Эфиопская православная церковь Тевахедо читать ~3 мин.
Появление христианства в Эфиопии связано с деятельностью святого Фрументия (греч. Φρουμέντιος; ок. 300 — ок. 380 н.э.). Согласно преданию, в первой половине IV века сирийский грек Фрументий и его брат Эдесий (греч. Αιδέσιος) во время путешествия по Красному морю попали в плен. Их доставили ко двору правителя в древней столице Эфиопии, Аксуме.
Братья поступили на службу к царю Аксума. Подобно библейскому Иосифу, Фрументий заслужил доверие правителя и занял высокое положение при дворе, став наставником юного наследника престола, будущего царя Эзаны. Получив свободу действий, он начал проповедовать христианство среди местного населения и греческих купцов, строя первые молельные дома. Впоследствии ему удалось обратить в новую веру самого царя Эзану и его двор.
Около 330 года н.э. Фрументий отправился в Александрию, где святитель Афанасий Великий, Патриарх Александрийский, рукоположил его в первые епископы Эфиопии. Вернувшись, Фрументий, получивший в Эфиопии имя «Абба Салама» («Отец Мира»), продолжил евангелизацию страны. Ему приписывают начало перевода Священного Писания на язык геэз. Эфиопская церковь изначально развивалась как епархия Александрийского патриархата.
Ключевую роль в дальнейшей христианизации Эфиопии сыграли «Девять преподобных» — миссионеры, прибывшие из Сирии, Константинополя и Анатолии в конце V века. Они спасались от преследований после Халкидонского собора. Эти монахи основали множество монастырей, завершили перевод Библии на геэз и окончательно утвердили христианство не только при дворе, но и среди широких слоёв населения.
В V веке Эфиопская церковь оказалась вовлечена в христологические споры, расколовшие христианский мир. На Халкидонском соборе 451 года было утверждено учение о двух природах во Христе, божественной и человеческой, — диофизитство. Александрийская богословская школа, а вместе с ней и Эфиопская церковь, отвергла это решение, сохранив верность дохалкидонской христологии. Они исповедуют миафизитство — учение о единой богочеловеческой природе Христа. Это вероучение известно под названием «Тевахедо» (геэз ተዋሕዶ), что означает «единство».
За исключением вопроса о природе Христа, вероучение Эфиопской церкви разделяет основы традиционной христианской веры. Церковь следует коптской традиции в глубоком почитании Девы Марии. Её отличительной чертой является самый широкий в христианском мире библейский канон, который включает книги, не вошедшие в каноны других церквей, например, Книгу Еноха и Книгу Юбилеев. Также сохраняются некоторые ветхозаветные традиции: почитание субботы наравне с воскресеньем и соблюдение пищевых предписаний кашрута.
С распространением ислама в VII – VIII веках Эфиопская церковь оказалась на несколько столетий отрезана от остального христианского мира. Изолированное положение на Эфиопском нагорье позволило стране сохранить свою веру и государственность. В XIII веке, в правление царя Лалибэлы из династии Загве, христианское государство достигло расцвета. В его столице, носящей теперь его имя, был создан уникальный комплекс из 11 церквей, высеченных в цельной скале, ныне объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эфиопская церковь оставалась частью Коптского патриархата до XX века. В 1959 году она получила автокефалию, и её предстоятель был возведён в сан Патриарха. Период правления социалистического режима Дёрг (1974–1991) стал временем суровых испытаний: церковь была отделена от государства, её имущество национализировано, а многие священнослужители подверглись гонениям. В это же время начала формироваться крупная эфиопская диаспора, создавшая приходы в США, Европе и других регионах.
Сегодня Эфиопская православная церковь Тевахедо является одной из крупнейших среди Древневосточных православных церквей и членом Всемирного совета церквей. Её возглавляет Патриарх, с 2013 года этот пост занимает Абуна Матфий. По современным оценкам, число прихожан в Эфиопии превышает 45 миллионов человек. Церковь имеет епархии в Судане, Джибути, Иерусалиме, Европе, Северной и Южной Америке. В 1994 году епархия в соседней Эритрее получила независимость, образовав автокефальную Эритрейскую православную церковь.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?