Деметрий Фессалоникийский читать ~3 мин.
Димитрий Солунский (греч. Άγιος Δημήτριος της Θεσσαλονίκης) — один из наиболее почитаемых византийских святых воинов. Его культ зародился в Салониках, где в середине V века в его честь возвели большую базилику. Первые сборники рассказов о чудесах, связанных со святым, датируются VII веком. Более поздние тексты, начиная с IX века, описывают его жизнь и мученическую смерть на рубеже III – IV веков.
Согласно житию, Димитрий был римским проконсулом, отказавшимся преследовать христиан. По приказу императора Галерия его заключили в термы в Салониках, где и закололи копьями. Это произошло после того, как его ученик Нестор победил в поединке императорского любимца, гладиатора Лия. Впоследствии Нестор также был казнён. Другие сказания повествуют о том, как Димитрий в темнице уничтожил ядовитого скорпиона, подосланного для его убийства.
Святому Димитрию приписывают чудесное спасение Салоник во время осад города славянами и аварами в VI – VII веках. Благодаря покровительству византийских императоров и аристократии в Средние века культ Димитрия распространился далеко за пределы Балкан. В этом регионе святому было посвящено более 200 храмов. На Руси он также стал почитаться как покровитель воинов.
Святилище Димитрия в Салониках было важным местом паломничества на протяжении всего Средневековья. В центральной части храма располагался шестигранный серебряный киворий (алтарная сень) с куполом. Внутри находилось серебряное ложе, на котором символически изображался святой. Это сооружение было утрачено во время захвата города сарацинами в 904 году и со временем заменено мраморным, которое также не сохранилось до наших дней.
Особой силой в исцелении и изгнании бесов наделялось благовонное миро, собиравшееся в крипте храма. Мощи некоторых других восточных и западных святых также источают миро; таких святых называют мироточивыми (myroblytoi). Паломники собирали миро в небольшие сосуды — ампулы или евлогии, которые носили на шее в качестве амулетов. Эта практика упоминается в источниках с XIII века. В тексте XV столетия описывается, как в день праздника святого миро истекало даже из стен и колонн базилики.
Судьба мощей святого Димитрия долгое время оставалась неизвестной. Считалось, что они были утрачены. Однако во время восстановительных работ после пожара 1917 года в крипте базилики был обнаружен реликварий с мощами. Часть из них в Средние века была вывезена крестоносцами в Италию. В 1978–1980 годах мощи были торжественно возвращены в Салоники, что стало большим событием для всего православного мира.
Иконография святого Димитрия со временем претерпела изменения. В ранневизантийский период его изображали как молодого аристократа или воина, держащего крест мученика. Позднее, особенно под влиянием крестовых походов, распространился образ Димитрия-всадника, поражающего копьём врага, который часто символизировал неверных или конкретных противников Византии, например, болгарского царя Калояна.
Несмотря на многочисленные перестройки и разрушительный пожар 1917 года, в базилике Святого Димитрия в Салониках сохранились уникальные раннехристианские мозаики. На византийских и русских иконах святого часто изображают в воинских доспехах, со щитом, мечом или копьём, иногда верхом на коне. День его памяти отмечается 26 октября (по юлианскому календарю) в Православной церкви и 9 октября в Римско-католической церкви.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?