Паблик-арт (общественное искусство) читать ~9 мин.
Теоретически термин «паблик-арт» (общественное или муниципальное искусство) обозначает любое произведение искусства, предназначенное и размещённое в общедоступном пространстве – от сквера до стены внутри здания, открытого для публики. Однако на практике, поскольку значительная часть таких произведений искусства оказывается спрятанной на складах или в частных государственных учреждениях, более точное определение может звучать так:
Паблик-арт – зонтичный термин, включающий любое произведение искусства, приобретённое на общественные средства или ставшее общественным достоянием (в результате пожертвования, публичной демонстрации и т.д.), независимо от того, где оно расположено в обществе и кто его видит.
Виды общественного искусства
Большинство видов общественного искусства, сохранившихся со времён античности, представляют собой различные виды каменной кладки – погребальные памятники, статуи и другие религиозные или архитектурные скульптуры. Однако сегодня в категорию общественного искусства входит огромное количество произведений изобразительного, декоративного и пластического искусства.
Наряду с архитектурой и скульптурой, в неё входят живопись, витражи, керамика, мозаика, гобелен, а также многочисленные виды современного искусства, такие как ландшафтное искусство, Ассембляж, Инсталляции и Перфомансы (вместе с сопутствующими им Событиями – Happenings), и др. Оно включает в себя временные экспозиции, такие как «Снежки» Энди Голдсуорси (Лондон, 2000), временные выставки (например, яйца Фаберже) или временные архитектурные сооружения в честь определённых событий (например, купол Миллениум в Лондоне).
Места и объекты для паблик-арта
Объекты для городского искусства обычно располагаются в городских центрах и могут включать площади, площади или пешеходные зоны, основные магистрали, подходы к общественным зданиям, таким как правительственные учреждения, судебные инстанции, муниципальные коммунальные и транспортные центры, аэропорты, музеи и библиотеки, кампусы университетов или колледжей и т.д. Кроме того, произведения искусства могут быть размещены в зданиях государственных и местных органов власти, а также в церквях и других общественных местах поклонения.
Некоторые виды паблик-арта (экологические земляные работы) могут располагаться в отдалённых районах; другие виды паблик-арта (голограммы, фейерверки) могут проецироваться на ночное небо. Неотъемлемой чертой последнего становится компьютерное искусство.
Истоки паблик-арта
Греческие города были первыми сторонниками назидательных достоинств религиозного и социального искусства (преимущественно скульптуры), способного быть увиденным и оценённым всем обществом. Высшим образцом общественного искусства в Древней Греции является Парфенон (ок. 447-422 гг. до н.э.) на Акрополе в Афинах.
Позднее римские власти для демонстрации величия Рима устанавливали во всех уголках империи массовые статуи римского императора. Эта концепция общинной эстетики или пропаганды активно применялась как языческими, так и более поздними христианскими общинами.
Римская церковь под влиянием Восточной церкви создала великолепные мозаики Равенны, а Рим отпраздновал окончание Тёмных веков строительством великих средневековых, романских и готических соборов Франции, таких как Шартр, Реймс, Амьен и Нотр-Дам де Пари. Украшенные прекрасными произведениями религиозного искусства, включая статуи, мозаику, рельефную скульптуру, алтарную композицию и витражи, эти монументальные сооружения были произведениями общественного искусства, призванными вдохновлять общество своей величественной красотой и религиозной преданностью. Подробнее см. Средневековая скульптура (400-1000 гг.); Романская скульптура (1000-1200 гг.) и Готическая скульптура (ок. 1150-1280 гг.).
Общественное искусство эпохи Возрождения (ок. 1400-1600 гг.)
Но, несомненно, золотой эпохой общественного искусства стало итальянское Возрождение, произведения которого – в отличие от произведений Северного Возрождения – полностью спонсировались церковью или гражданскими властями. Фрески капеллы Скровегни Джотто в Падуе, бронзовая статуя Давида Донателло, мраморные скульптуры Пьеты и Давида Микеланджело свидетельствуют об этом подъёме христианского искусства.
Барокко (ок. 1600-1700 гг.)
