Евхаристия читать ~5 мин.
Евхаристия, или Святое Причастие, — это христианское таинство, установленное в память о Тайной Вечере. Это был еврейский пасхальный седер, который Иисус разделил со своими учениками перед Своими страданиями и распятием. Преломляя хлеб и передавая его ученикам, Иисус сказал: “Сие есть Тело Моё”, а подавая вино — “Сие есть Кровь Моя”. Заповедь “Сие творите в Моё воспоминание” с первых дней существования Церкви понималась христианами как установление главного религиозного обряда в христианском богослужении.
Каждое из синоптических Евангелий — от Матфея, Марка и Луки — повествует о том, как Иисус возглавил последнюю трапезу со Своими учениками. Само слово «евхаристия» в Новом Завете не встречается. Однако соответствующий греческий глагол eucharistein (εὐχαριστεῖν), означающий «благодарить», используется в евангельских повествованиях о Тайной вечере.
Впервые термин «евхаристия» как имя существительное для обозначения таинства встречается в «Дидахе» («Учении двенадцати апостолов») — раннем христианском трактате, описывающем особенности богослужения. Позднее его использовали святые Игнатий Антиохийский и Иустин Мученик, апологеты II века. Термин «причастие» происходит от греческого слова koinonia (κοινωνία), которое святой апостол Павел употребил в Первом послании к коринфянам: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?”.
Слово «причастие» также ассоциируется с «общением» верующих. Термины «евхаристия» и «причастие» могут относиться как к самому обряду, так и к освящённым хлебу и вину. Христиане часто используют эти слова как взаимозаменяемые: они «идут к причастию», «совершают евхаристическую литургию», «принимают Евхаристию» или «причащаются».
Свидетельства из «Дидахе» и трудов ранних Отцов Церкви показывают, что Евхаристия стала центром христианского богослужения с I века. Литургия, или месса, была сосредоточена вокруг этого таинства. Эта традиция сохранялась почти без изменений на протяжении первого тысячелетия, вплоть до протестантской Реформации XVI века. Реформатор Мартин Лютер, оспаривая термин «трансубстанциация», которым Католическая церковь объясняла пресуществление хлеба и вина, тем не менее высоко ценил единство Церкви в евхаристическом учении. Несмотря на разногласия с Римом, Лютер верил в Евхаристию как в таинство и утверждал реальное присутствие в ней Тела и Крови Христа.
Другие реформаторы пошли ещё дальше. Ульрих Цвингли считал причастие лишь символическим актом воспоминания, утверждая, что в этом и заключается истинный смысл заповеди Иисуса. Жан Кальвин занял промежуточную позицию между Лютером и Цвингли. Его отталкивали «суеверия», которые он видел в католической практике, но в то же время он признавал истинную духовную пользу в «Вечере Господней». Кальвин настаивал на еженедельном причащении и говорил: “Все, подобно голодным людям, должны стекаться на такую щедрую трапезу”. С началом Реформации единство в понимании Евхаристии было утрачено, что привело к появлению множества различных верований и практик.
Несмотря на центральное место Евхаристии в христианстве, её толкование весьма разнообразно. Существуют различные взгляды на смысл таинства, на то, что происходит в духовном плане, и на саму практику его совершения. Не все ветви христианства используют термины «Евхаристия» или «Святое Причастие». Существуют и другие названия, отражающие богословские акценты: «Вечеря Господня», «Преломление хлеба», «Трапеза Господня», «Тело Господне», «Святые Тайны», «Святые Дары».
Римские католики и православные христиане исповедуют «реальное присутствие» Христа в Евхаристии. Они рассматривают причастие как сокровенную встречу с Богом, в которой Он дарует «источник бессмертия». Некоторые христиане верят, что во время Евхаристии голгофская жертва Христа становится реальным событием для участников. Он не претерпевает распятие заново, но верующие мистически приобщаются к Его жертве. Ввиду глубины этого таинства, в этих Церквях принято готовиться к причастию через исповедь грехов перед священником. Однако требования к частоте исповеди могут различаться.
В протестантских деноминациях, где нет таинства исповеди перед священником, практикуется «общая исповедь». Она является частью богослужения, предшествующего причастию. Эта совместная молитва всей общины о прощении грехов рассматривается как необходимая подготовка. Иногда после неё пастор произносит разрешительную молитву от имени Бога, подтверждая прощение для тех, кто искренне раскаялся.
Правила допуска к причастию также различаются в зависимости от конфессии и возраста верующего. Существуют практики «закрытого» и «открытого» причастия. «Дидахе» свидетельствует, что в ранней Церкви Евхаристию принимали только крещёные, включая младенцев. Дети причащались с момента своего крещения.
Православные церкви сохраняют эту древнюю практику. На Западе, напротив, развитие учения об «осознанном» участии в таинстве привело к появлению обряда «первого причастия». Это произошло после IV Латеранского собора в 1215 году. Сегодня в Католической церкви дети впервые причащаются в возрасте семи-восьми лет после прохождения катехизации. Многие протестантские деноминации также требуют, чтобы человек достиг «возраста ответственности». Другие допускают к причастию только крещёных членов своей общины, в то время как некоторые церкви и межконфессиональные организации причащают всех, кто исповедует веру во Христа, независимо от их крещения.
Частота совершения причастия также сильно варьируется. Некоторые конфессии причащаются часто — еженедельно или даже ежедневно. Другие делают это раз в месяц или раз в год. Как правило, те, кто причащается чаще, придают таинству большее значение, рассматривая его как важную часть своего спасения и освящения. Те же, кто причащается редко, чаще видят в нём лишь воспоминание о жертве Христа.
Вещества для таинства также различаются. Римско-католическая, англиканская и лютеранская церкви используют вино и пресный хлеб (облатки), что символизирует связь с еврейским пасхальным седером. Православные церкви используют квасной (дрожжевой) хлеб, подчёркивая, что Евхаристия — это обряд Нового Завета, «исполненная Пасха». В протестантизме существует большое разнообразие практик. Некоторые церкви используют мацу, другие — обычные крекеры или простой хлеб. Многие протестантские деноминации заменяют вино виноградным соком, а иногда даже водой.
Несмотря на множество различий в вероучении и практиках, связанных с Евхаристией, существуют и точки соприкосновения. Воспоминание о крестной жертве Иисуса Христа — центральная тема, которую разделяют почти все христиане. Подобным образом и совместное участие в таинстве продолжает объединять верующих разных эпох и конфессий.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Симеон Новый Богослов
- Почаевская Лавра
- «Как стать евреем? Будни и традиции еврейского детства»
- Пасха в христианстве
- Культурный отдых в Санкт-Петербурге
- Информационно-культурный проект «Тёплое место» от «Очень Домашнего Кафе» в рамках фестиваля «Лучший Город Зимы»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?