Доисторическая скульптура читать ~19 мин.
В доисторическом искусстве преобладает настенное искусство, такое как наскальная живопись и пещерные петроглифы. Скульптура — форма портативного, или мобильного искусства, — из-за своей хрупкости и подверженности утере встречается реже. Тем не менее она не менее важна для понимания интеллектуального и художественного развития древних культур и мастерства их создателей.
Скульптура по своей природе сложнее двухмерных изображений, таких как рисунки или живопись. Поэтому неудивительно, что с совершенствованием орудий труда в каменном веке — от примитивных рубил до узкоспециализированных инструментов с разнообразными лезвиями и формами — развивалось и искусство скульптуры. Появление анатомически современного человека, сменившего неандертальцев около 40 000 лет до н.э., оказало огромное влияние как на орудийную культуру, так и на скульптуру верхнего палеолита, особенно в ориньякский, граветтский и мадленский периоды. Подробнее см. Искусство и культура палеолита.
Чтобы увидеть, как статуи, рельефы и другие резные изделия развивались в хронологическом порядке в эпоху палеолита, мезолита и неолита, см: Хронология доисторического искусства.
Древнейшая доисторическая скульптура
Самой древней известной скульптурой каменного века является Венера из Берехат-Рама, найденная на Голанских высотах, которая датируется ашельской культурой нижнего палеолита. Примерно к тому же периоду относится и – Венера из Тан-Тана, обнаруженная в Марокко. Оба этих человекоподобных объекта, изготовленных из вулканической породы (кварцита), были созданы не неандертальцами (Homo neanderthalensis), а более ранним видом, человеком прямоходящим (Homo erectus), и отличаются крайне примитивным стилем.
Удивительно, но следующей древнейшей доисторической скульптурой является Венера из Холе-Фельс (38 000–33 000 лет до н.э.). Причина такого большого временного разрыва между этими находками неясна, но эта фигурка свидетельствует о высоком уровне развития ранней ориньякской культуры. Археологи и палеоантропологи сходятся во мнении, что огромное количество доисторических стоянок, захоронений и артефактов ещё не открыто. Поэтому наше представление о том, что считать древнейшим искусством, вероятно, будет неоднократно меняться в будущем.
Материалы, использовавшиеся в доисторической скульптуре
Материалы были весьма разнообразны и зависели от региона. Чаще всего доисторические скульпторы использовали кость и бивни мамонта (примечание: к ним относят любые зубы или бивни животных), а также менее долговечное дерево. Кроме кости и дерева, художники ваяли из камня, особенно из мягких пород, таких как известняк, стеатит и песчаник, а также из более твёрдых пород, таких как кварцит и серпентин. Глина и терракота также широко использовались для изготовления фигурок в каменном веке. В позднем мезолите и неолите, с появлением более прочных инструментов, скульпторы начали работать с мрамором, известняком, порфиром и гранитом. Реже они использовали драгоценные материалы, такие как серебро, золото и нефрит, и начали отливать из бронзы, олова и цинка.
Типы доисторической скульптуры
Существует пять основных типов или категорий скульптуры каменного века:
Примитивные человекоподобные объекты (ок. 230 000 – 700 000 до н.э.)
- К этой категории относятся объекты нижнего палеолита, такие как упомянутые выше венеры из Берехат-Рама и Тан-Тана. Некоторые археологи считают их результатом естественной эрозии, а не человеческой деятельности.
Примитивные рельефы (начиная с 23 000 года до н.э.)
- Появление наскальных рельефов связано с возможностью работать в защищённых и уединённых пещерах.
Фигурки Венеры (начиная с 40 000 лет до н.э.)
- Эти небольшие стеатопигические (с преувеличенными ягодицами) фигурки Венер, созданные преимущественно в ориньякскую и граветтскую эпохи (40 000–20 000 лет до н.э.), были найдены по всей Европе и за её пределами. Считается, что они имели тотемное или ритуальное значение, связанное с плодородием.
Антропоморфные фигуры (начиная с 30 000 года до н.э.)
- Эти фигуры, значительно различающиеся по размеру, чертам и териантропическому (зверочеловеческому) содержанию, датируются средним ориньяком.
Фигуры животных (начиная с 33 000 лет до н.э.)
- Это наиболее разнообразный вид доисторической скульптуры, часто имеющий мифологическое или религиозное значение.
