Венера Энгенская, Петерсфельс читать ~4 мин.
«Венера из Энгена» (также известная как «Венера из Петерсфельса» или Frauenidol von Engen) — одна из немногих «венер палеолита», созданных в эпоху мадленской культуры. Эта миниатюрная доисторическая скульптура вырезана из чёрного гагата — разновидности твёрдого угля (лигнита). Её обнаружили в конце 1920-х годов на археологическом памятнике Петерсфельс недалеко от города Энген в Германии.
Фигурка имеет сходство с «Венерой из Монрю-Нёшателя» (около 10 000 лет до н.э.), найденной в соседней Швейцарии. Другая известная женская статуэтка из гагата — «Венера из Пекарны» (12 500 лет до н.э.) — происходит из Моравии, Чехия. Артефакт из Энгена является частью коллекции доисторического искусства в Городском музее Энгена (Städtisches Museum). На стоянке Петерсфельс были найдены и другие, ещё более мелкие «венеры», имеющие схожую форму. Они выставлены в Археологическом музее Фрайбурга, Музее земли Баден-Вюртемберг и Музее Зингена. Другие примечательные образцы палеолитического искусства из Германии и Австрии включают «Венеру из Холе-Фельс» (38 000–33 000 гг. до н.э.), «Венеру из Гальгенберга» (30 000 лет до н.э.) и «Венеру из Виллендорфа» (25 000 лет до н.э.).
Находка и исследования
Стоянка Петерсфельс — это пещера около Боденского озера, один из важнейших палеолитических памятников Центральной Европы. Она была заселена примерно с 13 500 по 8 000 год до н.э. и служила базой для охоты на мигрирующие стада северных оленей. Поблизости находятся и другие значимые мадленские стоянки, такие как Кесслерлох и Швейцерсбильд. Первые раскопки в пещере проводил археолог-любитель Эдуард Петерс с 1927 по 1932 год. К сожалению, его методы были несовершенны, что привело к утере части артефактов и неверной интерпретации стратиграфических слоёв.
О самых ранних скульптурах в мире
см.: Самое древнее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
О хронологии и местах находок европейских
«венер» см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Несмотря на это, Петерс обнаружил несколько предметов наскального искусства, включая «Венеру из Петерсфельса» и другие образцы скульптуры. В 1974–1979 годах стоянку более тщательно исследовал Герд Альбрехт. Он обнаружил множество артефактов, включая каменные орудия (резцы, скребки), костяные свистки, изделия из слоновой кости и небольшие петроглифы.
Характеристики
«Венера из Энгена» высотой около 40 мм является самой крупной из фигурок, найденных в Петерсфельсе; размеры остальных варьируются от 15 до 30 мм. Все эти предметы древнего ювелирного искусства вырезаны из гагата и, вероятно, использовались в качестве подвесок. Они относятся к так называемому типу «Лаланд-Гённерсдорф» — или «femmes sans tête» (женщины без голов). Для этого стиля характерны сильно стилизованные женские тела с удлинённым торсом, преувеличенно большими ягодицами и едва намеченной грудью. Похожий пример — русская «Венера из Елисеевичей» (14 000 лет до н.э.). Такие изображения встречаются не только в виде мобильного искусства, но и как настенные гравюры и рельефы в пещерах. Аналогичные фигурки были найдены на стоянках во Франции, Бельгии, Германии, Италии, Моравии, Польше и Украине.
Материал и символика
Гагат, из которого сделана «Венера из Энгена», — это полудрагоценный поделочный камень органического происхождения. Он лёгок, относительно мягок и хорошо поддаётся обработке, а после полировки приобретает глубокий чёрный цвет и блеск. Выбор этого материала не был случайным: его тёмный цвет мог иметь ритуальное значение, а редкость и красота подчёркивали ценность изделия. Создание даже такой миниатюрной фигурки требовало от мастера большого умения и терпения, а также использования острых кремнёвых инструментов для резьбы и абразивов для шлифовки.
Точное назначение «палеолитических венер» остаётся предметом дискуссий. Наиболее популярная теория гласит, что они были символами плодородия и материнства, что подчёркивается преувеличенными формами тела. Их могли использовать в ритуалах, связанных с продолжением рода или успехом в охоте. Другие исследователи предполагают, что фигурки могли служить амулетами, оберегами или даже изображениями богини-прародительницы. Отсутствие черт лица у большинства таких статуэток, включая «Венеру из Энгена», указывает на то, что акцент делался не на индивидуальности, а на универсальном образе женщины.
Другие известные «палеолитические венеры»
Другие знаменитые резные изделия из слоновой кости и каменные скульптуры этого жанра, перечисленные по странам и регионам, включают:
ЧЕХИЯ
Венера из Дольни-Вестонице (26 000 лет до н.э.)
Керамическая фигурка, найденная близ Брно.
СЛОВАКИЯ
Венера из Мораван (24 000–22 000 гг. до н.э.)
Слоновая кость, обнаруженная в Мораванах-над-Вагом, Трнавский край.
ФРАНЦИЯ
Венера из Монпазье (25 000 лет до н.э.)
Фигурка из лимонита, найденная в Дордони.
Венера из Лосселя (23 000 лет до н.э.)
Рельеф, вырезанный в известняке; хранится в Музее Аквитании, Бордо.
Венера из Брассемпуя (23 000 лет до н.э.)
Мамонтовая кость из департамента Ланды в Аквитании.
Венера из Леспюг (23 000 лет до н.э.)
Резная фигурка из слоновой кости, обнаруженная в регионе Верхняя Гаронна.
РОССИЯ
Венера из Гагарино (20 000 лет до н.э.)
Резьба по вулканической породе, найденная у реки Дон.
Венера из Костёнок (22 000 лет до н.э.)
Фигурка из мамонтовой кости, обнаруженная в Донском регионе.
Авдеевские венеры (20 000 лет до н.э.)
Изделия из слоновой кости, найденные близ Курска.
Мальтинские венеры (20 000 лет до н.э.)
Фигурки из слоновой кости, раскопанные близ озера Байкал в Иркутской области.
Зарайские венеры (20 000 лет до н.э.)
Изделия из слоновой кости, обнаруженные под Зарайском, юго-восточнее Москвы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?