Эзана читать ~3 мин.
Эзана (геэз ዐዘነ, Ezana) — император Аксумского царства, правивший в IV веке. Он наиболее известен как монарх, при котором христианство стало государственной религией Эфиопии. Государство Аксум, предшественник современной Эфиопии, было одним из важнейших в древней Африке. Ко времени восшествия Эзаны на престол империя со столицей в Аксуме процветала уже на протяжении нескольких столетий.
![]()
Аксумское царство
Аксумское царство существовало на северо-востоке Африканского Рога почти тысячу лет. В греческом «Перипле Эритрейского моря» I века н.э. Аксум упоминается как один из важнейших торговых центров, а персидский пророк Мани в III веке ставил его в один ряд с Римом, Персией и Китаем.
Возвышение Аксумского царства
Точное время возникновения государства и его границы в разные периоды истории неизвестны. Однако письменные источники свидетельствуют о значительной торговой активности в регионе начиная с I века н. э. Персидский пророк Мани, живший в III веке, отмечал: “Есть четыре великих царства на земле: первое — царство Вавилона и Персии; второе — царство Рима; третье — царство аксумитов; четвёртое — царство китайцев”.
Богатство Аксума во многом обеспечивалось его участием в международной торговле. Географическое положение на Африканском Роге сделало царство перекрёстком торговых и культурных связей между Азией, остальной Африкой и Средиземноморьем. Истории эфиопского региона и Южной Аравии были тесно переплетены на протяжении веков, включая военные вторжения в обоих направлениях.
Правление и завоевания
Эзана был сыном аксумитского царя Элла Амиды. После смерти отца регентом при малолетнем наследнике стала его мать, София. Согласно некоторым источникам, повзрослев, Эзана правил совместно со своим братом Сайзаной (или Асбехой). Оба брата почитаются как святые в Эфиопской православной церкви.
Во время своего правления Эзана значительно расширил территорию империи. Около 350 года он предпринял успешный поход против царства Куш, разгромив его столицу Мероэ. Эта победа сделала Аксум доминирующей силой в регионе на многие столетия.
Большая часть сведений о деяниях Эзаны известна благодаря монетам, отчеканенным в период его правления, и монументальным надписям. Самым известным артефактом является Камень Эзаны — стела, похожая на Розеттский камень. На ней один и тот же текст о победах царя выбит на трёх языках: геэз, сабейском и древнегреческом.
Принятие христианства
Ключевую роль в обращении Эзаны сыграли его наставники — сирийские христиане Фрументий и Эдезий. Они потерпели кораблекрушение у побережья Красного моря и были доставлены ко двору царя Элла Амиды. Заслужив доверие монарха, они стали воспитателями его сыновей.
После смерти царя Эдезий вернулся на родину, а Фрументий отправился в Александрию, где был рукоположён в епископы патриархом Афанасием и послан обратно в Аксум для проповеди. Под его влиянием Эзана принял крещение.
Обращение Эзаны в христианство в середине IV века стало поворотным событием. Хотя он не был первым в мире христианским монархом (первенство принадлежит Армении), Эзана стал первым правителем, который начал размещать изображение креста на монетах своего государства. Он не был и первым христианином в Аксуме — к тому времени в стране уже существовали христианские общины, состоявшие как из местного населения, так и из иностранных купцов. Однако именно Эзана провозгласил христианство государственной религией.
Наследие
Решение Эзаны определило цивилизационный путь развития Эфиопии на тысячелетия вперёд. Христианская вера стала неотъемлемой частью национальной идентичности и культуры. Принятие христианства также укрепило политические и культурные связи Аксумского царства с Восточной Римской империей и остальным христианским миром.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?