Характеристики доисторической скульптуры
Примитивные человекоподобные объекты
Из всего древнего искусства доисторического периода скульптуры нижнего палеолита являются самыми примитивными. Обнаруженная в 1981 году Венера из Берехат-Рама была настолько грубо выполнена, что некоторые археологи отказывались признавать её произведением искусства, полагая, что её форма возникла в результате естественной эрозии. Только когда в 1999 году был обнаружен второй подобный объект (Венера из Тан-Тана), датированный той же эпохой, эти сомнения в значительной степени развеялись. Оба объекта не имеют никакого сходства с фигурками Венер верхнего палеолита.
Рельефы
Единственный вид резьбы по камню, который можно классифицировать как «пещерное искусство», поскольку он является частью скальной породы. Рельефная скульптура обычно встречается там, где стены пещеры сложены из относительно мягкого камня, например известняка. Так было с двумя великими граветтскими шедеврами: барельефом в пещере Абри дю Пуассон (ок. 23 000 до н.э.) и Венерой из Лосселя (ок. 23 000 до н.э.), расположенными во французской Дордони. Рельеф Венеры из Лосселя, один из шести подобных, был вырезан на большом блоке известняка, который, вероятно, откололся от стены пещеры. В отличие от большинства других фигур Венер, её руки видны достаточно чётко.
Ещё одним шедевром франко-кантабрийского пещерного искусства является великолепный горельеф бизонов из пещеры Тюк-д’Одубер (ок. 13 500 лет до н.э.), обнаруженный в Арьеже, Франция. Созданный в мадленский период, он находился в глубине пещеры, в 750 метрах от входа. Сделанная из необожжённой глины, рельефная скульптура изображает двух великолепных бизонов, рядом с которыми находились запасы необработанной глины. Большинство глиняных рельефов, изваянных в каменном веке, не сохранилось. К другим важным рельефам относятся изображения животных и другое мегалитическое искусство в святилище Гёбекли-Тепе в Турции.
Фигурки Венеры
Было найдено более 100 фигурок Венер эпохи верхнего палеолита; почти все они высотой от 5 до 25 см. У большинства из них есть несколько общих признаков: все они изображают женскую фигуру; их форма почти всегда отличается выраженной тучностью, с сужением кверху (голова) и книзу (ноги); особое внимание уделяется груди, животу, вульве, бёдрам и ягодицам, что контрастирует с малым вниманием к остальным частям тела. Голова, например, обычно маленькая и без особых деталей. Однако, хотя эти скульптуры намеренно подчёркивают женские физические характеристики и, таким образом, затрагивают тему плодородия, лишь немногие из них изображают беременность.
Ещё одна примечательная особенность этих статуэток заключается в том, что, хотя их образцы были найдены по всей Западной, Центральной и Восточной Европе, ни одна из них до сих пор не была обнаружена в Испании или Португалии, несмотря на значительную художественную активность в этом регионе в период верхнего палеолита.
Менее известные Венеры включают французскую Венеру из Монпазье (ок. 25 000 лет до н.э.), словацких Венер из Градока и Мораван (ок. 24 000 лет до н.э.), русскую Венеру из Гагарино (20 000 до н.э.), сибирских Мальтинских Венер (ок. 20 000 до н.э.) и швейцарскую Венеру из Энгена (ок. 13 000 до н.э.).
Антропоморфные фигуры
Как и статуэтки Венер, эти доисторические антропоморфные фигурки вырезались из самых разных материалов, включая слоновую кость (Человек-лев из Холенштайн-Штаделя), кальцит (скульптура «Влюблённые из Айн-Сахри»), дерево (Шигирский идол – древнейшая известная резьба по дереву), песчаник (Рыбоподобное божество из Лепенски-Вира), терракоту (Мыслитель из Чернаводэ), мрамор (неолитическая греческая женская фигурка, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), бронзу (Танцующая девушка из Мохенджо-Даро) и многие другие. Большинство из них были относительно небольшими и, возможно, предназначались для личного пользования. Хотя интерпретации значительно варьируются, многие из этих человеческих или получеловеческих скульптур имеют ритуальное или тотемное значение, отражая мифологию или религиозные верования их племён.
Фигуры животных
Вероятно, это самый распространённый сюжет в скульптуре каменного века. Животные изображались в различных стилях, что отражает их важность в рационе и образе жизни доисторических охотников-собирателей, а также их символический или тотемный статус в религиозных верованиях того времени.
