Венера Виллендорфская читать ~3 мин.
«Венера Виллендорфская» — один из самых известных образцов доисторической скульптуры. Статуэтка вырезана из оолитового известняка и является одной из нескольких подобных фигурок, обнаруженных во время археологических раскопок палеолитической стоянки в Виллендорфе, Австрия. На этой территории было найдено множество артефактов граветтской культуры (около 28 000–22 000 лет до н.э.). «Венера Виллендорфская» принадлежит к группе женских статуэток, известных как «палеолитические Венеры», которые создавались по всей Европе в период граветтского искусства. Ещё одним примером является её более древняя австрийская «сестра» из Штратцинга — «Венера Гальгенбергская» (около 30 000 лет до н.э.).
Другие известные примеры доисторического искусства этого периода включают немецкую «Венеру из Холе-Фельс» (около 40 000–35 000 лет до н.э.), стеатопигическую «Венеру из Монпазье» (около 25 000 лет до н.э.) и французскую «Венеру из Брассемпуи» (около 23 000 лет до н.э.).
Чтобы понять место «Венеры Виллендорфской» в общем контексте развития петроглифов и другого наскального искусства эпохи верхнего палеолита, можно обратиться к хронологии доисторического искусства.

Открытие
Фигурка была обнаружена в 1908 году австро-венгерским археологом Йозефом Сомбати (Josef Szombathy) в ходе систематических раскопок граветтского поселения в Нижней Австрии, недалеко от города Кремс-ан-дер-Донау.
Для ознакомления с древнейшим в Центральной Европе образцом верхнепалеолитического пещерного искусства см. статью «Наскальные рисунки в пещере Колибоая» (около 30 000 лет до н.э.).
Описание и характеристики
Высота фигурки составляет 11,1 см. Скульптура, вырезанная из желтоватого известняка и подкрашенная красной охрой, изображает женщину с гипертрофированными грудью, животом и ягодицами. Это реалистичное изображение тучной женской фигуры. Черты лица отсутствуют, а голова покрыта узором, который интерпретируется как причёска из косичек или плетёный головной убор. Ноги отсутствуют, что позволяет предположить, что статуэтка не предназначалась для установки на поверхность. Пупок и вульва чётко проработаны.
Датировка
«Венера Виллендорфская» относится к граветтской культуре эпохи верхнего палеолита. Новые исследования стратиграфического слоя, в котором она была найдена, позволили датировать её примерно 30 000 годом до н.э. Сегодня она является частью коллекции доисторического искусства в Музее естественной истории в Вене.
Для ознакомления со ста древнейшими произведениями искусства см. статью «Древнейшее искусство каменного века: топ-100 работ».
Интерпретация
«Венеру Виллендорфскую» отличает подчёркнутое изображение тучности. Некоторые исследователи предполагают, что в условиях дефицита пищи и редкости ожирения такая полнота могла символизировать плодородие, здоровье и выживаемость, а сама фигурка служила ритуальным целям. Отсутствие аналогичных мужских фигур не опровергает эту теорию, поскольку мужские изображения в искусстве каменного века встречаются значительно реже. Женское тело традиционно сакрализировалось как символ плодородия и продолжения рода.
Другие «палеолитические Венеры»
«Венера Виллендорфская» была создана в тот же период, что и другие известные статуэтки каменного века. Среди них: барельефная «Венера Лоссельская» (Франция), керамическая «Венера из Дольни-Вестонице» (Чехия), вырезанная из слоновой кости «Венера Леспюгская» (Франция), стеатитовая «Венера Савиньянская» (Италия) и каменная «Венера из Гагарино» (Россия). К этому же периоду относятся русские статуэтки из бивня мамонта: «Авдеевские Венеры», «Костёнковская Венера», «Мальтинские Венеры» и «Зарайские Венеры». Происхождение и культурное значение этих ранних статуэток до сих пор остаются предметом изучения. Более позднюю русскую резьбу мадленского периода представляет «Венера из Елисеевичей» (14 000 лет до н.э.), найденная в Брянской области.
Следует отметить, что эти верхнепалеолитические «Венеры» не связаны с двумя более древними антропоморфными фигурками — «Венерой из Берехат-Рама» и «Венерой из Тан-Тана», которые относятся к ашельской культуре (их возраст составляет не менее 500 000 лет).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?