Дебра Либанос читать ~5 мин.
К северу от Аддис-Абебы находится главный монастырь Эфиопии, Дебрэ-Либанос (амх. ደብረ ሊባኖስ), основанный около 1275 года эфиопским святым Тэклой Хайманотом (геэз ተክለ ሃይማኖት). Название монастыря переводится с амхарского языка как «Ливанская гора».
До середины XX века все эфиопские епископы были египтянами, которых назначал коптский патриарх Александрии. Немногие из них хорошо владели амхарским языком. Поэтому настоятель (ычэге) монастыря Дебрэ-Либанос, будучи самым высокопоставленным священнослужителем — уроженцем Эфиопии, становился наиболее влиятельной религиозной фигурой в стране.
Изначально монастырь был миссионерским форпостом христианства и располагался в небольшой пещере. Согласно житию, святой Тэкла Хайманот изгнал оттуда языческого мага. В пещере он установил табот — модель Ковчега Завета, который, по верованиям эфиопов, хранится в святилище в Аксуме. Наличие такой модели священной реликвии является обязательным атрибутом любого эфиопского храма или монастыря. Святыня и монастырь Тэклы Хайманота стали важным местом паломничества за столетия до того, как в начале XX века была построена столица в Аддис-Абебе.
Пещера с целебным источником, из которого паломники берут воду, находится недалеко от главной церкви. Часть воды стекает в купальню для омовения паломников. Сама пещера представляет собой простое сооружение, фасад которого укреплён цементной стеной со стальными дверями.
Монастырь Дебрэ-Либанос расположен в крутом ущелье. Первое, что видит паломник, спускаясь с плато, — это массивный серебряный купол собора, построенного императором Хайле Селассие. В нём хранятся табот Тэклы Хайманота и его напрестольный крест. Эти реликвии содержатся во внутреннем помещении и охраняются как национальные сокровища.
Предание приписывает святому Тэкле Хайманоту восстановление Соломоновой династии, ведущей свою родословную от израильского царя Соломона и царицы Савской. Из-за значимости святого для национальной идентичности Эфиопии почти каждый император Соломоновой династии (последним из которых был Хайле Селассие, правивший до 1974 года) возводил храм на месте его мощей. Каждый новый храм строился на месте снесённого предыдущего, поэтому современное здание является постройкой XX века.
В 1531 году войска Ахмада ибн Ибрагима аль-Гази разрушили недавно отстроенную церковь. Храм был сожжён вместе с несколькими сотнями монахов. В ходе последовавших массовых убийств и грабежей были утрачены древние рукописи монастыря. Следующее разорение произошло примерно полвека спустя от рук кочевых племён оромо. В гондарский период, когда столица Эфиопии находилась в Гондэре, монахи из Дебрэ-Либанос подверглись гонениям и казням со стороны императора из-за богословских разногласий.
Долина пустовала много лет. Когда монахи начали возвращаться туда незадолго до 1800 года, точное местонахождение мощей святого было утеряно. Согласно преданию, один мальчик, в семье которого хранилась тайна о местоположении гробницы, привёл настоятелей в лесистую местность. Во время раскопок рабочие наткнулись на металлический предмет, и в этот момент, как гласит легенда, земля вздыбилась от сильного землетрясения. Это было воспринято как небесный знак, и в 1884 году на этом месте возвели шестой по счёту храм в честь святого Тэклы Хайманота.
Император Менелик II (1844–1913) снёс этот храм и в 1906 году построил новый. Во время работ под фундаментом были обнаружены руины сгоревшей средневековой церкви и останки множества мучеников. Это открытие положило начало периоду возрождения Дебрэ-Либанос.
Этот короткий «золотой век» закончился в 1937 году жестокой расправой итальянских фашистских войск над монахами и паломниками. Итальянские солдаты намеренно выбрали для нападения 20 мая, день одного из трёх ежегодных праздников в честь святого. По разным оценкам, в тот день было убито от нескольких сотен до двух тысяч человек, включая монахов и дьяконов. Небольшой мавзолей для хранения их останков был построен в 1966 году.
Монастырь был разграблен итальянцами. Некоторые из его сокровищ, по некоторым данным, попали в музеи Ватикана и так и не были возвращены. Храм, построенный Менеликом, уцелел во время грабежа, но позже был снесён, чтобы освободить место для современного собора, возведённого императором Хайле Селассие в 1963 году. Примечательно, что этот собор уцелел в период правления коммунистического режима (1974–1991) и сегодня вновь является крупным центром паломничества. Долгая и трагическая история сделала монастырь символом стойкости эфиопского христианства.
Собор монастыря имеет полукруглую апсиду с многочисленными витражами. Перед алтарной частью расположен иконостас, в центре которого находится икона Святой Троицы в окружении святых.
Согласно житию святого Тэклы Хайманота, Христос обещал ему, что паломничество к его гробнице будет так же угодно Богу, как и паломничество к Гробу Господню. В трёх ежегодных паломничествах участвуют люди из всех слоёв общества: от крестьян до знати и горожан. Некоторые паломники идут в Дебрэ-Либанос по несколько дней, чтобы исполнить обет или вознести благодарность. Большинство приносит дары для монастыря (свечи, ладан, литургические зонты) или для раздачи милостыни нищим. С собой они уносят воду из святого источника или землю с его берегов. Некоторые поднимаются по склонам ущелья, чтобы почтить память усопших, чьи кости покоятся на скальных уступах. Многие благочестивые эфиопы верят, что похороненные рядом с гробницей святого Тэклы Хайманота вознесутся на небеса вместе с ним, поэтому паломники приносят сюда останки своих умерших родственников для захоронения. Святыня издавна ассоциировалась с исцелением, особенно от проказы. В коммунистический период ритуальные купальни были разрушены, но в настоящее время они восстановлены.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Журнал «Фокус» раскрыл тайну германского правительства – склад с произведениями искусства на 1 миллиард евро
- Корнелиусу Гурлитту будут возвращены произведения искусства, конфискованные у него ранее
- Что посмотреть в Вене?
- Бальтазар Нейман: биография немецкого барочного архитектора
- «Великолепные руины» Джесса Уолтера, краткое содержание
- Феномен Евдокии Нагродской и возвращение её к современному читателю
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?