Афанасий Александрийский читать ~4 мин.
Афанасий Александрийский (греч. Ἀθανάσιος Ἀλεξανδρείας), христианский епископ и богослов, запомнился как один из ключевых деятелей в формировании ортодоксальной христианской доктрины. Он твёрдо защищал учение о триединой природе Бога и божественности Иисуса, которое впоследствии стало общепринятым.
Позиция Афанасия нашла отражение в Никейском Символе веры — наиболее распространённом изложении христианских догматов с IV века. Ранние годы жизни Афанасия, включая точную дату его рождения, неизвестны. Принято считать, что он родился около 298 года н.э.
Впоследствии его обвиняли в том, что он был моложе 30 лет, когда его рукоположили в епископы в 328 году, — минимально допустимого канонического возраста. Он стал известен, когда служил секретарём епископа Александра на Первом Никейском соборе 325 года. Это был первый из вселенских соборов, созванный для решения важнейших вопросов Церкви. На соборе учение пресвитера Ария о том, что Иисус Христос является творением, а не Богом, было осуждено как ересь. В 328 году, после смерти Александра, Афанасий был избран его преемником.
Став епископом, Афанасий столкнулся с проблемой мелитианского раскола. Его возглавлял Мелетий Ликопольский, который требовал сурового обращения с верующими, отрёкшимися от веры во время гонений. Афанасий придерживался более мягкой и снисходительной позиции по отношению к падшим. Этот конфликт обострился, когда епископы-мелитиане объединились с арианами на Востоке.
Однако вскоре главной заботой Афанасия стала борьба с арианством. Арий не прекратил своей деятельности после Никейского собора и пользовался значительной поддержкой в разных частях Церкви и при императорском дворе в Константинополе. В этот период Афанасий написал свой труд «Против язычников», в котором представил апологию христианства. Тогда же он создал свою самую важную работу — «О воплощении Слова Божьего». В ней он развил учение о том, что Бог пришёл в мир для спасения человечества, а также опроверг арианство. Этот труд определил направление развития ортодоксального богословия в вопросах творения, спасения, Троицы и воплощения Логоса (Слова).
Тем временем противники Афанасия из числа епископов обвинили его в жестоком обращении с мелетианами и арианами. На соборе в Тире в 335 году они добились его низложения с кафедры. Затем они выдвинули обвинения императору Константину I, который после личной встречи с Афанасием сослал его в Трир (современная Германия) в конце того же года. Находясь в ссылке, Афанасий поддерживал связь с паствой через послания, в которых, среди прочего, обсуждал вопрос о дате празднования Пасхи — спор, который продолжался веками.
Афанасию разрешили вернуться только после смерти Константина в 337 году, но его положение оставалось нестабильным. Новый император Констанций II возобновил изгнание. Афанасий отправился в Рим, где получил защиту Константа, брата Констанция и императора Запада. Он пользовался широкой поддержкой в Риме, но смог вернуться в Александрию лишь в 346 году, после смерти Григория Каппадокийского, который занимал епископскую кафедру в его отсутствие.
Возвращение в Александрию в 346 году принесло лишь краткую передышку. Вскоре угрозы жизни заставили его бежать в Верхний Египет, где он нашёл убежище среди монахов. Это была его третья ссылка.
Позже Афанасий пережил ещё два изгнания. В 362–363 годах его сослал император Юлиан Отступник. Затем, после недолгого возвращения, его вновь изгнал император Валент в 365–366 годах. Вернувшись в 366 году, Афанасий смог остаться в Александрии до самой своей смерти в 373 году. К тому моменту он пробыл епископом Александрийским 45 лет.
На протяжении своей жизни, полной скитаний, Афанасий создал множество трудов, в большинстве которых продолжал полемику с арианами. Он также нашёл время для написания жития преподобного Антония Великого — книги, положившей начало популярному в Восточной Церкви жанру житий святых. Обстоятельства его жизни вынуждали его вести обширную переписку. Одно из его посланий, написанное в 367 году, примечательно тем, что содержит первый известный полный список книг Нового Завета, соответствующий современному канону.
Римско-католическая церковь провозгласила Афанасия Учителем Церкви, а Восточные православные церкви почитают его как одного из четырёх великих святителей и Учителей Церкви. Он также почитается как святой, но дни его памяти разнятся: 2 мая в Католической церкви, 18 января в Православных церквях и 15 мая в Коптской православной церкви.
Поскольку Афанасий был египтянином, Коптская церковь отводит ему особое место в своей истории. После смерти тело Афанасия было погребено в Александрии, но позже его мощи перевезли в Венецию. В 1973 году, в качестве экуменического жеста, папа Павел VI передал часть мощей святителя, хранившихся в Ватикане, папе Шенуде III во время его визита в Рим. Сейчас эти мощи покоятся в коптском соборе Святого Марка в Каире.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?