XVII век стал свидетелем последней великой религиозной пропагандистской кампании, которую вела католическая церковь, чтобы вернуть своё величие и авторитет после Реформации. Католическая контрреформация использовала драматический стиль барокко в архитектуре (например, обновлённый собор Святого Петра в Риме и подходы к нему) и вдохновляющие формы библейского искусства в скульптуре (например, собор Святого Петра в Риме). Экстаз Святой Терезы, капелла Корнаро, Рим, работы Бернини) и в живописи (например, работы Рубенса, Караваджо и Веласкеса), чтобы донести своё послание до прихожан по всей Европе.
Общественное искусство 1700-1900 годов
В XVIII и XIX веках, отчасти из-за сокращения покровительства со стороны католической церкви, общественное искусство на Западе в основном сводилось к увековечению памяти епископов, королей и других светских героев (например, колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне или Триумфальная арка в Париже), а также к созданию новых произведений городской архитектуры.
В Америке примером этого стали такие шедевры общественной архитектуры, как здание Капитолия и Смитсоновский институт в Вашингтоне, собор Святого Патрика в Нью-Йорке (1858-79 гг., автор Джеймс Ренвик), Статуя Свободы в Нью-Йоркской гавани (1886 г., автор Фредерик-Огюст Бартольди). (Более подробную информацию см. в разделе: Американская архитектура, а о дизайнерах см: Американские архитекторы)
В Европе образцами общественного искусства стали такие сооружения, как неоклассическая Национальная галерея в Лондоне; впечатляющие неоготические здания парламента Великобритании (1839-52 гг., проект сэра Чарльза Барри); здание Парижской оперы (1860-75 гг., проект Шарля Гарнье); Эйфелева башня (1887-89), спроектированная Гюставом Эйфелем (1832-1923) и Стефаном Совестром; и многие другие. См. также: Архитектура XIX века.
Паблик-арт в XX веке
Как было сказано выше, паблик-арт в XX и XXI веках резко расширился по функциям, формам и средствам выражения. Политические события привели к расширению функций паблик-арта в пропагандистских целях. Пожалуй, наиболее ярким современным примером использования публичного искусства в политических целях является социалистический реализм, возникший в Советском Союзе по инициативе И.В. Сталина для поддержки стремления страны к промышленной самодостаточности после 1927 года. Социалистический реализм стремился прославить достижения коммунистического режима путём повсеместной демонстрации монументальных плакатов, живописи и скульптуры героического стиля.
В то же время нацистский диктатор Германии Адольф Гитлер устраивал фотовыставки, призванные демонизировать евреев в обществе, и огромную публичную художественную выставку в Мюнхене запрещённой современной живописи и скульптуры под названием «Дегенеративное искусство». Его попытка геноцида евреев породила новый жанр искусства Холокоста и публичных мемориалов.
В Мексике в 1920-1930-е годы такие художники, как Диего Ривера (1886-1957), Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974) и Хосе Клементе Ороско (1883-1949), способствовали созданию движения Мексиканские фрески, в ходе которого общественные здания украшались масштабной фресковой живописью, как правило, с националистическими политическими идеями.
Художественные формы, продвигавшиеся китайскими властями до, во время и после Культурной революции (1966-68 гг.), также попадают в эту категорию откровенно политического паблик-арта. А иногда такие формы городского искусства, как уличные фрески, создаются в знак протеста меньшинств против определённых законов или политической власти. В 1970-1980-е годы в Белфасте, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе появились такие виды паблик-арта, призванные подкрепить политическую повестку дня.
Ленд-арт
Пожалуй, самая новая форма паблик-арта XX века, Ленд-арт (Ландшафтное искусство), примером которого являются монументальные земляные сооружения, такие как Спиральная пристань, созданная в Юте (1970) Робертом Смитсоном, и окружение одиннадцати островов Флориды розовой тканью (1983) Кристо и Жанной-Клод (р. 1935).
Архитектура
Пожалуй, самый открытый и доступный вид общественного искусства, в дизайне зданий XX века доминирует Архитектура небоскрёбов, формирующая городской пейзаж всё более высокими башнями.
Граффити
Этот термин, происходящий от итальянского слова «graffio», означающего «царапать», относится к незаконному «уличному искусству», наносимому на здания в общественных местах города свободными «уличными художниками». Вероятно, четыре наиболее известных уличных художника – это Кит Харинг (1958-1990), Жан-Мишель Баския (1960-88), Бэнкси (р. 1973-4) и Дэвид Войнарович (1954-1992), каждый из которых пользуется широким коммерческим успехом.