Некоторые впечатляющие примеры включают Плывущего оленя (ок. 11 000 лет до н.э.), вырезанного из бивня мамонта; серебряную иранскую статуэтку, известную как Коленопреклонённый бык с сосудом (ок. 3000 лет до н.э.); известняковую Гуэннольскую львицу (ок. 3000–2800 до н.э.); золотую статуэтку, известную как Майкопский бык (ок. 2500 до н.э.), и многие другие.
Другой важной формой пластического искусства, возникшей в каменном веке, является древняя керамика. Самый древний в мире образец см: керамика пещеры Сяньжэньдун (ок. 18 000 лет до н.э.).
История доисторической скульптуры
Скульптура палеолита
Венера из Берехат-Рама (230 000 – 700 000 до н.э.)
- Считается древнейшей известной резьбой в истории скульптуры. Она была обнаружена на Голанских высотах в 1981 году археологом Н. Горен-Инбаром. Её статус как артефакта значительно укрепился после раскопок марокканской Венеры из Тан-Тана.
Венера из Тан-Тана (200 000 – 500 000 до н.э.)
- Эта вторая фигурка эпохи нижнего палеолита, предшествующей Homo sapiens, возможно, была изваяна представителем ашельской культуры, жившим вдоль одного из миграционных путей того времени.
Человек-лев из Холенштайн-Штаделя (ок. 38 000 лет до н.э.)
- Одна из двух человекоподобных фигур, найденных в пещерах долины Лоне на юго-западе Германии. Фрагменты резьбы ориньякского периода были впервые найдены в 1939 году, но полностью собрать фигурку удалось только в 1997–1998 годах. Она считается древнейшей в мире известной антропоморфной (зверочеловеческой) скульптурой. См: Ориньякское искусство (40 000-25 000 до н.э.).
Венера из Холе-Фельс (38 000-33 000 лет до н.э.)
- Древнейшая известная скульптура женской фигуры. Эта резьба по слоновой кости (также известная как Венера из Шельклингена) является одним из многих артефактов, обнаруженных в пещерах Швабского Альба.
Резьба по слоновой кости из пещеры Фогельхерд (Швабский Альб) (33 000 лет до н.э.)
- Эти древние скульптуры включают древнейшую известную резьбу животных (шерстистого мамонта), а также древнейшие известные трёхмерные изображения львов и лошадей. Находки были сделаны в пещерах Фогельхерд, Холенштайн-Штадель, Гайсенклостерле и Холе-Фельс.
Венера Гальгенбергская (также называемая Фигурка из Штратцинга) (ок. 30 000 лет до н.э.)
- Найденная по частям на стоянке охотников-собирателей в Нижней Австрии, эта маленькая фигурка из зелёного серпентина демонстрирует чётко обозначенные женские гениталии. Это древнейший предмет доисторического пластического искусства, найденный в Австрии.
Венера из Дольни-Вестонице (ок. 26 000 – 24 000 до н.э.)
- Обнаруженная в 1925 году на палеолитической стоянке в Моравии, недалеко от Брно, эта одиннадцатисантиметровая фигурка относится к позднеориньякской или раннеграветтской культуре и является древнейшей известной керамической фигуркой.
Венера из Монпазье (ок. 25 000 до н.э.)
- Найденная в 1970 году, эта фигурка Венеры из зелёного стеатита демонстрирует характерные увеличенные ягодицы, живот и вульву. Это древнейшее известное произведение доисторического пластического искусства, найденное во Франции.
Венера Виллендорфская (ок. 25 000 до н.э.)
- Одна из самых известных стеатитовых фигурок Венер верхнего палеолита. Эта выразительная статуэтка с огромной свисающей грудью, выступающим животом и преувеличенными ягодицами была обнаружена в 1908 году недалеко от австрийского города Кремс. См: Граветтское искусство (25 000-20 000 лет до н.э.).
Венера из Савиньяно (ок. 24 000 до н.э.)
- Самая известная доисторическая статуэтка, найденная на территории Италии. Венера из Савиньяно изваяна из цельного блока зеленовато-жёлтого серпентина.
Венера из Мораван (ок. 24 000 – 22 000 до н.э.)
- Найденная в 1938 году недалеко от Пьештян в Словакии, эта резьба по кости мамонта высотой около 8 см находится в музее Братиславского Града.
Венера из Лосселя (ок. 23 000 до н.э.)
