Дьявол читать ~3 мин.
Персонаж, который явно или неявно является Дьяволом, часто присутствует в мифах о сотворении мира. Люди авраамических традиций, конечно, знакомы с Дьяволом в образе Сатаны – согласно библейской истории в книге Бытия, Бог запретил первым людям, Адаму и Еве, под страхом смерти есть плоды с Древа познания добра и зла. Но Змей, который, предположительно, является воплощением дьявола, известного также как Сатана, падший, грешный ангел, Люцифер, пробирается в Эдемский сад и убеждает Еву съесть плод дерева, чтобы стать более похожей на Бога, познав добро и зло. Ева убеждена и, в свою очередь, убеждает Адама, и они едят от дерева, тем самым принося смерть в мир.
Африканский народ нгомбе рассказывает похожую историю, в которой первую женщину совратил обманщик Эбенга. Дьяволы, почти по определению, создают двойственность в творении, противодействуя планам создателя.
В некоторых случаях фигура дьявола является братом-близнецом героя культуры, как это происходит в ирокезских мифах о землекопах, таких как мифы онейда и тоскарора, в которых добрый близнец борется с дьявольским. Такая же двойственность на основе близнецов существует и в мифе индейцев юма.
В других мифологиях коренных народов Северной Америки фигура трикстера – например, Иктома или Койота – является помощником создателя и, подрывая творение своего начальника, выступает в роли фактического дьявола. Ассинибойн Иктоме – творец, но в нём живёт дьявол, так сказать, из-за его трикстерской природы. Он вводит в свой народ смерть и кражу лошадей. В творении воронов Койот тоже порождает воплощение дьявола изнутри себя. Этот дьявол, известный как Маленький Койот, своими шалостями разрушает вновь созданный мир.
В мифе ачомави Койот является спутником создателя. Как и большинство трикстеров, он не владеет собой и поэтому представляет угрозу для творения. В версии майду Койот приносит смерть ранее бессмертным людям, впуская в их мир свою собаку, Гремучую Змею. У индейцев койот вызывает людей и животных на борьбу.
Истоки фигуры трикстера/дьявола, вероятно, можно проследить в Центральной Азии – первоначальной родине многих предков коренных американцев. Алтайцы рассказывают о двух чёрных гусях, пролетавших над первобытными водами в начале времён. Один из этих гусей был творцом, другой – дьяволом, Эрликом. Эрлик постоянно бросает вызов и пытается перехитрить создателя, пока, наконец, не будет жестоко наказан.
У бурят, самоедов и сибирско-татарских народов есть мифы, в которых создатель лепит людей, а затем уходит искать им души, оставляя их под защитой собаки. Когда дьявол (Эрлик или Скиктур) обманывает собаку, чтобы она не обращала внимания на людей, дьявол развращает их. Тунгусским и тюркским творцам противостоит их спутник Дьявол (Бунинка или Эр Киши).
Функция темы дьявола в коллективном человеческом сне заключается в объяснении существенной двойственности, существующей в человеческой природе и в самой природе. Есть любовь, но есть и ненависть. Охота за необходимой пищей означает убийство растений и животных. Есть рождение, но есть и смерть.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?