Двенадцать дней Рождества читать ~4 мин.
Двенадцатидневный период, соединяющий Рождество и Богоявление, называют «Двенадцатью днями Рождества». В Церкви он известен под греческим названием «Додекагемерон». Синод в Туре в 567 году официально объявил эти дни праздничными. Данный период пришёл на смену языческим зимним праздникам, таким как Йоль, и символизировал переход от одного годового цикла к другому. Он воспринимался как своего рода сверхъестественный микрокосм года, где 12 дней соответствовали 12 месяцам.
Это породило разнообразные сезонные гадания. В России и Греции незамужние девушки гадали на свадьбу в наступающем году, а на Западе пытались предсказать погоду на каждый из месяцев. Многие дохристианские обряды стали ассоциироваться со святыми, чья память приходилась на один из дней Додекагемерона.
Праздник святого Стефана
В то время как в Восточной церкви день после Рождества посвящён Деве Марии как Богородице, а память святого Стефана отмечается 27 декабря, на Западе этого первого диакона и первомученика Церкви чествуют 26 декабря. День святого Иоанна Богослова на Западе приходится на 27 декабря. В Эльзасе в этот день, который считался благоприятным для новых начинаний, начинали готовить «Johannisminne» — апельсиновый ликёр на основе шнапса.
В средневековой Европе праздник святого Стефана был Днём дьяконов и ассоциировался со смертью. Во Франции и на Британских островах мальчики, отождествляя себя с дьяконами и инсценируя мученичество, убивали крапивника — «царя всех птиц». Они носили его от двери к двери на еловой ветке или палке, украшенной остролистом или омелой. Люди давали им еду в обмен на перо птицы, которое, как считалось, приносит удачу. Например, рыбаку без такого пера грозило кораблекрушение.
В городе Бьютт, штат Монтана, где долгое время добывали медь ирландские иммигранты, «День крапивника» отмечался схожим образом, однако дети вместо птицы носили голову рождественской индейки. Имя Стефан в переводе с греческого означает «корона». Его мученическая смерть символизирует духовное царствование, установленное Иисусом Христом, и в то же время перекликается с древней языческой традицией ритуального убийства короля в конце года.
Память об избиении младенцев
Схожая двойственность окружает и празднование памяти избиения младенцев 28 декабря (на Востоке — 29 декабря). Этот день посвящён вифлеемским детям, которых царь Ирод приказал убить в тщетной попытке устранить новорождённого «царя» Иисуса. Но подобно тому, как новый год и прибывающий световой день побеждают убывающий цикл, Иисус Христос избежал смертельной опасности, в то время как царь Ирод вскоре умер.
Такая инверсия существующего порядка для установления нового, часто через жертвенное пролитие невинной крови, является характерной чертой многих природных религий. Этим, вероятно, объясняется и социальный переворот, свойственный «празднику дураков», который в Средние века приходился на День невинных (28 декабря) или на 1 января. В эти дни низшие слои общества получали временную власть и правили, предаваясь полной беспечности и безответственности.
Хотя в римо-католических странах День святых Невинных до сих пор остаётся днём веселья для детей, в самом Риме он был днём поста и траура. В Англии до XVII века существовал обычай по утрам хлестать детей в постели, чтобы они могли прочувствовать боль первых младенцев-мучеников за Христа. Красный ягодный соус на светлом пудинге, который и сегодня подают на Чайлдермас (английское название праздника), символизирует пролитую ими кровь. В Ирландии этот день известен как «крестовый день года» — «Lá Crosta na Bliana». Считалось, что в этот день лучше воздерживаться от любой деятельности, чтобы начинания были успешными в течение всего года — подобное табу встречается в новогодних обычаях многих народов мира.
Английские традиции
Возможно, элемент жестокости отчасти объясняет тот факт, что 26 декабря является традиционной датой открытия сезона охоты на лис в английской сельской местности. В городах Великобритании и бывших колоний, таких как Канада, в этот день царит азарт охоты за выгодными покупками. Толпы людей устремляются в магазины, делая его одним из самых оживлённых торговых дней в году. Он сравним с «Чёрной пятницей» в США, днём после Дня благодарения, когда финансовые отчёты розничных торговцев из убыточных становятся прибыльными.
«День подарков» (Boxing Day) уходит корнями в средневековый обычай. Английские феодалы дарили своим арендаторам коробки с полезными в хозяйстве товарами — кожей, льном, сушёной рыбой и мясом, семенами и тому подобным. Это происходило, когда крестьяне возвращались в свои дома после рождественских празднеств в поместной церкви.
Со временем этот обычай стал восприниматься как унизительный и вышел из употребления, но возродился в новой городской среде в XIX веке. По возвращении из рождественского отпуска служащие ставили на своих рабочих местах коробки, чтобы начальники могли положить в них денежный подарок.
В Великобритании и её заморских владениях эту традицию долгое время поддерживали слуги, затем почтальоны, молочники и разносчики газет. Впоследствии торговые сети использовали её для рекламного хода, начав снижать цены в «День подарков» в качестве запоздалого «подарка» покупателям. Распродажи рождественских открыток, украшений и подарочной упаковки стали неотъемлемой частью сезона и своего рода экономическим заделом для праздничного цикла следующего года.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?