Афанасий Александрийский читать ~4 мин.
Афанасий Александрийский, христианский епископ и богослов, запомнился как один из главных формирователей ортодоксальной христианской традиции благодаря своей защите того, что стало общепринятым решением проблем тринитарной природы Бога и божественности Иисуса.
Позиция Афанасия была воплощена в Никейском Символе веры, самом распространённом изложении христианской веры с четвёртого века. Ранние годы жизни Афанасия, включая дату его рождения, окутаны неизвестностью, но принято считать, что он родился незадолго до 298 года н.э.
Впоследствии его обвинили в том, что он был несовершеннолетним, когда в 328 году его посвятили в епископы, поскольку для посвящения требовалось, чтобы человек достиг 30-летнего возраста. Он вышел из безвестности, когда служил секретарём Александра во время Никейского собора 324-325 годов, первого из великих экуменических соборов, на котором обсуждались и решались важные вопросы, стоявшие перед всей Церковью. На этом Соборе позиция епископа Ария, согласно которой Иисус был не Богом, а чуть меньше Бога, была объявлена еретической. В 328 году Александр умер, и Афанасий был избран его преемником.
Став епископом, Афанасий унаследовал насущную проблему – раскол, в центре которого был Мелетий Ликопольский, выступавший за суровое обращение с верующими, отрёкшимися от своей веры во времена гонений. Афанасий выступил против Мелетия, утверждая более мягкую и снисходительную позицию по отношению к отступившим. Эта позиция приобрела дополнительную важность, когда епископы, поддерживающие Мелетия, объединились с арианами на Востоке.
Афанасий, однако, вскоре стал защитником против Ария, который не ушёл после Никеи и продолжал пользоваться сильной поддержкой в различных частях Церкви и ухом императора в Константинополе. Первым произведением Афанасия, написанным в это время, было сочинение «Против язычников», в котором была представлена его апология против языческих практик. Также в это время он написал свою самую важную работу «Воплощение Слова Божьего», в которой обсуждается доктрина о том, что Бог пришёл в мир, чтобы принести спасение человечеству. Последняя работа нападает на арианство и задаёт направление будущего развития ортодоксального богословия в основных доктринах творения, спасения, Триединого Бога и воплощения Логоса (Слова).
Тем временем у епископа Афанасия были более насущные проблемы. Его коллеги-епископы обвинили его в плохом обращении с мелетианами и арианами и, после собора в Тире в 335 году, сместили его с должности. Затем они обратились с обвинениями против него к императору, и в конце того же года после встречи с императором Константин I изгнал Афанасия в Трир в далёкой Германии. В течение этих лет он поддерживал связь со своей паствой в письмах, в которых участвовал в вопросе о дате Пасхи, споре, который останется открытым на протяжении веков.
Афанасию не разрешали вернуться до смерти Константина, но его положение оставалось изменчивым. Новый император Констанций II возобновил изгнание, и Афанасий отправился в Рим, где он пользовался защитой Константина, второго сына Константина, который правил как император Запада. Афанасий нашёл широкую поддержку в Риме, но не мог вернуться в Александрию, пока не умер Григорий Каппадокийский, который в отсутствие Афанасия занял епископскую кафедру.
Когда Афанасий наконец вернулся на свой пост в Александрии в 346 году, он получил лишь краткую передышку, прежде чем угрозы его жизни заставили его бежать в Верхний Египет, где он нашёл убежище в сильной монашеской общине. В 362-364 гг. он снова был сослан императором Юлианом, и это изгнание продолжил преемник Юлиана Валенс. Однако, когда Афанасий вернулся в 366 году, он смог остаться в Александрии до своей смерти в 373 году. К тому моменту он был епископом Александрии уже около 45 лет.
На протяжении всей своей скитальческой жизни Афанасий написал множество трудов, многие из которых продолжали дебаты с арианами. Он также нашёл время для написания жития монаха-первопроходца Антония, книги, которая положила начало популярному в Восточной церкви написанию житий, житий святых. Характер его жизни требовал от него писать много писем. Одно памятное послание, написанное в 367 году, примечательно тем, что в нём содержится первый известный перечень книг Нового Завета, включая все те, которые в настоящее время считаются частью Нового Завета.
Римско-католическая церковь объявила Афанасия доктором Церкви, а восточные православные церкви считают его одним из четырёх великих докторов Восточной церкви. Он также почитается как святой, но с разными днями празднования, установленными Римской церковью (2 мая), Восточными православными церквями (18 января) и Коптской православной церковью (15 мая).
Поскольку Афанасий был египтянином, Коптская церковь отводит ему особое место в своей истории. После смерти Афанасия его тело было похоронено в Александрии, но позднее было перевезено в Рим. В акте экуменизма, в 1973 году Папа Павел VI передал Папе Шенуде III, который находился с визитом в Риме, некоторые мощи Афанасия, которые сейчас находятся в коптском соборе в Каире.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?