- Найденный в 1911 году недалеко от пещер Ласко, этот барельеф обнажённой женщины высотой около 46 см слегка окрашен красной охрой. Фигура была найдена в церемониальной зоне скального убежища и держит в правой руке рог бизона с 13 зарубками, что, возможно, символизирует количество лунных месяцев или менструальных циклов в году. Является частью постоянной коллекции Музея Аквитании в Бордо.
Лосось из пещеры Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000 до н.э.)
- Ещё одна рельефная скульптура граветтской культуры, расположенная недалеко от Лез-Эзи-де-Тайак во французской Дордони. Представляет собой барельеф атлантического лосося (Salmo salar) длиной более метра. Это единственная известная скульптура рыбы эпохи палеолита.
Венера из Брассемпуи (ок. 23 000 до н.э.)
- Детализация черт лица этой 4-сантиметровой женской головы, вырезанной из бивня мамонта, делает её одним из первых известных примеров доисторического портретного искусства. Скульптура, созданная в граветтский период, была обнаружена в 1892 году в пещере Брассемпуи на юго-западе Франции.
Венера из Леспюга (ок. 23 000 лет до н.э.)
- Найденная в 1922 году в пещере Ле-Ридо, недалеко от деревни Леспюг во Франции, эта 15-сантиметровая статуэтка из слоновой кости представляет собой сильно стилизованное изображение. Её маятникообразная грудь, преувеличенные ягодицы и бёдра представляют собой почти гротескное преувеличение типичных черт «Венер». В настоящее время хранится в Музее человека в Париже.
Венера Костёнковская (Бивень мамонта) (ок. 22 000 до н.э.)
- Один из множества артефактов, раскопанных на палеолитической стоянке Костёнки, является древнейшим известным примером доисторической русской скульптуры.
Венера из Гагарино (ок. 20 000 до н.э.)
- Вырезанная из вулканической породы, 5-сантиметровая Венера из Гагарино была найдена в 1926 году недалеко от реки Дон на юге России. Она была извлечена со стоянки каменного века вместе с многочисленными доисторическими артефактами, орудиями труда и костями животных.
Авдеевские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
- Серия статуэток из слоновой кости, вырезанных в традиции Костёнки-Гагарино, найденных около Курска в центральной России. Скульпторы из Авдеево, как правило, изготавливали фигурки Венер с менее выраженной тучностью и меньшим акцентом на гениталиях.
Мальтинские венеры (ок. 20 000 до н.э.)
- Древнейшие известные резные изделия, найденные в Сибири, обнаружены в Усольском районе у озера Байкал в России. Изготовленные из бивня мамонта или рога северного оленя, некоторые из них имеют черты, схожие с европейскими «Венерами». Являются частью постоянной коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Зарайские венеры (ок. 20 000 лет до н.э.)
- Фигурки из слоновой кости в авдеевском стиле из Московской области. Зарайская стоянка также известна своей граветтской фигуркой бизона из слоновой кости.
Гравюры из пещеры Рок-де-Сер (ок. 17 200 до н.э.)
- Пещера Рок-де-Сер является эталоном солютрейской доисторической скульптуры. Она знаменита четырнадцатью скульптурными, гравированными и раскрашенными известняковыми блоками, украшенными пятьюдесятью наскальными гравюрами и барельефами животных. См: Солютрейское искусство (20 000-15 000 до н.э.).
Фриз из Кап-Блан (15 000 до н.э.)
- Важнейший пример мадленской наскальной скульптуры, 13-метровый известняковый фриз в Кап-Блан включает фигуры лошадей, бизонов и оленей, некоторые из которых достигают более 2 метров в длину. В пещере также была обнаружена хорошо сохранившаяся могила мадленской девушки.
Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.)
- Редкая фигурка Венеры мадленского периода из Брянской области. Она совершенно не похожа на статуэтки из Костёнок, Авдеево и Гагарино, а напоминает французскую «Венеру Нескромную» (Venus Impudique, 14 000 лет до н.э.).
Бизоны из Тюк-д’Одубера (ок. 13 500 лет до н.э.)
- Горельефные глиняные скульптуры самца и самки бизона, найденные в 1912 году глубоко в мадленской пещере Тюк-д’Одубер на юге Франции. Найденные рядом заготовки свидетельствуют о том, что пещера могла функционировать как место для создания скульптур.
Венера из Энгена (Петерсфельс) (ок. 13 000 лет до н.э.)
