Черногорская православная церковь читать ~4 мин.
Черногорская православная церковь – это относительно новая восточная православная церковь, возникшая после распада бывшей Социалистической Республики Югославия.
Православие в Черногории берет своё начало в 13 веке, когда святой Савва сотрудничал с сербским правителем, чтобы создать сильное православное присутствие на всей территории страны, находившейся тогда под контролем Сербии. До восстановления независимости Черногории православие в значительной степени заменило римский католицизм в Черногории.
После обретения независимости была создана автономная черногорская церковь, находящаяся в общении со Вселенским патриархатом. В течение нескольких столетий, вплоть до середины 19 века, в стране существовало теократическое правительство, главой которого был православный епископ.
Сербия восстановила контроль над Черногорией в конце Первой мировой войны, и в 1920 году Черногорская автокефальная православная церковь, к которой принадлежало подавляющее большинство населения, была упразднена, а Сербская православная церковь взяла на себя контроль над церковной администрацией и имуществом. Черногория оставалась в союзе с Сербией на протяжении 1990-х годов и в середине первого десятилетия нового века. Однако в эти неспокойные времена многие в Черногории стремились к независимости от Сербии, которую отстаивали Македония, Босния-Герцеговина и Косово. В 2006 году эта независимость, наконец, была получена.
Между тем, в 1993 году небольшая группа православных верующих, объединённая с Либеральным альянсом Черногории, политической партией, которая стала первой группой, выступающей за независимую Черногорию, объявила о восстановлении Черногорской православной церкви как нового законного представителя православия в Черногории. Этому действию решительно воспротивился Вселенский патриархат.
Первым главой церкви стал митрополит Антоний (урождённый Антоний Абрамович в 1919 году). Его сменил митрополит Михайло, бывший священник греческой православной церкви в Италии, а ныне архиепископ Цетинье (место старой столицы Черногории и её церковный центр). По мере роста голосов за национальную независимость, новая церковь пыталась утвердить свою преемственность с предыдущей черногорской церковью и, следовательно, своё право на собственность, которая, по её мнению, была незаконно захвачена Сербской православной церковью в 1920 году.
Черногорская церковь добилась некоторого успеха в 1997 году. Митрополит Михайло был освящён епископами Болгарской альтернативной православной церкви, которая оспаривала легитимность болгарского патриарха (занимавшего этот пост в коммунистическую эпоху). Болгарская альтернатива также нашла поддержку в посткоммунистическом болгарском правительстве.
Также в 1997 году просербское правительство, находившееся у власти в Черногории, было отстранено от власти, и новые власти быстро зарегистрировали Черногорскую православную церковь как гражданскую организацию. Четыре года спустя церковь была признана неправительственной организацией Министерством внутренних дел Черногории. Это стало результатом восстановления положений устаревшего (но все ещё действующего) закона «О правовом положении религиозных общин», сохранившегося от бывшей Социалистической Республики Югославия.
Черногория окончательно стала независимой в 2006 году, и черногорская церковь начала регистрироваться в Сербии, рассчитывая заручиться поддержкой проживающих там этнических черногорцев. Хотя вначале ей отказали, в 2007 году она выиграла дело в сербском суде.
Новая черногорская церковь продолжает отстаивать свою легитимность, но по состоянию на 2009 год ей не удалось добиться реального прогресса хотя бы в частичном замещении Сербской православной церкви в новом государстве. Следует отметить, что почти половина черногорских православных верующих – этнические сербы.
Тем временем болгарское правительство выступило против Болгарской альтернативной православной церкви, и в 2004 году государственные власти лишили священников этой группы всех церковных помещений, которые они занимали в течение предыдущего десятилетия. В результате этих действий Черногорская церковь потеряла свою главную надежду на мощного международного союзника.
Сегодня Черногорская православная церковь находится в общении с целым рядом малых православных церквей, включая Болгарскую православную церковь, Итальянскую церковь Ортодоссы и Украинскую православную церковь Киевского патриархата.
Сербская православная церковь оспаривает статус Черногорской православной церкви. Сербская церковь видит церковное единство сербского и черногорского православия, которое начинается с обращения Черногории святым Саввой. Теперь, когда страна стала независимой, остаётся неясным, будет ли предпринята попытка отделить православных верующих от Сербской церкви либо путём предоставления правительством привилегий Черногорской православной церкви, которая не получила широкой общественной поддержки, либо путём отдельных действий.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Черногории
- Еpronto - сайт для удобного и быстрого бронирования
- Черногория или Хорватия?
- Черногория – приветливая и солнечная страна
- Феномен Евдокии Нагродской и возвращение её к современному читателю
- Выставка «Екатерина Великая в стране и мире» открылась в Михайловском замке
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?