Черногорская православная церковь читать ~4 мин.
Черногорская православная церковь — православная религиозная организация в Черногории, провозгласившая свою автокефалию после распада Югославии. На данный момент она не признана каноническими православными церквями и рассматривается ими как раскольническая структура.
История православия на территории современной Черногории восходит к XIII веку. В 1219 году святой Савва, член правящей сербской династии Неманичей, основал Зетскую епархию с центром в монастыре Святого Архангела Михаила на Превлаке. Это событие укрепило позиции православия, которое со временем стало доминирующей религией в регионе, хотя католицизм сохранял своё влияние, особенно в прибрежных городах.
В последующие века, особенно после ослабления и падения средневекового Сербского царства, Цетинская митрополия обрела фактическую самостоятельность. С XVI до середины XIX века в Черногории существовала уникальная форма теократического правления, когда страной руководили митрополиты-владики. В этот период церковь была де-факто автокефальной и поддерживала общение с другими православными церквями.
После окончания Первой мировой войны и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущей Югославии) Черногория утратила свою государственность. В 1920 году автокефальная Черногорская православная церковь была упразднена, а её епархии вошли в состав новообразованной Сербской православной церкви, которая также получила контроль над всем церковным имуществом. Черногория оставалась в союзе с Сербией на протяжении 1990-х годов и в начале 2000-х. Однако в этот неспокойный период, на фоне стремления к независимости других югославских республик — Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Македонии, — в Черногории также росло движение за суверенитет. Эта цель была достигнута на референдуме в 2006 году.
На фоне этих политических процессов, 31 октября 1993 года в Цетине группа граждан, поддержанная Либеральным союзом Черногории — политической партией, первой выступившей за независимость, — провозгласила восстановление автокефальной Черногорской православной церкви. Это событие не получило признания со стороны канонического православия, и Вселенский патриархат решительно выступил против такого шага.
Первым предстоятелем возобновлённой церкви стал архимандрит Антоний (Антоније Абрамовић, 1919–1996). После его смерти церковь возглавил митрополит Михаил (Михаило Дедеић), бывший священник Константинопольского патриархата в Италии, лишённый сана. Он принял титул архиепископа Цетинского и митрополита Черногорского. По мере роста движения за национальную независимость новая церковь стала заявлять о своей исторической преемственности с упразднённой в 1920 году митрополией и, следовательно, о праве на церковную собственность, которая, по её мнению, была незаконно передана Сербской православной церкви.
Прорыв для Черногорской церкви произошёл в 1997 году, когда митрополит Михаил был рукоположён во епископа иерархами Альтернативного синода Болгарской православной церкви — группы, оспаривавшей легитимность болгарского патриарха, занимавшего свой пост с коммунистической эпохи.
- В том же 1997 году в Черногории сменилось правительство: к власти пришли силы, менее ориентированные на союз с Сербией. Новые власти зарегистрировали Черногорскую православную церковь как общественную организацию. Четыре года спустя, в 2001 году, Министерство внутренних дел Черногории признало её неправительственной организацией, применив положения старого югославского закона «О правовом положении религиозных общин».
После провозглашения независимости Черногории в 2006 году церковь попыталась зарегистрировать свои приходы и в Сербии, рассчитывая на поддержку этнических черногорцев, проживающих там. Несмотря на первоначальный отказ, в 2007 году она выиграла дело в сербском суде и добилась регистрации.
Несмотря на государственную независимость Черногории и юридическую регистрацию, ЧПЦ не удалось добиться широкой поддержки населения и канонического признания. Большинство православных верующих в стране остаются прихожанами епархий Сербской православной церкви. Попытки правительства Черногории в 2019 году принять закон «О свободе вероисповедания», который предусматривал возможность передачи церковной собственности в госфонд, привели к массовым многомесячным протестам, организованным СПЦ. Эти события оказали значительное влияние на политическую ситуацию и способствовали смене власти в 2020 году. Новый закон, принятый в 2021 году, снял спорные положения, укрепив позиции Сербской церкви.
Между тем, главный международный союзник ЧПЦ, Альтернативный синод в Болгарии, потерпел поражение. В 2004 году болгарские власти лишили его священников всех церковных зданий, которые те занимали. Этот шаг оставил Черногорскую церковь практически без внешней поддержки со стороны других неканонических групп, имевших государственное признание.
Сегодня Черногорская православная церковь поддерживает общение с некоторыми другими неканоническими православными юрисдикциями. Наиболее значимым стало установление евхаристического общения с Православной церковью Украины (ПЦУ), получившей томос об автокефалии от Вселенского патриархата в 2019 году. Однако сама ПЦУ не признаёт автокефалию ЧПЦ, а рассматривает её как группу верующих в составе Сербского патриархата.
Сербская православная церковь продолжает оспаривать легитимность ЧПЦ, рассматривая её как раскольническую группу. Для СПЦ церковное единство сербского и черногорского православия неразрывно со времён святого Саввы. После событий 2019–2021 годов вопрос о принудительном отделении верующих от СПЦ через государственное вмешательство был снят с повестки дня, однако церковный вопрос в Черногории остаётся сложным и политизированным.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия в Черногории
- Еpronto - сайт для удобного и быстрого бронирования
- Черногория или Хорватия?
- Черногория – приветливая и солнечная страна
- Феномен Евдокии Нагродской и возвращение её к современному читателю
- Выставка «Екатерина Великая в стране и мире» открылась в Михайловском замке
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?