Наскальное искусство пещеры Рукадур, Керси читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пещера Рукадур содержит некоторые из древнейших произведений искусства в департаменте Ло, относящиеся к раннему периоду гряветтского искусства (ок. 24 000 лет до н.э.). Особенно известна своими наскальными гравюрами животных и птиц, большим количеством абстрактных знаков, а также великолепными отпечатками рук и другими метками. Хотя эти произведения не датированы напрямую, они отнесены к самой ранней фазе палеолитического искусства, созданного в Керси, благодаря стилистическому сходству с росписями в соседних пещерах Пеш-Мерле, Куньяк и Кюсак. Более того, доисторическое искусство Рукадура было создано в течение сравнительно короткого периода времени. Например, в пещере отсутствуют признаки более поздних наслоений — вся художественная композиция сохранилась в своём первоначальном виде, что даёт нам редкую возможность заглянуть в духовный и творческий мир людей верхнего палеолита. Археологический памятник Рукадур — включающий воронкообразный вход и несколько подземных галерей — был объявлен историческим памятником Франции в августе 1964 года, однако судебные разбирательства не позволяли исследователям и учёным посещать пещеру вплоть до 2002 года. Для публичного доступа она по-прежнему закрыта. Подробнее о хронологии искусства каменного века во франко-кантабрийском регионе и за его пределами см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение
Расположенная на известняковом плато Грама, пещера Рукадур находится недалеко от города Темин, в исторической области Керси, входящей в департамент Ло, Франция. Вход в пещеру находится с южной стороны и имеет форму портала на краю карстовой воронки. Этот регион богат искусством каменного века; ближайшая украшенная пещера — грот дез Эскабасс — находится всего в двух километрах. Другие художественные сокровища региона Керси включают: гравюры пещеры Кассегро (ок. 16 000 лет до н.э.); росписи пещеры Куньяк (23 000 лет до н.э.) и росписи пещеры Пеш-Мерле (25 000 лет до н.э.).
Открытие
Пещера Рукадур была впервые обнаружена в 1860 году Э. А. Мартелем, однако первые раскопки у входа в пещеру проводились лишь в 1950-х годах, а её петроглифы были найдены только в октябре 1962 года местными спелеологами Жаном-Полем Кусси и П. Ториссоном. В 1963 году пещеру посетил знаменитый археолог и специалист по палеолиту аббат Андре Глори (1906–1966), который в течение трёх лет изучал наскальные гравюры, пока не исчез при загадочных обстоятельствах 29 июля 1966 года вместе со своим помощником — священником Жаном-Луи Вильвейгу. С 1966 по 2002 год пещера была закрыта для любых археологических исследований. С тех пор её изучали различные археологи и историки, включая Норбера Ожулэ (1946–2011), Доминик Бафье — куратора пещеры Шове (2000–2014), Эммануэля Анати (р. 1930) и Жана Клотта (р. 1933).
Характеристики наскального искусства пещеры Рукадур
Будучи одним из менее известных памятников франко-кантабрийского наскального искусства, Рукадур представляет собой большую пещеру с главной галереей высотой около 15 метров (50 футов) и длиной 15–20 метров (50–65 футов), а также боковой галереей длиной примерно 40 метров (130 футов), где сосредоточена основная масса наскального искусства. По данным Андре Глори, в пещере насчитывается около 150 гравюр с изображениями животных: 40% — лошади; 30% — олени (в основном мегацеросы); 13% — бизоны/тур/серны; 7,5% — шерстистые мамонты; 4% — кошачьи; и 4% — птицы. Кроме того, здесь имеется большое количество геометрических знаков и символов, включая более 600 вертикальных линий и 30 кругов. Также обнаружено 12 отпечатков рук (стенсилей и отпечатков ладоней), выполненных красной охрой и чёрной углеродной краской. Стиль и тематика изображений (в частности отпечатки рук, круговые знаки и форма голов лошадей) демонстрируют много общего с изображениями из пещер Куньяк и Пеш-Мерле. Вследствие этого им приписывают схожую датировку — около 24 000 лет до н.э.
Подавляющее большинство изображений выполнено гравировкой. Единственные примеры наскальной живописи — это отпечатки рук и относительно небольшое число раскрашенных гравюр животных. В 2005 году с помощью рамановской микроскопии (РМ) были проведены анализы цветных пигментов, использованных в росписях пещеры Рукадур, чтобы определить состав доисторической цветовой палитры. Эти исследования показали, что основным красным пигментом является гематит; тёмно-красные оттенки также содержали магнетит, марганец или углерод. В красных пигментах обнаружены следовые количества рутила и гипса. Белый цвет получали из кристаллов кальцита или кварца, а чёрные пигменты производили из марганца, небольших количеств углерода и следов анатаза. Полученные данные позволяют предположить, что доисторические художники Рукадура получали краски из различных природных минералов, все из которых, судя по всему, добывались в местных источниках.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?