Дьявол читать ~3 мин.
Персонаж, который явно или неявно олицетворяет Дьявола, часто присутствует в мифах о сотворении мира. Носители авраамических традиций, безусловно, знакомы с этим образом в лице Сатаны. Согласно библейской Книге Бытия, Бог запретил первым людям, Адаму и Еве, вкушать плоды с Древа познания добра и зла под страхом смерти.
Однако Змей, которого в более поздних традициях стали отождествлять с Дьяволом (также известным как Сатана или Люцифер), проникает в Эдемский сад. Он убеждает Еву съесть запретный плод, чтобы уподобиться Богу, познав добро и зло. Ева поддаётся уговорам и даёт плод Адаму. Так в мир смертных приходят грех и смерть.
Африканский народ нгомбе рассказывает похожую историю, в которой первую женщину совращает обманщик по имени Эбенга. По своей природе дьявольские фигуры создают двойственность в мироздании, противодействуя замыслам верховного создателя.
Ярким примером дуализма служит зороастризм, одна из древнейших религий мира. В его основе лежит вечное противостояние доброго бога-творца Ахура Мазды и злого духа Ангра-Майнью (также известного как Ахриман). Ангра-Майнью не является творением Ахура Мазды, а существует извечно как его антитеза, олицетворяя ложь, разрушение, мрак и смерть. Весь мир и человеческая жизнь рассматриваются как арена этой великой борьбы.
В некоторых случаях фигура дьявола предстаёт как брат-близнец культурного героя. Так происходит в мифах ирокезов, например у племён онейда и тускарора. В них добрый дух Техаронхиавагон (Teharonhiawagon) борется со своим злым братом-близнецом Тавискароном (Tawiskaron). Подобная двойственность, основанная на теме близнецов, существует и в мифологии индейцев юма.
В мифологиях других коренных народов Северной Америки фигура трикстера — например, Иктоми или Койота — выступает помощником создателя. Подрывая творения своего наставника, трикстер фактически исполняет роль дьявола. У ассинибойнов Иктоми сам является творцом, но его трикстерская природа несёт в себе злое начало. Именно он приносит в свой народ смерть и воровство лошадей. В мифах племени кроу Койот также порождает дьявольское воплощение из самого себя. Этот двойник, известный как Маленький Койот, своими проказами разрушает новосозданный мир.
В мифе племени ачомави Койот является спутником создателя. Как и большинство трикстеров, он не владеет собой и поэтому представляет угрозу для творения. В версии народа майду Койот приносит смерть ранее бессмертным людям, впустив в их мир своего пса — Гремучую Змею. У некоторых индейских племён Койот вызывает людей и животных на смертельные поединки.
Истоки образа трикстера-дьявола, вероятно, можно проследить до Центральной Азии — прародины многих предков коренных американцев. Алтайцы рассказывают о двух чёрных гусях, летевших над первобытными водами в начале времён. Один из них был творцом, а другой — дьяволом по имени Эрлик. Эрлик постоянно бросает вызов создателю и пытается его перехитрить, пока наконец не подвергается суровому наказанию.
У бурят, самоедов и сибирских татар существуют мифы, в которых творец лепит людей, а затем уходит на поиски душ для них, оставляя свои создания под защитой собаки. Дьявол (Эрлик или Шиктур) обманом отвлекает собаку и оскверняет беззащитных людей. Творцам тунгусских и тюркских народов также противостоит их спутник-дьявол (Бунинка или Эр-Киши).
Функция темы дьявола в коллективном человеческом сознании заключается в объяснении фундаментальной двойственности, существующей как в человеческой натуре, так и в самой природе. Есть любовь, но есть и ненависть. Охота ради пропитания означает убийство растений и животных. Есть рождение, но есть и смерть.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?