Белая неделя читать ~3 мин.
За Пасхальным воскресеньем следует Светлая седмица, которую в православных странах также называют «Светлой неделей». В Греции одно из названий Пасхи — Ламбри (греч. Λαμπρή), что означает «светлая». В прошлом в эти дни почти не работали. Светлая седмица стала праздничной неделей благодаря римскому императору Константину I Великому, который в 313 году издал Миланский эдикт, легализовавший христианство.
Хотя со временем официальное празднование сократилось до одного дня, Пасхального понедельника, в греческих деревнях долгое время сохранялся запрет на работу в поле. Всю Светлую неделю нельзя было прясть белыми нитками, так как считалось, что это может навлечь град. Существовало и другое поверье: если вымыть волосы на Светлой неделе, они рано поседеют.
В наши дни на Светлой седмице отменяется обычный пост по средам и пятницам, ведь вся неделя считается единым праздником, подобным Воскресному дню. Каждый день служатся пасхальная утреня и Божественная литургия, совершается крестный ход вокруг храма и освящается вода для верующих. В древности новокрещёные, одетые в белые одежды и держащие в руках свечи (что объясняет световую символику в пасхальных традициях), ежедневно отвечали на вопросы священников, подтверждая своё понимание догматов новой веры. И сегодня греки используют эти праздничные дни для поездок на природу и визитов к родственникам.
Светлый понедельник и Светлый вторник — прямое продолжение пасхальных торжеств. Всю неделю двери храмов остаются открытыми: это символизирует доступ к Богу, открывшийся для всех после того, как в момент смерти Христа завеса в Иерусалимском храме разодралась надвое. В монашеских общинах на Святой Горе Афон колокола звонят всю неделю, но в остальной Греции от колокольного звона перед первой службой Светлого понедельника воздерживаются. Существует обычай, по которому последний пришедший в церковь платит небольшой «штраф», и на эти деньги устраивается общее угощение. Следующие за этим танцы по своему размаху часто не уступают празднованию самого Пасхального воскресенья.
В некоторых регионах Греции в Светлый четверг (по-гречески Pertei) устраивают танцы как часть ритуала для умиротворения северного ветра, чтобы «он утих» (греч. perti). В Светлую пятницу, посвящённую во всём православном мире иконе Божией Матери «Живоносный Источник» (в честь чудотворного источника в Константинополе, где в V веке был воздвигнут храм), после службы и крестного хода также принято танцевать. В других частях Греции в эти дни сохраняются отголоски древних поминальных обрядов, таких как римский праздник Розалии. Об этом свидетельствуют традиционные песни — «руссалии», которые исполняют мужчины или дети, обходя дома с украшенным цветами крестом.
Следующее воскресенье посвящено апостолу Фоме. Оно также известно как Антипасха (что означает «вместо Пасхи») или, в народной традиции, Красная горка. Фома не присутствовал при первом явлении Воскресшего Христа апостолам и уверовал в чудо лишь восемь дней спустя, когда смог прикоснуться к ранам Учителя. В этот день греки зажигают перед иконами свечи, оставшиеся от пасхального празднования. У православных славян принято раздавать верующим кусочки артоса — большого освящённого хлеба, символизирующего вечную жизнь. Этот хлеб пребывал в храме на аналое всю Светлую седмицу, а в Фомино воскресенье его раздробляют и раздают, чтобы в течение года вкушать его со святой водой при болезнях и других нуждах.
Это воскресенье, завершающее пасхальные торжества, в Германии известно как «Белое воскресенье» (нем. Weißer Sonntag), а у англоязычных христиан — как «Низкое воскресенье» (англ. Low Sunday). Католики называют его Quasimodo по первым словам входного антифона латинской мессы: “Quasi modo geniti infantes”, что переводится как “Словно новорождённые младенцы”. Эти слова обращены к новокрещёным, которые приобщаются через Церковь к тайне вечной жизни во Христе — восьмому дню творения.
За воскресеньем следует Понедельник святого Фомы, или «Низкий понедельник». Это день возвращения к повседневным делам. Многим грекам он известен под названием «Воскресение веретена»: в старину мужчины в этот день возвращались к работе в полях, а женщины снова брались за пряжу. В Афинах существовал обычай освящать новое веретено перед домашними иконами.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Рисунок: конструктивный анализ
- Некоторые советы для анализа геометрии картин
- Генеральным директором канала «Санкт-Петербург» стал сын Боярского
- Анализ ДНК установит авторство Ван Гога относительно «Натюрморта с пионами»
- Выставка «RUSSIAMERICA» - Аналоговая фотография в ГВЗ «На Каширке»
- Сказки в предметах крестьянского быта
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?