтской культуры (около 24 000 года до н.э.). Она особенно известна своими наскальными гравюрами животных и птиц, большим количеством абстрактных знаков, а также выразительными трафаретами и отпечатками ладоней. Хотя эти произведения не были датированы напрямую радиоуглеродным методом, их относят к самой ранней фазе палеолитического искусства в регионе Керси. Такая атрибуция основана на стилистическом сходстве с росписями в соседних пещерах Пеш-Мерль, Куньяк и Кюссак.
Уникальность Рукадура заключается в том, что её доисторическое искусство, по-видимому, было создано в течение относительно короткого периода. В пещере отсутствуют признаки более поздних культурных наслоений — вся художественная композиция сохранилась в своём первозданном виде. Это даёт редкую возможность заглянуть в духовный и творческий мир людей верхнего палеолита. Археологический памятник Рукадур, включающий воронкообразный вход и несколько подземных галерей, был объявлен историческим памятником Франции в августе 1964 года. Однако из-за судебных разбирательств исследователи и учёные не могли посещать пещеру вплоть до 2002 года. Для широкой публики она по-прежнему закрыта. Подробнее о хронологии искусства каменного века во франко-кантабрийском регионе и за его пределами см.: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн лет до н.э.).
Граветтская культура, процветавшая в Европе примерно 33 000–21 000 лет назад, известна своими технологическими инновациями, такими как изобретение копьеметалки, и характерным искусством. Именно в этот период появились знаменитые «венеры палеолита» — статуэтки женщин с гипертрофированными формами. Наскальное искусство граветтской эпохи, ярким примером которого является Рукадур, отличается особым стилем изображений животных и обилием символических элементов, таких как отпечатки рук и сложные геометрические узоры. Эти произведения не просто украшали стены пещер, но и, вероятно, играли важную роль в ритуалах и верованиях древних людей.
Местоположение
Пещера Рукадур расположена на известняковом плато Грама недалеко от города Темин в исторической области Керси, входящей в департамент Ло, Франция. Вход в пещеру находится на южной стороне и имеет форму портала на краю карстовой воронки. Этот регион чрезвычайно богат искусством каменного века; ближайшая украшенная пещера, грот дез Эскабасс (фр. Grotte des Escabasses), находится всего в двух километрах. Среди других сокровищ искусства региона Керси — гравюры пещеры Казегро (около 16 000 года до н.э.), росписи пещеры Куньяк (23 000 год до н.э.) и росписи пещеры Пеш-Мерль (25 000 год до н.э.).
Открытие
Впервые вход в пещеру Рукадур был описан ещё в 1860 году основоположником спелеологии Эдуаром-Альфредом Мартелем (фр. Édouard-Alfred Martel), однако первые раскопки у входа начались лишь в 1950-х годах. Её петроглифы были обнаружены только в октябре 1962 года местными спелеологами Жаном-Полем Кусти (фр. Jean-Paul Cousty) и П. Ториссоном (фр. P. Taurisson). В 1963 году пещеру посетил знаменитый археолог и специалист по палеолиту аббат Андре Глори (фр. André Glory, 1906–1966), который посвятил три года изучению её наскальных гравюр. Его работа трагически оборвалась: 29 июля 1966 года он вместе со своим помощником, священником Жаном-Луи Вильвеем (фр. Jean-Louis Villeveygoux), пропал без вести во время исследования другого объекта — провала Истр. Их тела были найдены лишь спустя год. После этой трагедии из-за юридических споров пещера Рукадур была закрыта для любых исследований на 36 лет — с 1966 по 2002 год. С тех пор её изучали ведущие археологи и историки, включая Норбера Ожула (фр. Norbert Aujoulat, 1946–2011), Доминик Баффье (фр. Dominique Baffier) — куратора пещеры Шове с 2000 по 2014 год, Эммануэля Анати (итал. Emmanuel Anati, род. 1930) и Жана Клотта (фр. Jean Clottes, род. 1933).
