Венера из Холе Фельс читать ~6 мин.
Уникальный предмет доисторической скульптуры, созданный во время ориньякской культуры верхнего палеолита, небольшая резьба по слоновой кости в форме женской фигуры, известная как Венера из Холе Фельс (также называют Венера Шелклингена, «Венера Шельклингенская», «Венера Швабская»; на немецком – Venus vom Hohlen Fels, Venus vom Hohle Fels, Venus von Schelklingen) – была обнаружена во время раскопок в 2008 году в пещере Холе Фельс в регионе Швабская Юра на юго-западе Германии. Находка датируется периодом 38–33 000 лет до нашей эры, что делает его старейшей из фигурок Венеры и самым ранним примером изобразительного искусства, известным археологии.
Это крошечное произведение доисторического искусства имеет ряд уникальных особенностей, а также несколько характеристик, типичных для более поздних женских фигурок, таких как Венера Виллендорфская. Однако её крайний возраст проливает новый свет на истоки искусства каменного века, демонстрируя, что ориньякская культура была намного более развитой, чем предполагалось ранее. Ряд других важных произведений компактных предметов искусства был найден в районе горы Холенштайн, в том числе первая полностью неповреждённая резьба по слоновой кости мамонта (и других животных), найденная в пещере Фогельхерд в 2006 году, датируемая 33 000 лет до нашей эры – Резьба по слоновой кости из Швабской Юры.
И Шелклингенская Венера и мамонт Фогельхерд были обнаружены археологами из отдела доисторических исследований Немецкого университета Тюбингена. Кроме того, фрагменты фигурки из слоновой кости, известной как Человек-Лев из Холенштайн-Штадель (датируемые примерно 38 000 лет до н.э.) – также были обнаружены в этом месте в 1939 году и окончательно собраны к 1969 году. Венера Холе Фельс была изюминкой крупной выставки в Штутгарте (2009-2010) под названием «Искусство и культура ледникового периода». См. Также: Древнее искусство (2,5 миллиона до н.э. – 400 лет н.э.).
См. Также: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Характеристики
Венера из Холе Фелс имеет высоту около 6 см и была вырезана из бивня шерстистого мамонта. Она собрана из шести фрагментов, найденных в скоплении на глубине около 3 метров под землёй, хотя левая рука и плечо всё ещё отсутствуют. У неё короткое и приземистое тело, талия которого немного уже, чем его широкие плечи и широкие бедра. У фигурки нет головы; на её месте между плечами выступает резное кольцо, что указывает на то, что скульптуру, вероятно, носили как подвеску или амулет. Фигура наделена выдающейся грудью, а две её короткие руки с высеченными пальцами аккуратной формы опираются на верхнюю часть живота. Ряд глубоко вытравленных горизонтальных складок (указывающих на одежду?) пересекают туловище от области чуть ниже груди до лобкового треугольника. Ягодицы и гениталии изображены преувеличенно, а ноги маленькие и заострённые.
Некоторые характеристики Венеры Холе Фельс, в частности, тучная форма, акцент на женские атрибуты (и руки) с соответствующим отсутствием внимания к голове, рукам и ногам, напоминают другие скульптуры Венеры из ориньякского периода, такие как как Венера Гальгенбергская (Австрия) и Венера Монпазье (Франция), а также более поздние образцы периода Граветта (около 22000-27000 гг. до н.э.), включая Венеру из Долни-Вестонице (Чешская Республика), Венеру из Виллендорфа (Австрия), Венеру Савиньяно (Италия), Венеру из Мораван над Вагом (Словакия), Венеру Брассемпуи (Франция), Венеру Леспужскую (Франция) известняковый барельеф Венера Лоссель (Франция), Венеру Костенковскую (Воронеж, Россия), Венеру Гагаринскую (Липецк, Россия), Авдеевских венер (Курск, Россия) Мальтинских Венер (Сибирь, Россия), Зарайских Венер (Московская область, Россия) и Елисеевичскую Венеру (14 000 лет до н.э.) из Брянска, Россия.
Открытие и знакомство
Этот предмет был обнаружен в пещере Холе Фельс (по-немецки «полая скала») недалеко от Шелклингена группой археологов из Тюбингенского университета во главе с профессором Николасом Конардом, как сообщалось в престижном журнале Nature. Шесть фрагментов были найдены в зале пещеры примерно на 3 метрах под землёй примерно в 200 метрах от входа в пещеру. Они лежали в хорошо сохранившемся слое красно-коричневого глинистого ила под пятью ориньякскими горизонтами (датированные радиоуглеродом 30-40 000 лет до н.э.), с примерно двенадцатью стратиграфически неповреждёнными антропогенными элементами. Толщина последнего (60см-1,2м) указывает на то, что Венера была создана в начале ориньякской эры, примерно 35-40 000 лет до н.э. и опровергает утверждения о том, что образные (фигуративные) изображения появились только на более поздних этапах швабского ориньякского периода (около 33 г.000 лет до н.э.). (Примечание: более 20 предыдущих находок в Швабии были изображениями животных или териантропов – человеческих фигур среди них не было.)
Любопытно, что ни пещера Холе-Фелс, ни другие швабские пещеры Холенштайн-Штадель и Фогельхерд не оставили каких-либо значительных пещерных произведений искусства, таких как наскальные рисунки или гравюры.
Фактически, открытие Венеры из Холе Фельс отодвигает дату древнейшей доисторической резьбы по крайней мере на 2000, а возможно и на 7000 лет, то есть с 33000 до 35-40 000 лет до нашей эры). По словам профессора Николаса Дж. Конарда, находка “в корне меняет наши взгляды на древнейшее палеолитическое искусство”.
Хорошее состояние фрагментов и тот факт, что они лежали на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга, предполагает, что Венера практически не пострадала от каких-либо катаклизмов во время пребывания в земле. В нескольких метрах от этого места команда также обнаружила флейту, вырезанную из кости стервятника, датируемую 34 000 лет до нашей эры, что делает её самым старым известным музыкальным инструментом, а также кости (возможно, слоновые), изображающие оленей, лошадей, медведей, мамонтов и горных козлов.
Чтобы увидеть, как Шелклингенская Венера вписывается в эволюцию петроглифов и других наскальных изображений в доисторическую эру верхнего палеолита, см.: Хронология доисторического искусства.
Интерпретация
Как и в случае с более поздними статуэтками Венеры, преувеличенные репродуктивные атрибуты фигуры позволяют предположить, что это мог быть символ плодородия.
Каким бы ни было точное значение или интерпретация Шелклингенской Венеры, чрезвычайно трудоёмкая работа с использованием только примитивных инструментов предполагает, что это произведение первобытного искусства имело особенно высокую ценность в глазах скульптора(ов), который вырезал Это.
Венера Höhle Fels не может выглядеть как сложный пример палеолитического пластического искусства, но пусть это не вводит вас в заблуждение. Все палеоантропологи и археологи согласны с тем, что вырезание человеческой фигуры – в действительности любое графическое изображение (гравюра, живопись или иное) узнаваемой человеческой формы – представляет собой важный эволюционный шаг вперёд в культурном развитии человечества.
Подробнее о петроглифах и пиктограммах каменного века – в статьях: Наскальное искусство, Наскальная живопись (39 000 – 9 500 до н.э.), Раннее искусство и Древнейшее искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?