Дебра Либанос читать ~5 мин.
К северу от Аддис-Абебы находится главный монастырь Эфиопии, Дебра Либанос, основанный в 1275 году национальной святой Теклой Хайманот. Его название означает «Гора Ливан» на амхарском языке.
До окончания Второй мировой войны все эфиопские епископы были египтянами, назначаемыми коптским патриархом Александрии, и лишь немногие из них хорошо говорили по-амхарски. Следовательно, настоятель (ичеге) Дебра Либанос стал самой влиятельной религиозной фигурой в стране, поскольку был самым высокопоставленным уроженцем.
Первоначально Дебра Либанос был миссионерским форпостом христианства и располагался в небольшой пещере, из которой святой Текла изгнал языческого мага. В ней он установил модель Ковчега Завета, который, по мнению эфиопов, покоится в святилище в Аксуме. Модель этой священной реликвии – то, что делает эфиопскую церковь святой, и каждая местная церковь и монастырь имели такую модель. Святилище и монастырь святой Теклы стали важным местом паломничества за столетия до того, как в начале 1900-х годов в Аддис-Абебе была построена столица.
Пещера находится на небольшом расстоянии от церкви святыни и имеет источник, из которого паломники берут воду для исцеления. Часть воды стекает в баню, используемую паломниками для омовения. Пещера представляет собой простое сооружение, перед которым находится цементная стена со стальными дверями.
Дебра Либанос расположена в крутом ущелье, и первое, что видит паломник, спустившись с плато, – это массивный серебряный купол святилища, построенного императором Хайле Селассие для хранения модели ковчега Теклы и его благословляющего креста. Они хранятся во внутренней комнате, охраняются и оберегаются как национальные сокровища.
По легенде, святому Текле приписывают восстановление императорской семьи, которая ведёт свою родословную от Соломона, царя Израиля, и царицы Савской. Из-за важности святого Теклы для национальной идентичности Эфиопии почти каждый император Соломоновой линии (Хайле Селассие был последним, правившим до 1974 года) строил святилище на месте его мощей. Для этого пришлось снести предыдущие церкви, поэтому нынешняя святыня – это постройка двадцатого века.
В 1531 году мусульманский захватчик разрушил церковь, строительство которой было недавно завершено. Она сгорела вместе с несколькими сотнями монахов, и в результате оргии убийств и грабежей были утрачены древние рукописи монастыря. Другая резня произошла всего пятьдесят лет спустя от рук бродячего племени. Когда столица Эфиопии была основана в Гондаре, монахи сопровождали туда императора, но подверглись ещё одной массовой казни от рук императора.
Долина была безлюдна в течение многих лет, и когда монахи начали возвращаться незадолго до 1800 года, местонахождение мощей святого было давно забыто. Один мальчик рассказал, что эта тайна передавалась в его семье, и привёл чиновников в лесистую местность. Копая, рабочие нашли металлический предмет, и земля чудесным образом вздыбилась во время сильного землетрясения. После этого знака с небес о том, что они нашли гробницу, в 1884 году на этом месте была построена шестая церковь Святой Теклы.
Император Менилек II (1844-1913) снёс эту церковь и построил другую в 1906 году, и во время строительства под фундаментом была обнаружена сгоревшая средневековая церковь, а также кости многих мучеников. С этим открытием Дебра Либанос вступила в период возрождения.
Этот короткий «золотой век» закончился жестокой расправой итальянских фашистских войск над монахами в 1937 году. Намеренно выбрав 20 мая, день одного из трёх ежегодных паломничеств, итальянцы расстреляли из пулемётов всех монахов и дьяконов, всего 324 человека. Небольшой мавзолей для хранения их останков был построен в 1966 году.
Церковь была разграблена итальянцами, некоторые из её сокровищ были помещены в музеи Ватикана и никогда не были возвращены. Церковь Менилека пережила разграбление, но была снесена, чтобы освободить место для нынешней церкви, построенной императором Хайле Селассие в 1963 году. Удивительно, но эта последняя церковь пережила коммунистическое правление (1974-1991) и снова стала местом паломничества. Долгая и кровавая история сделала монастырь и святыню символами триумфа эфиопского христианства над всеми невзгодами и испытаниями.
Церковь монастыря имеет полукруглую стену с множеством витражных панелей. Перед ней находится иконостас, в центре которого изображена Троица со святыми по бокам.
Легенда о святой Текле гласит, что Христос однажды пообещал, что паломничество к могиле святой будет таким же заслуженным, как и к могиле Иисуса. В трёх ежегодных паломничествах принимают участие бедные крестьяне, дворяне, образованные и городские жители. Некоторые идут к Дебре Либанос несколько дней, часто для того, чтобы исполнить обет или выразить благодарность. Большинство приносят дары, либо для монастыря (свечи, ладан, зонтики, которые используются в литургических церемониях и процессиях), либо для раздачи нищим. Они приносят воду из священного источника или грязь с его берегов. Некоторые поднимаются по склонам ущелья, чтобы почтить память умерших, чьи кости покоятся на уступах в скале. Многие благочестивые эфиопы верят, что те, кто похоронен рядом с могилой святого Теклы, вознесутся на небо, чтобы быть вместе с ним, и поэтому паломники приносят кости своих умерших, чтобы упокоить их в долине. Святилище издавна ассоциируется с исцелением, особенно прокажённых. В коммунистический период ритуальные лечебные ванны были разобраны, но сейчас они восстановлены.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Журнал «Фокус» раскрыл тайну германского правительства – склад с произведениями искусства на 1 миллиард евро
- Корнелиусу Гурлитту будут возвращены произведения искусства, конфискованные у него ранее
- Что посмотреть в Вене?
- Бальтазар Нейман: биография немецкого барочного архитектора
- «Великолепные руины» Джесса Уолтера, краткое содержание
- Феномен Евдокии Нагродской и возвращение её к современному читателю
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?