Борис I читать ~4 мин.
Борис I, хан Болгарии с 852 по 889 год, лучше всего запомнился как правитель, сделавший Болгарию христианской. Способный, хотя иногда и безжалостный лидер, Борис эффективно подавил антихристианскую фракцию, возглавляемую многими его боярами. Умело манипулируя соперничеством между римской и византийской церквями, Борис также смог создать независимую болгарскую церковь, официально связанную с Константинополем, но фактически управлявшуюся самостоятельно.
Дата рождения Бориса неизвестна. Он был сыном Пресиана I, который предшествовал ему как хан Болгарии. В период раннего средневековья Болгария, хотя и не была чужда христианству, оставалась упорно языческой. В какой-то степени христианство было религией врагов и соперников Болгарии и поэтому было менее привлекательным для болгарских лидеров. Например, в начале девятого века сын хана Крума, Омуртаг, старался не допустить христианства на свою территорию, преследуя христиан. С приходом к власти Бориса в 852 году эта политика изменилась, и к концу правления нового хана Болгария стала процветающим христианским царством.
Хотя болгары стали основной ветвью византийской восточной православной церкви, на самом деле Борис впервые обратился к франкам за помощью в обращении в 862 году. Его соперники, моравы, недавно приняли христианство и были союзниками византийцев, поэтому, заключив союз с Людовиком Немецким, правившим восточной частью империи Каролингов, Борис усилил бы себя против своих врагов. Однако византийцы не хотели, чтобы франкское влияние и, соответственно, папское влияние находились так близко к их владениям (франки и папство были близкими союзниками в VIII и IX веках). Византийские войска быстро пробились к болгарской границе.
Столкнувшись с такими подавляющими шансами, Борис решил вести переговоры с византийцами, а не с франками. Борис был крещён в 864 году и принял имя Михаил, по имени византийского императора того времени, Михаила III.
Историки выдвинули ряд теорий, объясняющих причины обращения Бориса. Большинство сходится на том, что, обратившись в христианство, Борис смог укрепить своё царство, поскольку христианство давало чувство единства среди разрозненных народов. Насильственное навязывание христианства населению встретило сопротивление, особенно со стороны бояр, но Борис быстро и эффективно справился с ними (например, обезглавил 52 человека).
Присоединившись к византийской церкви, болгары приняли правила и доктрины византийской церкви. Однако константинопольский патриарх Фотий и его епископы также стремились контролировать зарождающуюся церковь, что не соответствовало идеям Бориса о независимости. Стремление хана к созданию независимой церкви встретило отказ, поэтому Борис снова обратил свой взор на Запад.
Папа Николай I с энтузиазмом откликнулся и послал легатов к Борису. Этот союз сошёл на нет, отчасти из-за Фотианского раскола, а также потому, что папа отклонил двух кандидатов в архиепископы, которых выбрал Борис. Борис снова обратился к византийцам, новый император которых, Василий I, был более склонен уступить требованиям хана. Церковный собор в 870 году предоставил Болгарии архиепископа и, таким образом, полуавтономию. С их стороны, византийцы не позволили западу закрепиться на их пороге. Это решение имело далеко идущие последствия, поскольку, предоставив Борису независимое духовенство, патриарх и император гарантировали, что Болгария останется в орбите византийской культуры. Поскольку Болгария была христианской и дружественной, миссионеры вскоре начали пробираться на север России.
Борис делал все возможное для распространения христианства среди болгарского народа. Он строил христианские церкви по всей стране и поощрял посещение Болгарии христианскими учёными. В частности, он принимал учеников святых Кирилла и Мефодия, знаменитых греческих миссионеров славянских народов, которым приписывают создание кириллицы. При поддержке Бориса эти ученики основали славянские образовательные центры в различных болгарских городах, что в конечном итоге привело к тому, что славянский язык стал официальным языком Болгарии, заменив греческий.
В 889 году Борис отошёл от дел и ушёл в монастырь. Его сын, Владимир, стал ханом, но вскоре разозлил своих подданных. Владимир также попытался подорвать успех христианства в Болгарии, что привело к его падению. Борис вернулся к политике, наказал своего сына, а затем в 893 году поставил ханом младшего сына, Симеона I. При Симеоне Болгария процветала. Как и его отец, Симеон поощрял посещение Болгарии миссионерами, перевёл религиозные тексты на славянский язык, занялся кодификацией законов и даже присоединил к Болгарии земли за счёт византийцев.
Борис умер 2 мая 907 года в своём монастыре в Преславе, Болгария. Хотя Борис был менее успешен в войне, не только против византийцев, но и против хорватов и сербов, он сыграл важную роль в обращении Болгарии в христианство и, таким образом, в более единое средневековое государство. Его решение заключить союз с Константинополем означало, что Болгария будет приобщаться к византийской культуре, а не станет частью латинского Запада.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?