- Фигурка, имеющая близкое сходство с Венерой из Монруза (см. ниже). Вырезанная из гагата (разновидности бурого угля), работа из Энгена была найдена примерно в 70 милях от Монруза, но она на 3000 лет старше. См: Мадленское искусство (15 000-10 000 лет до н.э.).
Плывущий олень (ок. 11 000 лет до н.э.)
- Французская скульптура позднего ледникового периода, изображающая двух плывущих оленей, сейчас находится в Британском музее в Лондоне. Считается одним из старейших произведений искусства в коллекции музея.
Венера из Монруз-Невшателя (ок. 10 000 до н.э.)
- Мадленская подвеска из чёрного гагата в виде стилизованной человеческой фигуры высотой около 2,5 см. Она была найдена в 1991 году в Невшателе, Швейцария.
Известные произведения наскального искусства, созданные во время палеолита, см: Пещерная живопись 30 000-10 000 лет до н.э. и Петроглифы (290 000-4 000 лет до н.э.).
Скульптура мезолита
Влюблённые из Айн-Сахри (ок. 9000 до н.э.)
- Шедевр мезолитического искусства, эта полуабстрактная фаллическая скульптура (напоминающая «Поцелуй» Бранкузи) была найдена в одной из пещер Айн-Сахри недалеко от Вифлеема.
Обнажённая женщина из Гёбекли-Тепе (ок. 9000 лет до н.э.)
- Барельефная скульптура обнажённой женщины в позе на корточках, найденная на чрезвычайно важном археологическом объекте Гёбекли-Тепе (около Эдессы в юго-восточной Турции) – древнейшем из известных религиозных сооружений, созданных человеком.
Шигирский идол (ок. 7500 до н.э.)
- Древнейшая известная резьба по дереву в мире. Эта фигура была обнаружена в 1890 году на Шигирском торфянике, недалеко от Екатеринбурга на Среднем Урале.
Греческая лежащая женская фигурка (ок. 6000 до н.э.)
- Эта антропоморфная фигурка в необычной позе из греческого неолита может изображать богиню. Её глаза в форме кофейных зёрен напоминают о румынской культуре Кукутень (4500–3000 гг. до н.э.). Сейчас находится в Археологическом музее города Волос.
- Для сравнения см. античную греческую скульптуру.
Сидящая на троне богиня из Чатал-Хююка (ок. 6000 до н.э.)
- Терракотовая глиняная скульптура обнажённой богини-матери, готовящейся к родам и сидящей на троне с подлокотниками в виде леопардов. Обнаруженная в 1961 году в Анатолии, на юге центральной части Турции, она была одним из многих сокровищ неолитического искусства, найденных на крупном археологическом памятнике Чатал-Хююк.
Видовданка (5500-4700 гг. до н.э.)
- Терракотовая статуэтка, найденная в 1930 году на стоянке Винча-Бело-Брдо, недалеко от Белграда, Сербия. Сейчас находится в Национальном музее Сербии. См. также: Терракотовая армия, созданная в период искусства династии Цинь (221-206 гг. до н.э.).
Неолитическая скульптура
Рыбоподобное божество из Лепенски-Вира (5000 до н.э.)
- Одна из многочисленных териантропических скульптур, вырезанных из круглых валунов песчаника, из сербского поселения Лепенски-Вир, с широким, похожим на рыбий, ртом. Сейчас находится в Национальном музее в Белграде.
Мыслитель из Чернаводэ («Гындиторул») (ок. 5000 до н.э.)
- Терракотовая скульптура культуры Хаманджия, обнаруженная в 1956 году вместе с похожими, но безголовыми фигурками (включая Сидящую женщину из Чернаводэ) в неолитическом некрополе. Считается одной из величайших скульптур в истории, хранится в Национальном историческом музее в Бухаресте.
Греческая женская фигурка (ок. 4250 г. до н.э.)
- Знаменитая мраморная статуэтка в стиле «Венер» (20 см в высоту) из греческого неолита. Свисающая грудь, преувеличенные ягодицы и бёдра типичны для более ранних статуэток Венер эпохи палеолита и позволяют предположить, что она могла быть символом плодородия. Сейчас находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Для сравнения см: Скульптура Древней Греции.
Египетская женская фигурка (ок. 3700 г. до н.э.)
