Деметрий Фессалоникийский читать ~2 мин.
Димитрий или Димитриос – один из самых могущественных и известных византийских святых-воинов. Его культ, по-видимому, зародился в Фессалониках, где в середине пятого века в его честь была основана большая церковь. Ранние сборники рассказов о чудесах, связанных со святым, датируются седьмым веком, а тексты девятого века и более поздние описывают его жизнь и мученическую смерть в конце третьего – начале четвёртого века.
Римский солдат, отказавшийся убивать христиан, он был заключён в бани в Фессалониках по приказу императора Максимиана, который позже приказал заколоть его копьями после того, как его любимый гладиатор Лиэй был побеждён другом Деметрия Нестором. Вариации легенды включают последующее обезглавливание Нестора, а также уничтожение Деметрием ядовитого скорпиона, напавшего на него в тюрьме.
Другие легенды приписывают защиту города Фессалоники во время нашествий славян и булгар в седьмом веке чудесному вмешательству святого Димитрия. Византийская императорская и аристократическая преданность в средневековый период распространила культ Димитрия за пределы Балканских регионов, где в конечном итоге святому было посвящено более 200 церквей. Он также был принят в качестве покровителя армии в России.
Святилище Димитрия в Салониках было важным местом паломничества на протяжении всего средневековья. В центральной части церкви находился шестиугольный куполообразный серебряный киворий (алтарный полог) с изображением лежащего святого на серебряном кресте. Это сооружение было разрушено во время захвата города арабами в начале X века и в конце концов заменено мраморным (также не сохранившимся).
Считалось, что способности святого совершать исцеления и отгонять демонов особенно способствовало сладко пахнущее масло (или мирон), которое собиралось в бассейнах в нижней части церкви. (Мощи некоторых других восточных и западных святых также источают чудодейственное миро; эти святые известны как my roblytoi). Паломники собирали миро в маленькие флаконы (или ампулы) и небольшие ёмкости, которые носили как ожерелья или амулеты. Эта практика упоминается в текстах 13-го века. В тексте XV века описывается, что в день праздника святого даже стены и колонны церкви капали мирон.
Несмотря на многочисленные переделки и катастрофический пожар 1917 года, в церкви в Фессалониках сохранились важные ранние мозаики. Святой Димитрий часто изображается на византийских и русских иконах, иногда верхом на коне, в доспехах и со щитом, мечом или копьём. Его праздник отмечается 8 октября в Римско-католической церкви и 26 октября в греческом православии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?