Аскетизм и христианство читать ~2 мин.
Не каждый христианский святой умирает за веру, хотя многие жаждали мученичества. В связи с тем, что в течение длительного периода христианской истории было мало мучеников, религиозные авторитеты признали новую категорию святых – «исповедников». Это человек, который всю жизнь исповедует христианскую религию, но умирает мирно.
В ряды исповедников может попасть любой образцовый христианин, но на практике большинство формально канонизированных исповедников были аскетами. Аскетизм в христианской традиции может принимать различные формы, начиная от общего отказа от роскоши за счёт жизни, сосредоточенной на душе, до самодисциплинарных практик, которые могут искалечить или даже убить практикующего.
В целом, протестантизм отвернулся от древней и средневековой модели «презрения к миру», но многие современные протестанты считают, что святые люди были отмечены особой жизнью самоотречения в той или иной степени. Аскет тренирует своё тело, укрощая его, чтобы душа была свободна и могла сосредоточиться на делах Божьих.
Аскетические практики стали признаком особенно благочестивых христиан в течение третьего века, когда началось движение бегства «в пустыню» – вдали от соблазнов нормального общества, где аскет мог остаться наедине с Богом. Это движение набрало силу в четвёртом веке, когда христианство стало легальным и политически поощряемым, и когда большое количество людей стало совершать поверхностные обращения; просто быть христианином было уже недостаточно, чтобы выделить человека как особо святого. Таким образом, аскетизм стал суррогатом мученичества: Некоторые великие отшельники египетской пустыни действительно умерщвляли свою плоть до уровня живой смерти.
Особенно распространённой формой аскетизма на протяжении большей части христианской истории был отказ от сексуальных отношений. Уже во времена святого Павла, жившего примерно до 65 года н.э., христиане выделяли целомудренных людей для особого почитания.
К третьему веку ожидалось, что мужчины, избранные епископами, будут жить отдельно от своих жён. Монахи и отшельники, по крайней мере, те, кто хоть как-то претендовал на святость, также отвергали человеческую сексуальность, а с 11 века официальное целомудрие было наложено и на западноевропейских священников. Очень большое количество легенд о юных девственницах-мученицах, таких как Агнесса и Агата, живших в третьем веке, свидетельствует о том, что в позднем средневековье особенно увлекались теми, кто отказался от обычного человеческого образа жизни ради Бога.
В 16 веке Мартин Лютер и те, кого он вдохновил, отвергли этот акцент на целомудрии наряду со многими другими христианскими аскетическими практиками, но до недавнего времени он оставался почти непременным условием для римско-католических и православных святых. Только с 1978 года, с понтификата Иоанна Павла II, значительное число женатых людей было канонизировано как святые, и даже в этом случае они остаются малой частью от общего числа».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?