Двенадцать дней Рождества читать ~5 мин.
Двенадцатидневный период, соединяющий два зимних праздника – Рождество и Богоявление, называется Двенадцатью днями Рождества. Он известен под своим греческим названием Додекагемерон Церкви, которая объявила его праздничным на Турском синоде в 567 году. На самом деле он увековечивает существовавшие ранее языческие зимние праздники, такие как Йоль, являясь периодом перехода от одного годового цикла к другому и, как таковой, своего рода сверхъестественным микрокосмом самого года, с 12 днями, соответствующими 12 месяцам. Это породило разнообразные сезонные гадания, будь то гадания о перспективах незамужней девушки на свадьбу в наступающем году, как в России и Греции, или о погоде каждого из месяцев, как на Западе. Там многие подобные дохристианские обряды стали ассоциироваться со святым, память которого приходится на тот или иной день Додекагемерона. Праздник святого Стефана
В то время как в Восточной церкви день после Рождества посвящён Деве Марии как Богородице, а 27 декабря – святому Стефану, этот первый диакон и первый мученик Церкви празднуется 26 декабря на Западе, в то время как святого Иоанна чествуют 27 декабря. В его праздник, называемый Днём священника, эльзасцы начинали готовить Johannisminne – апельсиновый ликёр на основе шнапса; это был благоприятный день для начала чего-то нового.
Праздник Святого Стефана в средневековой Европе был Днём дьяконов и ассоциировался со смертью. Отождествляя себя с дьяконами и инсценируя мученическую смерть, мальчики во Франции и на Британских островах убивали крапивника – царя всех птиц, – переходя от двери к двери, держа его на еловой ветке или палке, украшенной остролистом или омелой. Люди давали им еду в обмен на перо, иначе, например, рыбаку грозило кораблекрушение. (В городе Батте, штат Монтана, где долгое время добывали медь исключительно ирландцы, День крапивника отмечался под этим названием, хотя дети вместо этого выставляли голову рождественской индейки).
Имя святого Стефана в переводе с греческого означает «корона», и если его мученическая смерть определяет тот вид духовного царствования, который пришёл установить Иисус Христос, то она также перекликается с древней языческой традицией умерщвления короля в конце года.
Память об убиении невинных
Такая же двусмысленность окружает и празднование убийства невинных 28 декабря (или 29 декабря на Востоке), прославляющее вифлеемских детей, которых старый царь Ирод убил в тщетной попытке добраться до новорождённого царя Иисуса. Но подобно тому, как новый год и дневной свет вырываются из убывающего цикла, Иисус Христос избежал этого мрачного часа опасности и вырос до непобедимой силы, в то время как царь Ирод вскоре умер.
Подобная инверсия существующего порядка для установления нового – часто через жертвенное пролитие невинной молодой крови – является знакомой чертой религий природы. Этим, вероятно, объясняется социальная инверсия праздника дураков, который в Средние века приходился на День невинных 28 декабря и 1 января, когда низшие слои общества и человеческой психики в течение одного или нескольких дней правили совершенно беспечно и безответственно.
Несмотря на то, что праздник Святых Невинных до сих пор является днём веселья для детей в римско-католических странах, в самом Риме он был днём поста и траура. В Англии до XVII века детей по утрам бичевали в постели, чтобы дать им почувствовать боль, которую испытывали ради них эти первые младенцы-мученики за Христа. Красный ягодный соус на пудинге светлого цвета, который до сих пор подают на Чайлдермас (так ещё называют этот праздник), символизирует пролитую ими кровь. В Ирландии этот день известен как «день креста года» – là crosta na bliana – когда лучше воздержаться от любой деятельности, чтобы все начинания были успешными в течение оставшегося года – табу, встречающееся в новогодних обычаях многих культур по всему миру.
Английские традиции
С другой стороны, элемент бойни может отчасти объяснить тот факт, что 26 декабря является основной традиционной датой охоты на лис в английской сельской местности. В городах Великобритании и бывших колоний, таких как Канада, преобладающим настроением в этот день является азарт охоты за выгодными покупками, который приводит толпы людей в магазины в их самый оживлённый день в году, сравнимый только с тем, что известно в Соединённых Штатах как «чёрная пятница», когда счета розничных торговцев становятся красными на следующий день после Дня благодарения.
День бокса уходит своими корнями в средневековый обычай английских помещиков-феодалов дарить своим арендаторам утилитарные товары – кожу, лён, сушёную рыбу и мясо, семена для посева и тому подобное – в коробках, когда они возвращались в свои коттеджи после рождественских празднеств в церкви поместья.
Впоследствии этот обычай стал вызывать некоторое недовольство как унизительный, и его перестали использовать, пока он вновь не появился в новой городской среде в XIX веке 26 декабря. По возвращении из рождественского отпуска каждый служащий ставил на своём рабочем месте коробку, чтобы начальник положил в неё что-нибудь.
В Великобритании и её заморских владениях подобную практику долгое время соблюдали слуги, затем почтальоны и молочники, и, наконец, газетчики, пока торговые точки не придумали хитроумную рекламную уловку – снижать цены в Boxing Day в качестве такого запоздалого «подарка» покупателям. Скидки в Boxing Day на рождественские открытки, украшения и подарочную упаковку стали частью сезона – экономическими первыми семенами цикла праздничных торжеств следующего года.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?