Словарь художественных терминов по печатной графике читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Ниже приведены объяснения терминов, используемых в истории и видах печатной графики.
A – B – C – D – E – F – G – H – J – K – M – N – Q – R – S – T – U – Z
A
Anastatic Метод рельефного травления, противоположный обычному (интаглио). Изображение, предназначенное для печати, наносится кистью или пером непосредственно на пластину с помощью асфальтового лака; в результате при помещении пластины в кислотную или травильную ванну все участки, которые должны остаться белыми или ненапечатанными, вытравливаются. Уильям Блейк использовал этот способ для текста и иллюстраций в своих книгах. Aquatint Метод травления, использующий тональные пятна вместо линий и штриховки. Пластина покрывается либо порошковым асфальтом, либо канифолью. Затем её нагревают; это приводит к тому, что порошок плавится и распадается на тысячи мельчайших частичек. Контроль тональных участков между погружениями в кислотную ванну осуществляется нанесением лака для изоляции (стоппинг-аут).
B
Artist’s proof Один из пробных оттисков (или отпечатков) в ограниченном тираже оригинальных графических работ. Все они подписываются и имеют номер, например 7/32; это означает, что данный оттиск является седьмым из тиража в 32 экземпляра. Art О различных формах и категориях искусства см.: Виды искусства. Baren Гладкая плоская подушечка с ручкой, используемая для ручной печати с деревянных клише. Тесно связана с японскими художниками-графиками. Baxter print Метод печати масляными красками, разработанный Джорджем Бакстером (1804–1867). Среди его лучших работ — копия «Снятия с креста» Рубенса и «Открытие первого парламента королевы Виктории», за которую он был награждён австрийской золотой медалью. Blind printing Размещение увлажнённой бумаги на неокрашенной пластине или клише для получения рельефного изображения. Brayer Валик, используемый для разведения и нанесения краски на клише или пластину. Изготавливается из твёрдой резины или желатинового состава.
C
Chiaroscuro woodcut Монохромный рельефный метод печати, основанный на использовании нескольких клише с различной глубиной тона, но с применением чернил одного цвета. В основном разработан Уго да Карпи (1450–1525) и экспериментально использован немцами Лукасом Кранахом и Гансом Бальдунгом; значительный вклад в совершенствование этого метода внёс резчик по дереву Кранаха Йост де Негкер. Clay-block Простой процесс, при котором используется плотная глина, уложенная в неглубокую прямоугольную форму. Линейный рисунок затем процарапывается на глине остриём ножа или подобным инструментом. Counter-proof Оттиск гравюры или травления, полученный с ещё влажного пробного отпечатка. Для этого лист увлажнённой печатной бумаги накладывается на влажный пробный оттиск, и оба пропускаются через печатный станок. Это помогает художнику увидеть, как выглядит пластина, и облегчает обнаружение ошибок. Currier and Ives Prints Раскрашенные вручную литографии, издававшиеся Натаниэлем Кёрриером (1803–1888) и Джеймсом М. Айвзом (1824–1895). Их тематика охватывала современные американские сцены: спорт, сентиментальные сюжеты, политику, катастрофы, городскую жизнь, железные дороги и пароходы.
D
Dabber Инструмент, несколько напоминающий мюллер (стеклянный или каменный шлифовальный кругок для растирания пигментов), но снизу имеющий толстую шерстяную подушечку, покрытую кожей; предназначен для нанесения грунта на травильную пластину. Второй тип покрыт плотной шерстяной тканью и используется для вдавливания краски в углублённые линии интаглио при печати. Dry-point Метод интаглио, родственный гравировке. Выполняется на медных и цинковых пластинах с помощью твёрдого стального инструмента — сухой иглы (dry-point) или алмазного стилуса. Главная особенность — более мягкие линии по сравнению с гравюрой. Это происходит потому, что стальная игла или алмаз образуют небольшой заусенец (барр), который удерживает немного краски при протирании пластины (см. Etching). Dust box Коробка с мелкой сетчатой нижней частью, частично заполненная порошковым асфальтом или канифолью; при встряхивании используется для нанесения грунта на пластину при создании акватинты. Dutch mordant Альтернатива азотной кислоте при травлении пластины. Представляет собой раствор соляной кислоты и хлората калия. Ванна Смилли, которую некоторые предпочитают для акватинты, является более концентрированной версией этого раствора.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?