Чудеса в религии читать ~9 мин.
Чудо обычно определяется как экстраординарное событие, вызванное божественным вмешательством, в отличие от магии, которая представляет собой манипуляцию миром природы силой практикующего.
Во всем мире и на протяжении многих веков люди хотели, чтобы их святые свидетельствовали о божественной силе через чудеса. Иногда святых людей причисляли к чудотворцам даже тогда, когда они категорически отрицали это, как, например, ранний суфий Абу Язид Бистами. И даже когда высшая иерархия религии при определении святости делала упор на другие характеристики, нежели способность творить чудеса, народная вера продолжала восхищаться чудесами как столь необходимыми признаками присутствия божественного в мире.
Современный римский католицизм и его средневековый христианский родич требуют доказательств чудес перед официальной канонизацией человека как святого; только чудо (два для мучеников, три для исповедников) является доказательством того, что данный человек действительно соответствовал воле Бога. Однако в большинстве мировых религий, хотя и менее формализованно, по крайней мере, иногда рассматривают чудеса как доказательство того, что человек свят.
Святые известны своей способностью творить чудеса при жизни, но часто особенно после смерти. Это одна из основных тем в исламе, а также в православном и католическом христианстве. Существует естественный континуум: Святой проявлял большую доброжелательность и заботу о людях при жизни, поэтому он или она естественным образом продолжает эту заботу после смерти, когда он или она утверждены в святости и пользуются особой близостью к Богу. Действительно, именно их доступ к Богу в загробной жизни позволяет святым ходатайствовать и просить о чудесах. (Следует отметить, что иудаизм, христианство и ислам проводят чёткое различие: Святые могут заступаться и просить о чудесах, но на самом деле совершить чудо под силу только Богу).
Иудаизм рассматривает этот вопрос иначе, делая акцент на религиозности этого, а не будущего мира, что делает посмертные чудеса невозможными. Однако живые чудотворцы были важны в иудаизме в начале общей эры, и нескольким ранним раввинам приписывались чудесные способности. Последним великим чудотворным раввином был Ханина бен Доса. После этого, за исключением современного хасидского движения, чудотворцы были постепенно вытеснены образом мудреца как идеального святого человека.
Чудеса могут принимать различные формы. Распространённым видом чуда среди аскетов является чудесное появление пищи, сигнализирующее о божественном одобрении маргинальной жизни вне обычных человеческих сообществ и дающее аскету силы для продолжения. Например, индийский суфий Фаридуддин Гандж-и-Шакар совершил 40-дневный затворничество, вися вверх ногами в колодце; его пост был вознаграждён, когда близлежащие камешки превратились в сахар. У нескольких ирландских отшельников пища приходила к ним чудесным образом – лань, пришедшая подоить её, ворон, подающий хлеб, орёл, несущий рыбу, и так далее, – или же они сами создавали её с помощью чудесного разделения, напоминающего Иисуса, разделяющего хлеб и рыбу.
Святые не только превращали воду в вино; индуистского поэта Камалаканту Бхаттакарья обвинили в пьянстве, на что он ответил превращением вина в молоко. Среди раввинов, которым приписывали чудесные способности, есть даже талмудическая история о том, как два раввина могли каждую неделю создавать телёнка, чтобы вовремя подать его на субботний ужин. Неудивительно, что в условиях экономической системы, основанной на натуральном хозяйстве, люди так часто с восторгом рассказывали о чудесном предоставлении пищи.
Также неудивительно, что многим святым людям приписывалась чудесная способность выдерживать тяжёлые физические испытания. Многие раннехристианские мученики описаны как переносящие ужасные пытки без страданий. Индуистские святые тоже иногда появляются в литературе настолько сосредоточенными на божественном, что не замечают физической боли. Этот феномен встречается и в исламе. Например, суфий Ахмад ибн Али аль-Рифаи мог сидеть в горячей печи, а его последователи применяли такие практики, как обращение со змеями, хождение по горячим углям и поедание битого стекла.
В восточных религиях сверхъестественные способности часто рассматриваются как побочный эффект просветления. Это почти общее место, что араханты, полностью пробуждённые, могут слышать и понимать все звуки во вселенной, могут читать мысли других людей и помнить предыдущие жизни.
Кроме этого, буддизм признает восемь стандартных паранормальных способностей у людей выдающейся святости: (1) проецировать телесные образы самого себя, (2) становиться невидимым, (3) проходить сквозь твёрдые предметы, (4) погружаться в твёрдую землю, (5) ходить по воде, (6) летать, (7) касаться рукой солнца и луны и (8) возноситься в дом Брахмы на высшем уровне небес. Индуизм также признает сверхъестественные способности, включая чтение мыслей, ясновидение и левитацию, как естественный результат духовного развития.
Однако обе религии предостерегают от культивирования или оценки таких способностей, считая их отвлекающими факторами; хвастовство особыми способностями даже является одним из четырёх традиционных оснований для изгнания из буддийской самгхи (монашеской общины).
Буддизм Махаяны более либерален в принятии ценности демонстрации способностей обычным людям, особенно в целях обучения. Интересным примером является силлаский (корейский) буддийский монах Чаджанг, прославившийся как чудотворец, который помог распространить буддизм по всему королевству, особенно совершая чудесные знамения во время своих лекций. А сверхнормальные способности часто ценятся в тантрических традициях буддизма и индуизма как признаки прогресса в духовной жизни; предполагается, однако, что практикующий в конце концов вырастет из этой стадии.
