Венера Мораванская читать ~2 мин.
«Венера Мораванская» (словацк. Moravianska venuša) — это доисторическая фигурка из слоновой кости, одна из многих так называемых палеолитических венер. Она была создана в период граветтской культуры верхнего палеолита (около 33 000–22 000 лет до н.э.). Эти статуэтки, ставшие первым общеевропейским видом доисторической скульптуры, вырезались из различных материалов: мягкого камня, кости (включая слоновую), дерева или керамической глины. Как правило, они изображали полную или беременную женщину. Примеры этого вида доисторического искусства были найдены на археологических стоянках от Франции до Сибири.

Примечание: палеолитические венеры граветтской культуры не следует путать с двумя артефактами нижнего палеолита, известными как Венера из Тан-Тана и Венера из Берехат-Рама. Оба этих объекта датируются периодом от 200 000 до 500 000 лет до н.э.
Открытие и характеристики
«Венера Мораванская» была найдена в 1930-х годах в Словакии. Её обнаружил фермер Штефан Гульман-Петрех на стоянке Мораваны-Подковица, расположенной недалеко от деревни Мораваны-над-Вагом в западной Словакии. Впоследствии фигурку отправили для экспертизы в Париж всемирно известному специалисту по палеолиту, аббату Анри Брейлю. Исследования подтвердили её принадлежность к эпохе палеолита, однако возвращена в Словакию статуэтка была только в 1967 году.
Фигурка высотой 7,6 см вырезана из бивня мамонта. Радиоуглеродное датирование определило её возраст примерно в 22 800 лет до н.э., что относит её к виллендорф-костёнковской культуре, также известной как верхний или восточный граветт искусства каменного века. Создание антропоморфной скульптуры является важным этапом в эволюции древнего искусства и значительным шагом в культурном развитии человечества.
В отличие от многих других палеолитических венер, таких как «Венера Виллендорфская» с её гипертрофированными формами, «Венера Мораванская» отличается более реалистичными и изящными пропорциями. У неё чётко выражены голова, торс и конечности, при этом черты лица отсутствуют, что характерно для большинства подобных статуэток. Эта стилистическая особенность позволяет некоторым исследователям предполагать, что фигурка могла изображать не конкретную женщину, а обобщённый символ женственности или плодородия.
Материал, из которого изготовлена венера, — бивень мамонта — напрямую связывает её с культурой граветтских общин, основу выживания которых составляла охота на этих гигантских животных. Фигурки могли выполнять ритуальные функции, служить амулетами, связанными с культом плодородия, или использоваться в шаманских практиках. Их широкое распространение по всей Европе свидетельствует о наличии общих верований и культурных связей между доисторическими сообществами.
С «Венеры Мораванской» было сделано несколько копий. Они периодически выставляются в Музее естественной истории в Вене, Словацком национальном музее в Братиславском Граде и Археологическом институте Словацкой академии наук в Нитре. Оригинал статуэтки хранится в хранилище Национального банка Словакии в Братиславе.
Самый древний образец пещерного искусства из Центральной Европы см: Пещерное искусство Колибоаи (30 000 лет до н.э.).
100 самых древних произведений искусства см: Древнейшее искусство каменного века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?