Евхаристия читать ~7 мин.
Евхаристия или Святое Причастие – это христианское таинство, ритуал в память о Тайной Вечере – еврейском пасхальном седере, который Иисус разделил со своими ближайшими последователями перед гонениями и распятием. Преломляя хлеб и передавая его ученикам, Иисус сказал: «Сие есть тело Моё», а подавая вино: «Сие есть кровь Моя». Повелевая им: «Сие творите в воспоминание обо Мне», – эта заповедь с первых дней существования церкви понималась христианами как начало религиозного обряда, имеющего первостепенное значение в христианском богослужении.
В каждом из Синоптических Евангелий (Евангелия от Матфея, Марка и Луки) рассказывается о том, как Иисус председательствовал на последней трапезе со своими учениками. Слово «евхаристия» не встречается в Новом Завете, однако соответствующий глагол eucharistia, означающий «благодарение» или «благодарить» на греческом языке, связан с каждым из евангельских рассказов о Тайной вечере.
Раннее употребление термина как существительного, обозначающего таинство, встречается в Дидахе («Учение двенадцати», ранний трактат, в котором отмечаются тонкости раннехристианского богослужения), а также у святых Игнатия Антиохийского и Иустина Мученика (двух отцов Церкви второго века). Термин «причастие» происходит от греческого слова koinonia, использованного святым Павлом в его первом послании к Коринфянам: «Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли причащение крови Христовой? Хлеб… не есть ли причащение Тела Христова?».
Кроме того, использование слова «причастие» в отношении празднования Тайной вечери также ассоциируется с «общением» верующих – «общими вещами». Термины «евхаристия» и «причастие» могут относиться как к обряду, так и к самим освящённым элементам. Поэтому христиане используют эти термины как взаимозаменяемые; они «посещают службу причастия» или «совершают евхаристическую литургию», а также «принимают Евхаристию» или «причащаются» (имея в виду собственно хлеб и вино).
На основании свидетельства Дидахе, а также трудов ранних церковных лидеров, Евхаристия стала центральной темой христианского богослужения с первого века, а литургия или месса была сосредоточена вокруг этого таинства. Это продолжалось практически без изменений на протяжении первого тысячелетия, вплоть до протестантской Реформации в 16 веке. Реформатор Мартин Лютер, хотя и оспаривал термин «транссубстанция» для объяснения того, что происходит с хлебом и вином при освящении, высоко оценил единство церкви в учении о Евхаристии «на протяжении более 1200 лет». Несмотря на другие проблемы Лютера с Римско-католической церковью, он верил в Евхаристию как в таинство и подтверждал, что это действительно настоящее тело и кровь Христа.
Однако другие реформаторы ушли гораздо дальше от консенсуса ранней церкви. Хульдрих Цвингли предлагал, чтобы причастие было лишь символическим и праздновалось просто как память, утверждая, что именно в этом заключается истинный смысл указаний Иисуса. Джон Кальвин оказался между Лютером и Цвингли, поскольку его «отталкивали суеверия», которые он видел в католической практике, но в то же время он считал, что в принятии «Вечери Господней» есть истинная духовная польза. Утверждая, что её следует проводить «по крайней мере, еженедельно», Кальвин утверждал: «Все, подобно голодным людям, должны стекаться на такую щедрую трапезу». С протестантской Реформацией церковная власть резко изменилась, и впоследствии в отношении Евхаристии стало меньше единодушия, что привело к более широкому разнообразию верований и практик.
Несмотря на центральное место Евхаристии в христианстве, существует огромное разнообразие в её толковании. Поэтому определение её значения, того, что на самом деле происходит (в духовном смысле), и того, как таинство совершается практически, является сложной задачей. Начнём с того, что не все ветви христианства используют термин «Евхаристия» или «Святое Причастие» для обозначения таинства или его элементов. Другие названия, возможно, отражают разное восприятие его смысла и значения: «Вечеря Господня», «Преломление хлеба», «Стол Господень», «Тело Господне», «Святые Тайны», «Благословенное Таинство», «Таинство», «Святые Дары» и «Святое Причастие».