Хотя к чудесным способностям элита может относиться настороженно или даже презирать их, они по-прежнему любимы простыми людьми и играют заметную роль в легендах. Так, буддийский философ Чандракирти говорил, что вещи лишены сущности, и доказывал это, проходя сквозь каменные колонны, доя изображение коровы, чтобы накормить монахов, и даже катаясь на каменном льве. Первый гуру сикхов, Нанак, также был известным чудотворцем.
Другие восточные религии принимают основную точку зрения, согласно которой истинная связь с божественным позволяет человеку отбросить иллюзии, управляющие работой материального мира, в результате чего святой человек оказывается в состоянии трансцендентности. Это очень реалистично интерпретируется даосами, которые верят, что по мере того, как даосский святой становится совершенным, его или её тело становится все более прозрачным.
Даосские «бессмертные» (сянь) могут перемещаться в разные места или менять свой облик по желанию. Они также апофеоз вместо смерти, лучший из них поднимается на небо при свете дня на колеснице, запряжённой драконами и тиграми. (Хотя даже это, возможно, не так эффектно, как две индуистские святые женщины, Антал и Мирабай, которые были поглощены образом бога). Некоторые даосские истории гораздо более причудливы. Например, у Чжан Гуолао, одного из Восьми бессмертных даосов, был волшебный мул, которого можно было сложить и убрать в небольшую сумку, когда на нём не ехали. В целом, однако, акцент делается на том, что святой человек преодолевает обычные законы природы. Подобная трансцендентность приписывалась некоторым греческим философам-неоплатоникам. Иамблиху, например, приписывали способность к левитации (хотя он изо всех сил старался посмеяться над этим).
Ничто не стоит на пути святого человека, и легенды о чудесах, нарушающих законы природы, пересекают границы религии, места и времени. Очень часто можно встретить святых людей, которые в эпоху, предшествовавшую широкому строительству мостов, могли пересекать водоёмы – они разделяли воду (Моисей и многие подражатели в христианской агиографии), ходили по воде (особенно распространено среди буддийских святых) или плыли по воде, сидя на листе или тростнике – топос, который простирается от христианского ирландского святого Иа, пересекавшего Ла-Манш, до буддийского основателя чань Бодхидхармы, переплывшего Янцзы. В честь святых зажигаются (или гаснут, или меняют свой путь) костры, деревья кланяются им, а чёрный камень Каабы даже заговорил по требованию шиитского имама Зайн Али ибн аль-Хусайна.
Однако два величайших чуда святых – это способность управлять погодой и исцелять. Многие африканские и индейские святые почитаются за способность вызывать дождь, хотя рассказы об этой жизненно важной функции можно найти в большинстве религий. Буддийский монах Фотученг из Центральной Азии был знаменит тем, что вызывал дождь, благодаря чему правитель Китая поддержал распространение буддизма.
В Талмуде рассказывается о еврейском чудотворце Хони ха-Меаггеле, который успешно молился о дожде во время засухи. В индуизме чудеса часто связаны со способностью святого человека завоевать расположение бога с помощью песен или поэзии. По одной из легенд, композитор-благотворитель начала XIX века Мутусвами Дикшитар прекратил засуху, когда он и его сын исполнили свою музыку. На протяжении христианского средневековья святые регулярно вызывали дождь по просьбе; даже такая поздняя святая, как Катарина де Сан-Хуан, может причислить к своим чудесам обращение урагана вспять.
Однако большинство записанных чудес святых людей – это чудеса исцеления. Агиография представляет мрачную панораму человеческих страданий, переносимых только благодаря вмешательству святых. Современные теории предполагают огромную силу разума для исцеления тела – святые люди на протяжении всей истории выступали в качестве важных каналов, завоёвывая людей своей абсолютной убеждённостью в том, что они действительно могут быть исцелены.
Часто такие исцеления происходят в очень эмоциональных обстоятельствах, начиная от лагерных собраний и заканчивая паломничеством к святыне, и рецидивы разочаровывающе часты после того, как волнение утихает. Однако существует целый ряд современных научных доказательств того, что чудеса исцеления действительно происходят, что подкрепляет многовековую веру в них.
Закончился ли век чудес? В наше время чудеса действительно пошли на спад во многих странах мира. Скептицизм, «просвещение» (в философском смысле) и развитие науки заставили образованную элиту многих религий поставить под сомнение или даже осудить веру в чудеса. Но очень многие люди по-прежнему хотят и нуждаются в чудесах, и чудотворный святой человек все ещё жив и здоров. В христианском мире это происходит по двум направлениям: в католицизме, где основное внимание уделяется целительной силе Девы Марии (например, в Лурде), и в быстро растущих пятидесятнических общинах, отдающих полную дань харизматическим «целителям веры». Многие новые религии Азии и Америки подчёркивают чудодейственную силу своих лидеров.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Гептамерон» Маргариты Наваррской, краткое содержание
- UI-дизайн: что это, особенности и актуальные тенденции
- UI/UX дизайн сайта
- Настенные картины в интерьере
- Что необходимо для создания леттеринга
- Сочетание комфорта и элегантности: Искусство дизайнерских кресел с оттоманкой
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?