Церковь Гроба Господня читать ~5 мин.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме — это комплекс зданий, возведённый на месте, которое в христианской традиции почитается как место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Согласно Новому Завету, Иисус был распят на Голгофе, что означает «место черепа» (Мф. 27:33–35; Мк. 15:22–25; Ин. 19:17–24).
Археологи установили, что в I веке это был район заброшенных каменоломен за пределами тогдашних городских стен, известных как «вторая стена». Примерно через десять лет после распятия была возведена «третья стена», включившая Голгофу в черту города. Этим и объясняется, почему Храм Гроба Господня сегодня находится на территории Старого города Иерусалима.
Римский император Константин I Великий (лат. Constantinus I Magnus, годы правления 306–337), принявший христианство, приказал снести построенный на этом месте языческий храм Венеры. Во время работ была обнаружена гробница, которую идентифицировали как Гроб Господень. К первому храму вели ступени с Кардо — главной улицы города. Паломники входили в комплекс через атриум и проходили через базилику (Мартириум), затем попадали в перистиль («святой сад»), где находилась скала Голгофы, и, наконец, подходили к Ротонде (Анастасис) с Гробом Господним.
Вырубленная в скале гробница сначала была открыта, но позже над ней возвели часовню — Кувуклию (от греч. Κουβούκλιον, «покой», «опочивальня»), или Эдикулу (лат. aedicula, «домик», «храмик»). О богатом убранстве всего комплекса мы знаем из описаний Евсевия Кесарийского, биографа Константина; изображений в римской церкви Санта-Пуденциана начала V века; мозаичной карты из Мадабы VI века, а также из данных современных археологических раскопок.
В 326 году мать Константина, святая равноапостольная Елена, совершила паломничество в Иерусалим. Согласно преданию, во время раскопок она обнаружила Животворящий Крест. История об Обретении Креста стала широко известна к началу V века. В XI веке пещера глубоко под руинами базилики стала почитаться как место этого события и получила название «Часовня Обретения Креста».
В 614 году персидская армия Сасанидов разграбила храм, а Животворящий Крест был вывезен в качестве трофея. В 630 году византийский император Ираклий вернул святыню в Иерусалим. Завоевание города арабами в 638 году поначалу не принесло храму значительных разрушений, поскольку халиф Умар ибн аль-Хаттаб проявил веротерпимость. Однако в последующие века ситуация изменилась: в 938 году вход в базилику был обращён в мечеть, а в 966 году, во время антихристианских волнений, в храме случился пожар, уничтоживший купол.
В 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима би-Амриллаха храм был практически полностью разрушен. Позднее византийский император Константин IX Мономах (годы правления 1042–1055) выделил средства на его восстановление. Реконструкция велась по новому плану, с главным входом с южной стороны. Именно этот восстановленный храм привлекал паломников со всего христианского мира в конце XI века. Большую часть этого времени мусульманские правители города относились к ним лояльно.
Ситуация изменилась после захвата Иерусалима турками-сельджуками в 1077 году. В Европе стали распространяться сведения о притеснениях христианских паломников и препятствиях в доступе к святыням. Освобождение святых мест, и в первую очередь Храма Гроба Господня, стало одной из главных целей, провозглашённых во время Первого крестового похода (1096–1099).
После взятия города 15 июля 1099 года, как рассказывают очевидцы, выжившие участники похода молились в Храме Гроба Господня. Он поразил их своим видом, поскольку после разрушения и частичного восстановления значительная его часть оставалась под открытым небом.
В течение следующих пятидесяти лет крестоносцы провели масштабную реконструкцию. Сохранив основание храма, восстановленного Константином IX Мономахом, они перестроили его в стиле западноевропейской романской архитектуры. «Святой сад» стал главным нефом (кафоликоном) нового храма, а скала Голгофы была заключена в отдельную часовню. Обновлённый Храм Гроба Господня был освящён 15 июля 1149 года, ровно через 50 лет после взятия Иерусалима. Строительные работы продолжались ещё несколько лет, но именно храм крестоносцев в своих основных чертах сохранился до наших дней.
Храм, перестроенный крестоносцами, привлекал огромное количество паломников, поэтому для контроля их потока был создан двойной входной портал. Эти сдвоенные дверные проёмы видны и сегодня. Однако искусно вырезанные притолоки (архитравы), украшавшие портал, были демонтированы после землетрясения 1927 года. Сейчас они хранятся в Музее Рокфеллера в Иерусалиме.
Правый входной проём был заложен после того, как Салах ад-Дин захватил город в 1187 году. Тем не менее паломникам по-прежнему разрешался доступ в храм, а европейские правители вели переговоры о правах христиан на святыню. Некоторые элементы храма времён крестоносцев не сохранились. Например, гробницы первых правителей Иерусалимского королевства — Готфрида Бульонского (годы правления 1099–1100) и Балдуина I (годы правления 1100–1118) — были убраны в начале XIX века во время реставрации, которую проводила греческая православная церковь. Все короли Иерусалима, правившие до 1187 года, за исключением королевы Мелисенды, были похоронены в часовне Адама, расположенной под Голгофой.
Карты XII века показывают, что Храм Гроба Господня был духовным центром христианского мира и важнейшим местом паломничества. Его архитектура позволяла верующим последовательно обходить святыни, завершая свой путь у Гроба Господня. На Голгофе, в знак окончания паломничества, они оставляли принесённые с собой кресты; в канун Пасхи их сжигали. В Великую субботу в храме проходила и до сих пор проходит церемония схождения Благодатного огня. Патриарх входил в Кувуклию, где, согласно верованиям, чудесным образом возгорался огонь, который затем раздавали верующим. Об этой церемонии свидетельствовали, в частности, хронисты Эккехард из Ауры в 1101 году и Каффаро из Генуи в 1102 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?