- Эта фигурка из кости гиппопотама и лазурита высотой около 10 см, датируемая периодом Накада I (4000–3500 гг. до н.э.), возможно, была символом плодородия, созданным как произведение погребального искусства для возрождения в загробной жизни. Для сравнения с другими произведениями искусства из Африки см: Африканская скульптура.
Египетская траурная фигурка (ок. 3500 г. до н.э.)
- Изготовленная из терракоты, окрашенной охрой, эта минималистичная гуманоидная скульптура эпохи Накада II (3500–3100 гг. до н.э.) была извлечена из погребения в Эль-Мамарии, Египет. Сейчас хранится в Бруклинском музее искусств в Нью-Йорке. Подробнее об искусстве в Древнем Египте см: Египетская скульптура.
Жрец-царь из Месопотамии (ок. 3300 г. до н.э.)
- Схематичное изображение царственной фигуры, эта 30-сантиметровая известняковая статуя из Урука периода Древнего Ирака характерна для многих месопотамских изображений царских особ. Сейчас находится в Лувре, Париж. См: Месопотамское искусство (4500-539 гг. до н.э.).
Спящая леди Мальты (3100 до н.э.)
- Знаковый символ мальтийского доисторического храмового периода (4100–2500 до н.э.). Эта лежащая терракотовая фигура – вероятно, богиня-мать – была извлечена из Гипогея Хал-Сафлиени, неолитического подземного погребального центра.
Коленопреклонённый бык с сосудом (ок. 3000 лет до н.э.)
- Один из древнейших шедевров металлообработки, он был изготовлен месопотамскими мастерами по серебру в протоэламский период. Состоит из натуралистичной головы и передних копыт быка, с полой нижней половиной, украшенной абстрактными резными узорами. Вероятно, в основе лежит мифологическая тема. Сейчас находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Гуэннольская львица (ок. 3000-2800 до н.э.)
- Эта фигурка львицы из иранского известняка, размером около 8 см, протоэламского периода, может представлять мифологическую Инанну, богиню любви и войны. Возможно, она даже служила моделью или копией более крупной скульптуры.
Баран в чаще (ок. 2500 г. до н.э.)
- Одно из самых известных произведений месопотамской скульптуры (известны два экземпляра). Хотя название фигуры отсылает к библейскому отрывку, она изображает козла, а не барана, и связана с древним месопотамским мифом о плодородии. Фигура была извлечена из «Большой ямы смерти» в Уре и сделана из красного известняка и ракушечника, покрытого позолоченной медью и лазуритом. Один экземпляр находится в Британском музее в Лондоне, а другой — в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета.
Бык из Майкопа (ок. 2500 г. до н.э.)
- Один из четырёх золотых и серебряных быков, найденных в неолитическом царском кургане близ Майкопа на Северном Кавказе в России. Размер фигурки 7,5 см. Стилистически напоминающая пластическое искусство Месопотамии и Шумера – например, протоэламского коленопреклонённого быка с сосудом – это сокровище сейчас хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Танцующая девушка из Мохенджо-Даро (ок. 2500 г. до н.э.)
- Это необычайно «современное» произведение ранней индийской скульптуры является шедевром бронзовой скульптуры хараппской культуры из цивилизации долины Инда. Она изображает девушку, одетую только в ожерелье и браслеты, чья дерзкая поза предполагает, что она вот-вот начнёт танцевать. Сейчас находится в Национальном музее искусств в Нью-Дели.
Имдугуд между двумя оленями (ок. 2500 г. до н.э.)
- Как и «Баран в чаще», этот рельеф из меди был обнаружен в городе-государстве Ур в Телль-эль-Убайде. Первоначально он был установлен над входом в храм Нинхурсаг и изображал львиноголового орла Имдугуда с двумя мифологическими оленями, присутствие и значение которых остаётся неясным.
- Величайшие скульптуры всех времён
- Фриз Кап-Блан: Мадленская рельефная скульптура, Дордонь
- Венера из Гагарино
- Венера Гальгенбергская
- Костёнковские венеры
- Средневековая скульптура
- «Носки Джорджа Вашингтона» Эльвиры Вудрафф, краткое содержание
- «Остров тысячи зеркал» Найоми Мунавира, краткое содержание
- «Поездка Пола Ревира» Дэвида Хакетта Фишера, краткое содержание
- «Под ногами Иисуса» Хелены Марии Вирамонтес, краткое содержание
- В Омском драмтеатре прошла премьера спектакля «Мария», поставленного главным режиссёром театра
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?