Церковь Гроба Господня читать ~5 мин.
Церковь Гроба Господня – место в Иерусалиме, традиционно считающееся местом распятия и гробницы Иисуса из Назарета, – впоследствии стала местом расположения церкви и паломнического центра. Согласно Новому Завету, Иисус был распят на Голгофе, «месте черепа» (Матф. 27:33-35; Марк 15:22-25; Иоанн 19:17-24).
Это место было определено как район заброшенных каменных карьеров, расположенных за пределами городской стены того времени (известной археологам как «вторая стена»). Примерно через 10 лет после распятия была построена третья стена, которая оградила место казни и погребения в пределах города, и это объясняет местонахождение Гроба Господня в пределах Старого города Иерусалима сегодня.
Римский император Константин I (308-337), христианин, приказал снести храм Венеры в Иерусалиме, чтобы освободить место для церкви. В ходе сноса была обнаружена гробница, которую признали гробницей Христа. К первой церкви Гроба Господня вели ступени с Кардо (главной улицы города). Затем паломники проходили через нартекс, базилику, открытое пространство, «святой сад», в котором находилась голгофская скала, и, наконец, достигали самого Гроба Господня.
Вырубленная в скале гробница изначально была открыта для стихий, но позже её защитили эдикулой (небольшим зданием). Весь комплекс был богато украшен, как мы знаем из описания биографа Константина Евсевия Кесарийского (337 год), из изображений в церкви Святого Пуденциана в Риме начала пятого века и на мозаичной карте Мадабы шестого века, а также из современных раскопок.
В 326 году мать Константина, святая Елена, совершила паломничество в Иерусалим, где, согласно легенде, она обнаружила реликвию креста Иисуса. История об изобретении (то есть обнаружении) креста была актуальна в начале пятого века, а в 11-м пещера глубоко под руинами базилики стала известна как Часовня изобретения креста.
В 614 году персидская армия разграбила церковь, и Истинный Крест был увезён, но в 631 году император Ираклий договорился о его возвращении. Арабское завоевание в 638 году сначала было менее разрушительным, так как к христианам относились терпимо, но через 300 лет (938 год) вход в базилику был превращён в мечеть, а в 966 году купол был уничтожен огнём во время антихристианских беспорядков.
В 1009 году фанатичный фатимидский халиф аль-Хаким приказал разрушить церковь. Византийский император Константин IX Мономах (1042-1055) профинансировал её восстановление, но по другому плану, с входом с южной стороны. Именно эта церковь привлекала паломников со всего христианства в конце XI века, и на протяжении большей части этого периода мусульманские правители города относились к ним хорошо.
Только после захвата города турками-сельджуками (1077 год) стали распространяться слухи о том, что с христианскими паломниками плохо обращаются и отказывают им в доступе в церковь. Освобождение святых мест, главным из которых был Гроб Господень, стало важной мотивацией Первого крестового похода (1096-1099 гг.).
После взятия города крестоносцами (15 июля 1099 года) очевидцы рассказывают, как выжившие участники похода молились в церкви Гроба Господня, которая показалась им необычной, потому что была открыта небу.
В течение следующего полувека церковь Константина IX Мономаха была в значительной степени реконструирована. Хотя основание здания было сохранено, церковь приобрела атрибуты собора по западному образцу. Святой сад стал базиликой церкви крестоносцев, а скала Голгофа получила собственную часовню. Церковь Гроба Господня была заново освящена 15 июля 1149 года, через 50 лет после взятия Иерусалима Первым крестовым походом, но на самом деле работы над зданием продолжались ещё несколько лет после этого. Тем не менее, церковь крестоносцев – это, по сути, та церковь, которую можно увидеть сегодня.
Церковь крестоносцев привлекала огромное количество паломников, вход и движение которых необходимо было контролировать: сдвоенные дверные проёмы все ещё видны, хотя искусно вырезанные перемычки, под которыми проходили паломники, были сняты после землетрясения 1927 года и сейчас находятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме.
Правая дверь была заблокирована после захвата города мусульманами в 1187 году. Однако даже в период мусульманской оккупации паломников продолжали пускать на территорию храма, а западные лидеры стремились договориться о правах на вход. Некоторые элементы средневековой церкви уже нельзя увидеть – например, гробницы первых правителей, Годфрида Бульонского (1099-1100) и Балдуина I (1100-1118), которые были удалены в начале 19 века, когда греки проводили реставрационные работы. Все короли Иерусалима до 1187 года (но не королева Мелисенда) были похоронены в часовне Голгофы.
Как показывают карты XII века, Гроб Господень в Иерусалиме был духовным центром христианства и самым важным центром паломничества. Церковь была построена таким образом, чтобы паломники могли переходить от часовни к часовне, а кульминацией их посещения был сам Гроб Господень. На Голгофе, в знак завершения паломничества, они оставляли кресты, которые несли в пути, и большая куча их сжигалась в канун Пасхи. В тот же день, в Страстную субботу, происходила церемония сжигания Благодатного огня. Патриарх вошёл в эдикулу, где чудесным образом был зажжён пасхальный огонь, который затем передавался из рук в руки. Это засвидетельствовали летописцы Эккехард из Ауры в 1101 году и Каффаро в 1102 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?