Борис I читать ~3 мин.
Борис I (болг. Борис I), правивший Болгарией с 852 по 889 год, вошёл в историю как креститель страны. Будучи способным и порой безжалостным лидером, Борис решительно подавил сопротивление языческой знати — бояр. Искусно лавируя между Римом и Константинополем, он добился создания независимой Болгарской церкви. Формально она подчинялась Константинопольскому патриархату, но на деле сохраняла автономию.
Точная дата рождения Бориса неизвестна. Он был сыном хана Пресиана I, своего предшественника на болгарском престоле. В раннем Средневековье Болгария, несмотря на знакомство с христианством, оставалась преимущественно языческой страной. Для болгарских правителей христианство ассоциировалось с враждебными государствами, что снижало его привлекательность. Так, в начале IX века хан Омуртаг активно преследовал христиан. С восшествием на престол Бориса I в 852 году эта политика кардинально изменилась.
Несмотря на то, что Болгарская церковь в итоге вошла в состав православного мира, своё обращение Борис I начал с переговоров с франками. В 862 году он обратился за помощью к Людовику II Немецкому, правителю Восточно-Франкского королевства. Этот союз был направлен против Моравии, которая незадолго до этого приняла христианство и заключила альянс с Византией. Византия, не желая усиления франкского и папского влияния у своих границ, предприняла ответные шаги: её войска были немедленно направлены к болгарской границе.
Столкнувшись с военной угрозой, Борис I отказался от союза с франками и начал переговоры с Византией. В 864 году он принял крещение, получив христианское имя Михаил в честь византийского императора Михаила III. С этого момента он стал носить титул «князь».
Историки полагают, что главной причиной обращения Бориса было стремление укрепить государство. Христианство должно было сплотить разрозненные племена болгар и славян в единый народ. Введение новой религии вызвало сопротивление языческой знати. В 866 году бояре подняли мятеж, который князь жестоко подавил, казнив 52 боярских рода.
Приняв крещение от Византии, Болгарская церковь оказалась под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Патриарх Фотий I стремился полностью контролировать новую епархию, что противоречило планам Бориса-Михаила о церковной независимости. Получив отказ в предоставлении автокефалии, князь вновь обратился к Западу.
Папа Николай I с готовностью отправил в Болгарию своих легатов. Однако этот союз оказался недолгим, поскольку папа отказался утвердить предложенных Борисом кандидатов на пост болгарского архиепископа. Князь снова начал переговоры с Византией, где к власти пришёл новый император Василий I Македонянин. На Константинопольском соборе 869–870 годов было принято решение о предоставлении Болгарской церкви статуса автономного архиепископства.
Византия таким образом предотвратила усиление Рима на Балканах. Это решение определило дальнейшую судьбу Болгарии, прочно связав её с византийской цивилизацией. Став православной страной, Болгария превратилась в плацдарм для распространения христианства и славянской письменности на Русь.
Борис-Михаил активно способствовал распространению христианства. По всей стране строились храмы, а князь приглашал в Болгарию просвещённых священнослужителей. Особое значение имел приём учеников святых Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки. При поддержке князя они основали знаменитые книжные школы в Плиске, Преславе и Охриде. Деятельность этих центров привела к замене греческого языка в богослужении и управлении на старославянский.
В 889 году Борис-Михаил отрёкся от престола и ушёл в монастырь. Власть перешла к его старшему сыну Владимиру-Расате. Новый правитель попытался вернуться к язычеству и заключил антивизантийский союз. В 893 году Борис покинул монастырь, низложил и ослепил Владимира, а на престол возвёл своего младшего сына — Симеона I. Правление Симеона стало «золотым веком» Первого Болгарского царства: он покровительствовал просвещению и успешно расширял территорию государства.
Борис-Михаил скончался 2 мая 907 года в монастыре близ столицы Преслава. Несмотря на военные неудачи в войнах с сербами и хорватами, его деятельность имела эпохальное значение. Крещение Болгарии и создание славянской письменности превратили страну в единое средневековое государство. Выбор в пользу Константинополя определил цивилизационную принадлежность Болгарии, навсегда связав её с православным миром, а не с латинским Западом.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?