Характеристики наскального искусства пещеры Рукадур
Рукадур, один из менее известных широкой публике памятников франко-кантабрийского наскального искусства, представляет собой большую пещеру. Её главная галерея достигает около 15 метров в высоту и 15–20 метров в длину, а боковая галерея, где и сосредоточена основная масса наскального искусства, простирается примерно на 40 метров. Согласно исследованиям Андре Глори, в пещере насчитывается около 150 гравюр с изображениями животных, среди которых: 40% — лошади, 30% — олени (преимущественно большерогие, или мегацеросы), 13% — бизоны, туры и серны, 7,5% — шерстистые мамонты, 4% — кошачьи и 4% — птицы. Кроме того, здесь обнаружено большое количество геометрических знаков и символов, включая более 600 вертикальных линий и 30 кругов, а также 12 трафаретов и отпечатков рук, выполненных красной охрой и чёрным углём. Стиль и тематика изображений, в частности отпечатки рук, круговые знаки и характерная форма голов лошадей, демонстрируют явное сходство с искусством из пещер Куньяк и Пеш-Мерль. На основании этого их датируют примерно 24 000 годом до н.э.
Подавляющее большинство изображений в Рукадуре выполнено в технике гравировки. Единственные примеры наскальной живописи — это отпечатки рук и небольшое число раскрашенных гравюр животных. В 2005 году с помощью рамановской микроскопии были проведены анализы цветных пигментов, использованных в росписях, чтобы определить состав доисторической цветовой палитры.
Эти исследования показали, что основным красным пигментом служил гематит; тёмно-красные оттенки также содержали магнетит, соединения марганца или уголь. В красных пигментах были обнаружены следы рутила и гипса. Белый цвет получали из кристаллов кальцита или кварца, а чёрные пигменты — из оксидов марганца с небольшим добавлением угля и следами анатаза. Полученные данные свидетельствуют о том, что доисторические художники Рукадура изготавливали краски из различных минералов, которые, по всей видимости, добывались из местных источников.
Другие палеолитические пещеры в департаменте Ло
Среди других знаменитых памятников наскального искусства в департаменте Ло выделяются:
Пещера Пеш-Мерль (25 000 лет до н.э.) — знаменита своими «Пятнистыми лошадьми».
Пещера Куньяк (23 000 лет до н.э.) — известна изображениями раненых людей.
Пещера Казегро (16 000 лет до н.э.) — примечательна своими гравюрами в стиле барельефа.
К менее известным украшенным пещерам в департаменте Ло относятся: Ле-Кюзуль-де-Браскони, Ле-Кюзуль-де-Мелани, Грот-де-Мервей, Грот-Каррио, Грот-Кристиан, Грот-де-Фо-Моннейёр, Грот-дю-Канталь, Грот-Марсена, Грот-де-Сент-Элизабет, Грот-дю-Мулен и Грот-де-Пергузе.
См. также
Подробнее о доисторических наскальных гравюрах во французских пещерах см. следующие статьи.
Гравюры Абри Кастане (ок. 35 000 лет до н.э.) Коммуна Сержак, Дордонь, Франция.
Пещера Ласко (с 17 000 лет до н.э.) Величайший памятник полихромной наскальной живописи.
Пещера Рок-де-Сер (ок. 17 000 лет до н.э.) Гашеду, Шаранта, Франция.
Фриз Кап Блан (15 000 лет до н.э.) Наиболее значимый образец мадленской рельефной скульптуры.
Пещера Фон-де-Гом (ок. 14 000 лет до н.э.) Важная мадленская пещера, известная своим «фризом с бизонами».
Пещера Руфиньяк (14 000 лет до н.э.) Содержит треть всех наскальных изображений мамонтов.
Пещера Тюк д’Одубер (ок. 13 500 г. до н.э.) Известна рельефной скульптурой бизонов.
Пещера Трёх Братьев (ок. 13 000 лет до н.э.) Арьеж, Верхние Пиренеи, Франция.
Рок-о-Сорсье (12 000 лет до н.э.) Англь-сюр-л’Англен, Вьенна, Пуату-Шаранта, Франция.
Пещера Ньо (12 000 лет до н.э.) Знаменита своей галереей «Чёрный зал».
Пещера Ле Комбарель (12 000 лет до н.э.) Крупное мадленское святилище, известное гравюрами животных.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?