Римские католики и восточные православные, утверждающие «реальное присутствие» Христа в Евхаристии, рассматривают причастие как интимную встречу с Богом, в которой он мистически передаёт «источник бессмертия». Кроме того, некоторые христиане верят, что во время празднования Евхаристии смерть Иисуса на кресте становится реальностью для участников. Его не распинают снова, но мистически причащающиеся приобщаются к Его последней жертве на кресте. Учитывая глубину того, что, по их мнению, происходит во время Евхаристии, эти церкви поощряют исповедь перед причастием, как очистительную подготовку, обычно со священником, хотя частота исповеди и то, должен ли человек исповедоваться каждый раз перед причастием, различается в разных церквях.
В христианских традициях, которые не предлагают обряд исповеди священником или пастором, «корпоративная» исповедь обычно является частью службы, предшествующей причастию. Будь то литургия или просто молитва от имени всей общины, прощение грехов рассматривается как соответствующая подготовка. Иногда за молитвой о прощении следует слово отпущения грехов, произносимое священником или пастором от имени Бога и подтверждающее, что Бог прощает тех, кто добросовестно исповедует свои грехи.
Понимание того, кто может принимать причастие, также варьируется, как в отношении членства в Церкви, так и в отношении возраста. Эти различные подходы описываются как «закрытое» и «открытое» причастие. Дидахе указывает, что в ранней Церкви только крещёные верующие могли принимать Евхаристию. В то время это включало всех крещёных верующих – поскольку младенцы и дети были крещены, они также получали причастие со дня своего крещения и далее.
Восточные православные церкви до сих пор следуют этой практике. На Западе забота о понимании и ответственности привела к разработке «первого причастия» примерно в конце 16 века. Католические дети получают «первое причастие» после завершения катехизического обучения в возрасте семи или восьми лет. Многие другие деноминации не причащают младенцев, но требуют, чтобы перед причастием человек достиг «возраста ответственности», когда он способен понять значение причастия. Другие общины требуют, чтобы причащающиеся были крещёными членами церкви, находящимися на хорошем счету у церкви, в то время как другие церкви и парацерковные группы причащают всех присутствующих, которые провозглашают веру в Христа, независимо от того, крещены они или нет.
Частота, с которой совершается причастие, также сильно варьируется. В то время как некоторые группы причащаются часто (еженедельно, а в некоторых случаях даже ежедневно), другие деноминации могут причащаться раз в месяц или даже раз в год. Церкви и группы, которые причащаются чаще, обычно придерживаются более взвешенного взгляда на его значение, считая, что оно является неотъемлемой частью их спасения и освящения, в то время как группы, которые причащаются редко, склонны рассматривать его скорее как память об Иисусе или напоминание о его смерти.
Элементы, используемые в ритуале причастия, также существенно различаются. Римско-католическая, англиканская и лютеранская церкви используют вино и пресную облатку для хлеба – это призвано связать причастие с еврейским пасхальным седером. Восточные православные церкви используют вино и квасной хлеб, подчёркивая Евхаристию как обряд Нового Завета, который они воспринимают как «исполненную Пасху». Со времён протестантской Реформации ещё большее разнообразие хлеба и напитков используется для представления тела и крови Христа. Напоминая о еврейском происхождении христианства, некоторые церкви специально выбирают мацу – еврейский пресный хлеб, который в основном едят на Пасху. Некоторые общины используют обычные крекеры, в то время как другие группы довольствуются любым видом хлеба. Хотя некоторые деноминации используют вино, многие протестантские церкви заменяют его виноградным соком или даже водой, чтобы представить кровь Христа.
Несмотря на то, что существует множество различий в верованиях и практиках, связанных с Евхаристией/Святым Причастием, есть и существенное согласие. Общая тема воспоминания о распятии Иисуса Христа является центральной в христианской вере и разделяется почти всеми христианами. Аналогичным образом, объединение верующих в общине для разделения Тайной Вечери продолжает быть объединяющим фактором для христиан во все эпохи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?