Антоний Киевский читать ~3 мин.
Антоний Печерский (укр. Антоній Печерський) — монах, которого древнерусские письменные источники называют основателем монашества на Руси. Он почитается как один из центральных святых в восточнославянском православии.
Антоний был отшельником, жившим в XI веке в пещере недалеко от средневекового Киева. Он сыграл ключевую роль в основании небольшой монашеской общины, которая со временем превратилась в прославленный монастырь. Хотя сам Антоний никогда не был настоятелем и предпочитал уединённую жизнь, он заложил духовные основы будущего монастыря. Эта обитель стала известна как Киево-Печерский монастырь, а святой вошёл в историю как создатель первой значимой отшельнической общины на Руси. Его «Житие» подчёркивает огромное влияние традиций горы Афон на его духовный путь.
Два основных источника содержат сведения о жизни и деяниях Антония: «Повесть временных лет» и «Киево-Печерский патерик». Оба текста делают акцент на его приверженности аскетической жизни и роли духовного наставника. Жизненный путь Антония тесно переплетён с его учеником, святым Феодосием. Их жития были записаны преподобным Нестором Летописцем, монахом Печерского монастыря.
Становление монашества на Руси
Согласно «Житию», Антоний родился в городе Любече. Отправившись на гору Афон, он принял там монашеский постриг и впитал традиции православного исихазма. Вернувшись на Русь, Антоний не примкнул к существовавшим монастырям, а искал уединения. Он поселился в небольшой пещере на берегу Днепра, выкопанной ранее священником Иларионом, будущим митрополитом Киевским. Антоний жил в строгом воздержании, питаясь подаяниями.
Вскоре слава об аскете распространилась, и к нему стали приходить последователи, желавшие подражать его отшельническому подвигу. Со временем община разрослась. Великий князь Изяслав Ярославич, духовным отцом которого был Антоний, пожертвовал монахам гору над пещерами для строительства наземного монастыря.
Со временем Антоний отошёл от управления своей монашеской паствой, передав её игумену Варлааму, а затем Феодосию. Последние годы он провёл в затворе в соседней пещере, лишь изредка принимая учеников для духовных наставлений. Он благословил строительство каменной Успенской церкви и участвовал в выборе первых настоятелей обители.
Отшельничество и общежитие
Антоний был сторонником эремитного, или отшельнического, монашества, сосредоточенного на личном духовном подвиге, молитве и строгой аскезе в уединении. Именно такой уклад он принёс с Афона. Однако для большого, растущего сообщества такая модель была неустойчивой. Его самый известный ученик, Феодосий Печерский, ставший игуменом после Варлаама, ввёл в монастыре киновийный, или общежительный, устав по образцу византийских студийских монастырей. Этот устав предполагал совместное проживание, общую трапезу, общую собственность и совместное участие в богослужениях. Этот переход от отшельничества к общежитию позволил монастырю стать организованным духовным центром.
Наследие Антония Печерского
Киево-Печерская лавра, основанная Антонием, стала не только духовным, но и культурным центром Руси. Из её стен вышли многие известные святые, епископы, летописцы и иконописцы. Монастырь стал образцом для множества других обителей, которые основывались по всей территории восточных славян. Традиции, заложенные Антонием и развитые Феодосием, определили путь развития монашества на многие столетия вперёд.
Антоний скончался в 1073 году. Хотя он был одним из многих монахов-отшельников, живших в окрестностях Киева, его жизненный путь первым был подробно описан в письменных источниках. День его памяти отмечается православной церковью 10 июля по юлианскому календарю (23 июля по новому стилю).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?