Духоборы читать ~3 мин.
Происхождение духоборов (или духоборцев) не до конца ясно, поскольку их учения и традиции передавались преимущественно устно. Принято считать, что движение зародилось в среде русского крестьянства на юге России в конце XVII — начале XVIII века в русле духовного христианства. Временами они подвергались преследованиям со стороны царских властей и Русской православной церкви.
В 1785 году православный архиепископ Амвросий (Серебренников) назвал их «духоборами». Изначально это название носило уничижительный характер, означая «борцов против Святого Духа». Однако последователи учения переосмыслили его в положительном ключе — «борцы за Дух и с Духом» — и приняли в качестве самоназвания.
В конце XIX века духоборы столкнулись с новой волной преследований. С разрешения царя и при содействии писателя Льва Толстого, а также британских и американских квакеров, 7 400 духоборов в 1899 году иммигрировали в Канаду. Они основали общинное поселение на землях, которые позже вошли в состав провинции Саскачеван.
В 1902 году российские власти освободили из сибирской ссылки их лидера, Петра Васильевича Веригина (Пётр Васильевич Веригин), и он присоединился к своим последователям. Вскоре у общины возник конфликт с канадским правительством. Власти требовали индивидуальной регистрации земель и присяги на верность короне. Духоборы, регистрировавшие земли на общину и отказывавшиеся от присяги, в 1905 году лишились прав на участки, которые они обрабатывали.
Начиная с 1908 года П. В. Веригин увёл большинство своих последователей, около 6 000 человек, на юг Британской Колумбии. Там они основали новую изолированную земледельческую коммуну.
Духоборы — строгие пацифисты, многие из них отказываются от военной службы и принесения присяги. Основой их веры является учение о «внутреннем свете» — Божественной искре, которая присутствует в каждом человеке. Они отвергают внешние религиозные формы: таинства, духовенство, иконы, крестное знамение и посты. Многие придерживаются вегетарианства, избегая убийства животных.
Центральное место в их духовной жизни занимает не Библия, а так называемая «Живая книга» — свод устно передаваемых псалмов, гимнов и вероучительных положений, которые исполняются на молитвенных собраниях. Духоборы верят, что жизнь даёт Дух Христов, говорящий устами его последователей. Общинный образ жизни считается идеалом, позволяющим жить во взаимной любви. Признанные духовные лидеры, по их мнению, обладают Духом Христовым в большей мере, чем остальные.
После переезда в Канаду в общине произошёл раскол на три основные группы. Ортодоксальные (общинные) духоборы сохранили верность лидерам из рода Веригиных и общинный уклад. В 1938 году они были официально зарегистрированы под руководством Петра Петровича Веригина («Чистякова»), сына первого лидера, как «Союз духовных общин Христа» (USCC). «Независимые» духоборы отошли от общинной жизни, выбрав индивидуальное фермерство. Третья группа, «Сыны свободы», представляла собой радикальное крыло, прибегавшее к крайним формам протеста, включая поджоги и публичное обнажение.
В настоящее время в Канаде насчитывается около 20–30 тысяч человек духоборского происхождения, однако число активных последователей религии значительно меньше. Центральный офис USCC находится в Гранд-Форксе, Британская Колумбия; организация издаёт журнал «ИСКРА» (ISKRA). Основной вызов, стоящий перед общиной в XXI веке, — сохранение культурной и религиозной идентичности в условиях ассимиляции.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- День мира дохоборов
- Сокровища полковых музеев
- «Голос Амины» Хены Хан, краткое содержание
- Впервые в Третьяковской галерее парижское наследие Зинаиды Серебряковой
- ДУХОВНЫЕ АРИИ И.С. БАХА
- РАВЕЛЬ. РОМАНСЫ
- Выставка Алексея Рычкова «Православные храмы России и мира»
- «Золотые руки России»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?