Венера из Савиньяно читать ~6 мин.
Итальянская статуэтка «Венера из Савиньяно» — это доисторическая скульптура, которую относят к эпохе граветтского искусства (25 000–20 000 лет до н.э.). Обнаруженная в 1925 году, она превосходит по размерам большинство других фигурок «венер»: её высота составляет 22,5 сантиметра. Статуэтка вырезана из желтовато-зелёного серпентинита (стеатита). Её возраст является предметом дискуссий. На основании стилистического сходства с другими известными «венерами», в частности со стеатитовой Венерой из Полишинеля (также известной как Венера из Гримальди) и французской Венерой из Монпазье (25 000 лет до н.э.), большинство археологов датируют её поздним периодом искусства палеолита. Однако как минимум один исследователь относит её к искусству неолита (около 6000–2000 лет до н.э.). Венера из Савиньяно является частью коллекции доисторического искусства Музея Пигорини в Риме (Национальный музей доисторических времён и этнографии имени Луиджи Пигорини). Наряду с наскальной живописью пещеры Фумане близ Вероны (35 000 лет до н.э.), «Венерой из Полишинеля» из Бальци-Росси (около 25 000 лет до н.э., статуэтка получила название «Венера из Полишинеля» из-за своего характерного силуэта – её сильно выступающие живот и ягодицы напомнили исследователям гротескную фигуру Полишинеля из итальянской комедии) и гравюрами из пещеры Аддаура на горе Пеллегрино (11 000 лет до н.э.), Венера из Савиньяно считается одним из древнейших произведений искусства, найденных на территории Италии.
О хронологии скульптуры каменного века и других произведений искусства см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Открытие и датировка
Статуэтка была найдена в 1925 году Олиндо Замбелли (Olindo Zambelli) в местечке Пра-Мартин в коммуне Савиньяно-суль-Панаро, недалеко от Модены. Она была обнаружена на глубине около одного метра в глинистой почве во время строительных работ на конюшне. Находку передали художнику и профессору Джузеппе Грациози (Giuseppe Graziosi), который, осознав её ценность, выкупил её и пожертвовал Музею Пигорини в Риме. Важно отметить, что на месте обнаружения не было найдено никаких других следов наскального искусства или артефактов, которые указывали бы на принадлежность этого места к эпохе каменного века.
Это обстоятельство сделало прямую датировку невозможной. Ситуацию усугубило то, что Замбелли, прежде чем показать находку специалистам, тщательно её вымыл, уничтожив возможные органические остатки, которые могли бы помочь в определении возраста. В результате единственным методом датировки стал стилистический анализ и сравнение с другими фигурками граветтской культуры. Изначально возник спор: директор Музея Пигорини Уго Антониэлли считал Венеру неолитической, тогда как молодой археолог Паоло Грациози, сын Джузеппе, настаивал на её принадлежности к верхнему палеолиту. Последующие исследования подтвердили палеолитическую гипотезу, и сегодня статуэтку относят к граветтской культуре.
Характеристики
Венера из Савиньяно — одна из крупнейших палеолитических венер: её высота — 225 миллиметров, ширина — 48 миллиметров, глубина — 52 миллиметра, а вес — более полукилограмма. Она вырезана из цельного блока желтовато-зелёного серпентинита. Как и большинство подобных статуэток, она изображает обнажённую женщину с гипертрофированными женскими формами: бёдрами, животом, ягодицами и грудью. Голова имеет конусообразную, почти пирамидальную форму, плечи отсутствуют, а руки лишь намечены и не имеют кистей. Массивная грудь откинута назад, а живот и ягодицы сильно выступают. Объёмные бёдра переходят в короткие, сужающиеся книзу ноги без стоп. Фигурка хорошо сохранилась и отполирована; на голове, правой руке и нижней части ягодиц видны следы красной охры.
Фигурки, подобные Венере из Савиньяно, принято называть «палеолитическими венерами». Это обобщающее название для множества доисторических статуэток женщин, созданных в эпоху верхнего палеолита. Их находят по всей Евразии, от Пиренеев до Сибири. Хотя их точное предназначение неизвестно, исследователи полагают, что они могли служить символами плодородия, оберегами, талисманами на удачу или изображениями богини-матери. Общие черты, такие как преувеличенные женские атрибуты и отсутствие детализации лица и конечностей, указывают на их ритуальное, а не портретное предназначение.
Аналогичные итальянские «венеры»
В ходе масштабных раскопок искусства каменного века, проводившихся в пещерах Гримальди в Лигурии между 1883 и 1895 годами, антиквар из Марселя Луи Александр Жюльен обнаружил целую серию итальянских «венер» граветтского и эпиграветтского периодов. Как и в случае с Венерой из Савиньяно, ни одну из этих статуэток невозможно датировать напрямую, поскольку они не были найдены в чётко датируемых археологических слоях вместе с другими образцами наскального искусства. Тем не менее, учёные относят их к верхнему палеолиту из-за сильного стилистического сходства с архетипическими «венерами» европейской граветтской культуры. Венера из Савиньяно наиболее близка к Венере эль Ромбо и Венере из Полишинеля, которые датируются примерно 25 000 годом до н.э.
О самых древних скульптурах в мире см.: Самое древнее искусство каменного века.
Пятнадцать итальянских «венер», найденных в лигурских пещерах, включают, среди прочих:
Эти статуэтки представляют собой настоящую сокровищницу мобильного искусства и являются крупнейшей серией фигурок «венер» в Западной Европе, когда-либо обнаруженной в одном месте. Половина из них сейчас хранится в коллекции Национального музея древностей (Musée des Antiquités Nationales, MAN) в Сен-Жермен-ан-Ле, Франция.
Другие «венеры» палеолита
Ниже приведён краткий перечень самых известных женских резных фигурок эпох ориньяка и граветта верхнего палеолита.
Венера из Холе-Фельс (слоновая кость) (38 000–33 000 гг. до н.э.), Германия.
Венера из Гальгенберга (серпентинит) (30 000 лет до н.э.), Австрия.
Венера из Дольни-Вестонице (обожжённая глина) (26 000 лет до н.э.), Чехия.
Венера из Монпазье (лимонит) (25 000 лет до н.э.), Франция.
Венера Виллендорфская (известняк) (25 000 лет до н.э.), Австрия.
Венера из Мораван (слоновая кость) (24 000 лет до н.э.), Словакия.
Венера Лоссельская (известняк) (23 000 лет до н.э.), Франция.
Венера из Брассемпуи (слоновая кость) (23 000 лет до н.э.), Франция.
Венера из Леспюга (слоновая кость) (23 000 лет до н.э.), Франция.
Венеры из Костёнок (слоновая кость) (22 000 лет до н.э.), Россия.
Венера из Гагарино (вулканическая порода) (20 000 лет до н.э.), Россия.
Авдеевские венеры (мамонтовая кость) (ок. 20 000 лет до н.э.), Россия.
Мальтинские венеры (слоновая кость, рог северного оленя) (20 000 лет до н.э.), Россия.
Зарайские венеры (слоновая кость) (20 000 лет до н.э.), Россия.
К скульптурам среднего и позднего мадленского периода относятся российская Венера из Елисеевичей (14 000 лет до н.э.), немецкая Венера из Энгена (13 000 лет до н.э.) и Венера из Монрю-Нёшателя (ок. 10 000 лет до н.э.) — последняя из фигурок верхнего палеолита.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?