Венера из Савиньяно читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Итальянская статуэтка, известная как «Венера из Савиньяно», представляет собой доисторическую скульптуру, относимую к эпохе гряветтского искусства (25 000–20 000 гг. до н.э.). Обнаруженная в 1925 году, она выше большинства других венерских статуэток (её высота составляет 22 сантиметра) и вырезана из серпентинита (стеатита). Существуют разногласия относительно её возраста. На основании стилистического сопоставления с другими известными венерами — в частности, со стеатитовой Венерой из Полишинель (также известной как Венера из Гримальди), а также с французской Венерой из Монпазье (25 000 лет до н.э.) — археологи датируют её поздним периодом палеолитического искусства, однако по крайней мере один исследователь считает её произведением неолитического искусства (ок. 6000–2000 гг. до н.э.). Венера из Савиньяно входит в коллекцию доисторического искусства Музея Пигорини (Национальный доисторический этнографический музей им. Л. Пигорини) в Риме. Вместе с наскальными росписями пещеры Фумане близ Вероны (35 000 лет до н.э.), Венерой из Полишинель в Бальци-Росси (ок. 25 000 лет до н.э.) и гравюрами пещеры Аддаура на горе Пеллегрино (11 000 лет до н.э.) Венера из Савиньяно входит в число древнейших произведений искусства в Италии.
О хронологии скульптуры каменного века и других произведений искусства см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Открытие и датировка
Статуэтка была найдена в 1925 году господином Олиндо Замбелли в местности «Пра Мартин» в Савиньяно-сул-Панаро под Моденой. Погребённая на глубине 1,2 метра в глинистой почве, она была обнаружена во время строительных работ на конюшне. Находка была передана профессору Джузеппе Грациози, который пожертвовал её Музею Пигорини в Риме. При обнаружении на месте не было найдено никаких других следов древнего наскального искусства или артефактов, указывающих на принадлежность стоянки к каменному веку. Прямая датировка, таким образом, оказалась невозможной, что сделало необходимым стилистический анализ и сравнение с другими статуэтками граветтской культуры.
Характеристики
Венера из Савиньяно — высотой 225 миллиметров, шириной 48 миллиметров, глубиной 52 миллиметра и весом более полкилограмма — вырезана из блока жёлто-зеленоватого серпентинита. Как и все доисторические венерские статуэтки, она изображает полную обнажённую женщину с преувеличенными женскими формами и гениталиями. Голова напоминает конусообразную пирамиду; плечи отсутствуют, а руки лишь намечены и лишены кистей. Крупная грудь откинута назад, живот и ягодицы сильно выступают. Объёмные бёдра переходят в короткие сужающиеся ноги без ступнёй. Статуэтка хорошо сохранилась и отполирована; на голове, правой руке и нижней части ягодиц заметны следы красной охры.
Аналогичные итальянские венерские статуэтки
В ходе важных раскопок искусства каменного века в пещерах Гримальди в Лигурии между 1883 и 1895 годами антиквар из Марселя Луи Александр Жюльен обнаружил итальянские венерские статуэтки граветтского и эпиграветтского периодов. Как и Венера из Савиньяно, ни одна из этих статуэток не может быть датирована напрямую, поскольку они не были найдены вместе с другими образцами наскального искусства или в стратиграфически датируемых слоях. Тем не менее учёные относят их к верхнему палеолиту из-за их сильного сходства с архетипической Венерой европейского граветта. Венера из Савиньяно наиболее близка к Венере эль Ромбо и Венере из Полишинель, обе из которых датируются примерно 25 000 лет до н.э.
О самых древних скульптурах в мире см.: Самое древнее искусство каменного века.
Пятнадцать итальянских венер, найденных в лигурских пещерах, включают, среди прочих:
Эти статуэтки представляют собой настоящую сокровищницу мобильного искусства и составляют крупнейшую серию венерских фигурок в Западной Европе, когда-либо обнаруженную в одном месте. Половина из них сейчас хранится в коллекции Национального музея античности (Musée des Antiquités Nationales, MAN) в Сен-Жермен-ан-Ле, Франция.
Другие венерские статуэтки
Ниже приведён краткий перечень самых известных женских резных фигурок эпох ориньяк и граветт верхнего палеолита.
- Венера из Хо́ле-Фельс (слоновая кость) (38 000–33 000 гг. до н.э.), Германия.- Венера из Гальгенберга (серпентинит) (30 000 лет до н.э.), Австрия.- Венера из Дольни-Вестонице (обожжённая глина) (26 000 лет до н.э.), Чехия.- Венера из Монпазье (лимонит) (25 000 лет до н.э.), Франция.- Венера из Вилендорфа (известняк) (25 000 лет до н.э.), Австрия.- Венера из Моравани (слоновая кость) (24 000 лет до н.э.), Словакия.- Венера из Лосселя (известняк) (23 000 лет до н.э.), Франция.- Венера из Брасемпуя (слоновая кость) (23 000 лет до н.э.), Франция.- Венера из Леспюга (слоновая кость) (23 000 лет до н.э.), Франция.- Венера из Костёнок (слоновая кость) (22 000 лет до н.э.), Россия.- Венера из Гагарина (вулканическая порода) (20 000 лет до н.э.), Россия.- Венеры из Авдеева (мамонтовая кость) (ок. 20 000 лет до н.э.), Россия.- Мальтинские венеры (слоновая кость, рог северного оленя) (20 000 лет до н.э.), Россия.- Зара́йские венеры (слоновая кость) (20 000 лет до н.э.), Россия.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?