Венера из Холе Фельс читать ~6 мин.
Уникальный предмет доисторической скульптуры, созданный во время ориньякской культуры верхнего палеолита, — небольшая резьба по слоновой кости в форме женской фигуры. Она известна как Венера из Холе Фельс (также называют Венера Шелклингена, «Венера Шельклингенская», «Венера Швабская»; на немецком — Venus vom Hohlen Fels, Venus vom Hohle Fels, Venus von Schelklingen). Находка была обнаружена во время раскопок в 2008 году в пещере Холе Фельс в регионе Швабская Юра на юго-западе Германии. Артефакт датируется периодом 38–33 000 лет до нашей эры, что делает её старейшей из фигурок Венеры и самым ранним примером изобразительного искусства, известным археологии.

Это крошечное произведение доисторического искусства имеет ряд уникальных особенностей, а также несколько характеристик, типичных для более поздних женских фигурок, таких как Венера Виллендорфская. Однако её крайний возраст проливает новый свет на истоки искусства каменного века. Находка демонстрирует, что ориньякская культура была намного более развитой, чем предполагалось ранее.
Ряд других важных произведений мобильного искусства был найден в районе горы Холенштайн. Среди них — первая полностью неповреждённая резьба по слоновой кости мамонта и других животных, найденная в пещере Фогельхерд в 2006 году. Она датируется 33 000 лет до нашей эры и относится к резьбе по слоновой кости из Швабской Юры.
Как Шелклингенская Венера, так и мамонт Фогельхерд были обнаружены археологами из отдела доисторических исследований Тюбингенского университета. Кроме того, фрагменты фигурки из слоновой кости, известной как Человек-Лев из Холенштайн-Штадель (датируемые примерно 38 000 лет до н.э.), также были обнаружены в этом регионе в 1939 году и окончательно собраны к 1969 году.
Венера из Холе Фельс была центральным экспонатом крупной выставки в Штутгарте (2009–2010) под названием «Искусство и культура ледникового периода». См. также: Древнее искусство (2,5 миллиона до н.э. — 400 лет н.э.).
См. также: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Характеристики
Венера из Холе Фельс имеет высоту около 6 см и была вырезана из бивня шерстистого мамонта. Она собрана из шести фрагментов, найденных в скоплении на глубине около 3 метров под землёй. Левая рука и плечо всё ещё отсутствуют.
У фигурки короткое и приземистое тело, талия которого немного уже широких плеч и бёдер. У скульптуры нет головы — на её месте между плечами выступает резное кольцо. Это указывает на то, что фигурку, вероятно, носили как подвеску или амулет.
Скульптура наделена выдающейся грудью. Две короткие руки с высеченными пальцами аккуратной формы опираются на верхнюю часть живота. Ряд глубоко вытравленных горизонтальных складок (возможно, изображающих одежду) пересекает туловище от области чуть ниже груди до лобкового треугольника. Ягодицы и гениталии изображены преувеличенно, а ноги маленькие и заострённые.
Некоторые характеристики Венеры из Холе Фельс напоминают другие скульптуры Венеры из ориньякского периода. В частности, тучная форма, акцент на женские атрибуты с соответствующим отсутствием внимания к голове и конечностям. Похожие черты имеют Венера Гальгенбергская (Австрия) и Венера Монпазье (Франция).
Аналогичные особенности характерны для более поздних образцов периода Граветта (около 27 000–22 000 лет до н.э.). Среди них: Венера из Долни-Вестонице (Чешская Республика), Венера из Виллендорфа (Австрия), Венера Савиньяно (Италия), Венера из Мораван над Вагом (Словакия), Венера Брассемпуи (Франция), Венера Леспужская (Франция), известняковый барельеф Венера Лоссель (Франция).
К этой группе относятся также российские находки: Венера Костенковская (Воронежская область), Венера Гагаринская (Липецкая область), Авдеевские венеры (Курская область), Мальтинские Венеры (Сибирь), Зарайские Венеры (Московская область) и Елисеевичская Венера (14 000 лет до н.э.) из Брянской области.
Открытие и исследование
Артефакт был обнаружен в пещере Холе Фельс (по-немецки «полая скала») недалеко от Шелклингена группой археологов из Тюбингенского университета во главе с профессором Николасом Конардом. Результаты исследования были опубликованы в престижном журнале Nature.
Шесть фрагментов были найдены в зале пещеры на глубине около 3 метров, примерно в 200 метрах от входа. Они лежали в хорошо сохранившемся слое красно-коричневого глинистого ила под пятью ориньякскими горизонтами, датированными радиоуглеродным методом 30–40 000 лет до н.э.
Стратиграфический контекст включал около двенадцати неповреждённых антропогенных элементов. Толщина культурного слоя (60 см – 1,2 м) указывает на то, что Венера была создана в начале ориньякской эры, примерно 35–40 000 лет до н.э. Это опровергает утверждения о том, что фигуративные изображения появились только на более поздних этапах швабского ориньякского периода (около 33 000 лет до н.э.).
Примечательно, что более 20 предыдущих находок в Швабии были изображениями животных или териантропов — человеческих фигур среди них не было.
Любопытно, что ни пещера Холе Фельс, ни другие швабские пещеры Холенштайн-Штадель и Фогельхерд не содержат значительных пещерных произведений искусства, таких как наскальные рисунки или гравюры.
Открытие Венеры из Холе Фельс отодвигает дату древнейшей доисторической резьбы по крайней мере на 2000, а возможно, и на 7000 лет — с 33 000 до 35–40 000 лет до нашей эры. По словам профессора Николаса Дж. Конарда, находка «в корне меняет наши взгляды на древнейшее палеолитическое искусство».
Хорошее состояние фрагментов и тот факт, что они лежали на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга, свидетельствует о том, что Венера практически не пострадала от каких-либо природных воздействий во время пребывания в земле.
В нескольких метрах от этого места команда также обнаружила флейту, вырезанную из кости стервятника, датируемую 34 000 лет до нашей эры. Это делает её самым старым известным музыкальным инструментом. Также были найдены костяные изделия, изображающие оленей, лошадей, медведей, мамонтов и горных козлов.
Чтобы понять, как Шелклингенская Венера вписывается в эволюцию петроглифов и других наскальных изображений доисторической эры верхнего палеолита, см.: Хронология доисторического искусства.
Интерпретация
Как и в случае с более поздними статуэтками Венеры, преувеличенные репродуктивные атрибуты фигуры позволяют предположить, что она могла служить символом плодородия.
Каким бы ни было точное значение Шелклингенской Венеры, чрезвычайно трудоёмкая работа с использованием только примитивных инструментов свидетельствует о том, что это произведение первобытного искусства имело особенно высокую ценность в глазах создавших её мастеров.
Венера из Холе Фельс может не выглядеть как сложный пример палеолитического пластического искусства, но это не должно вводить в заблуждение. Все палеоантропологи и археологи согласны с тем, что вырезание человеческой фигуры — фактически любое графическое изображение узнаваемой человеческой формы — представляет собой важный эволюционный шаг вперёд в культурном развитии человечества.
Подробнее о петроглифах и пиктограммах каменного века — в статьях: Наскальное искусство, Наскальная живопись (39 000–9 500 до н.э.), Раннее искусство и Древнейшее искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?