Одно из новых направлений современного искусства, граффити-стрит-арт включает в себя территориальные граффити, агрессивное партизанское искусство (в настоящее время называемое «пост-граффити») и трафаретные граффити. Для сравнения, термин «стрит-арт» включает в себя как традиционные изображения граффити, так и наклейки, уличные плакаты, видеопроекции и уличные инсталляции. Его обычно используют для того, чтобы отличить современное художественное оформление общественных пространств от территориального или партизанского граффити, а также визуального вандализма. Ни одна из этих форм нештатного «художественного творчества» не подпадает под определение спонсируемого государством паблик-арта. Подробнее см. Искусство граффити.
Традиционное
В последнее время к общественному искусству относятся и традиционные произведения, такие как памятная скульптура, архитектурная скульптура (например, дублинский шпиль Яна Ричи , известный как «шпиль»), чистая скульптура (напр. Чикагский Пикассо), фрески (например, гобеленовая копия здания ООН с картины маслом «Герника» (1937) Пабло Пикассо).
«Чикаго Пикассо», монументальная скульптура без названия работы испанского мастера Пабло Пикассо (1881-1973), является одним из самых известных произведений городского искусства. Эта знакомая всем достопримечательность, установленная 15 августа 1967 г. на площади Дейли Плаза в Чикагской петле, имеет высоту 15 метров, весит 162 тонны и обошлась в 351 959 долларов.
Сам Пикассо отказался от всех сборов. Скульптура была изготовлена компанией United States Steel Corporation (г. Гэри, штат Индиана), после чего была разобрана и перевезена на место своего пребывания в Чикаго. Точный сюжет скульптуры остаётся неясным.
Современный паблик-арт
К известным современным представителям паблик-арта относятся следующие художники (и их произведения): Луиза Буржуа (Маман, 1999, Музей Гуггенхайма в Бильбао); Жан Тингели (Фонтан Стравинского, 1983, преддверие Центра Помпиду); Клаэс Ольденбург (Ядро яблока, 1992, Музей Израиля, Иерусалим); Брюс Науман (Коридор зелёного света, 1970, Музей Самуэля Гуггенхайма, Нью-Йорк); Ричард Серра (Наклонённая дуга, 1981, Федерал Плаза, Нью-Йорк); Марк Ди Суверо (Ангел бури, 1973-4, площадь Шабас, Шалон-сюр-Саон); Энтони Гормли (Ангел Севера, 1994-8, Гейтсхед, Великобритания); и Аниш Капур (Облачные ворота, 2004, Миллениум Парк, Чикаго).
Схемы «Процент за искусство»
В последнее время муниципальные власти в некотрых странах поддерживают политику привлечения средств на строительство зданий, финансируемых государством, а именно Схему «Процент за искусство». Обычно это предполагает резервирование 1% от стоимости строительства объекта (до фиксированной максимальной суммы) на приобретение произведений искусства, которые затем выставляются на всеобщее обозрение.
Художественные музеи – величайшее современное общественное искусство
Пожалуй, лучшее общественное искусство современной эпохи – это глобальная сеть общественных музеев и художественных галерей. Эти учреждения предоставляют обществу два совершенно разных художественных блага. Во-первых, они могут обладать исключительной архитектурной красотой, примером чего может служить Центр Помпиду в Париже или Гуггенхайм в Бильбао.
Центр Помпиду
В этом храме постмодернистского искусства, построенном в 1971-7 гг. по проекту Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса, разместился Музей Помпиду – французский музей современного искусства. Это большое свободно распространяющееся сооружение со стальным каркасом – прекрасный пример того, как эстетическая архитектура может стать общественным искусством.
Коллекции
Кроме архитектурных красот, музеи хранят огромные коллекции доисторического искусства, картин, скульптур, гравюр и других произведений на бумаге, керамики, мозаики, изделий из стекла, металлоконструкции, гобелены, иллюминированные рукописи и каллиграфия, а также современные формы, такие как ассамбляж, инсталляция и видеоарт.
К числу лучших художественных музеев с самыми большими коллекциями произведений искусства, открытых для публики, относятся: Галерея Уффици во Флоренции, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Прадо в Мадриде, Музейный комплекс Пинакотека в Мюнхене, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, и, конечно, Метрополитен-музей, Музей Сэмюэля Гуггенхайма и Музей современного искусства в Нью-Йорке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?