Иисус из Назарета читать ~5 мин.
Иисус из Назарета (на иврите: יֵשוּעַ, Иешуа), называемый Христом (от греческого «помазанник»), является центральной фигурой христианства — одной из крупнейших мировых религий. Большинство христиан почитают его как Сына Божьего. В христианской традиции Иисус — чудотворец, пророк, учитель и спаситель. Личность исторического Иисуса реконструировать сложнее, так как существующие источники сосредоточены на его мессианской роли, а не на биографических деталях. Учёные продолжают исследовать тексты, стремясь воссоздать его жизнь. Для одних он революционер, для других — великий духовный наставник, но все признают огромное влияние его жизни и учения на мировую историю.

Рождение и ранняя жизнь
Рождение Иисуса традиционно датируется первым годом нашей эры, однако современные исследователи полагают, что он родился между 6 и 4 годами до н. э. Его земным отцом был плотник Иосиф, а матерью — Мария. Согласно христианскому вероучению, Мария зачала от Святого Духа, поэтому её называют «Девой Марией».
Догмат о непорочном зачатии подчёркивает веру в то, что Бог послал Иисуса в мир для спасения людей. При этом Иисус должен был прожить земную жизнь, подобно любому человеку. Таким образом, христиане верят, что Христос был одновременно и всецело Богом, и всецело человеком.
Детство Иисуса, как и бо́льшая часть его жизни, остаётся малоизвестным. Евангелия — четыре канонические книги, являющиеся основным источником сведений о нём, — уделяют мало внимания его повседневной жизни. Для авторов этих текстов главным была духовная миссия Иисуса.
Согласно Библии, вскоре после рождения семья бежала из Вифлеема в Египет, спасаясь от «избиения младенцев», которое, по преданию, устроил царь Ирод Великий. Он опасался, что новый «Царь Иудейский» станет угрозой его власти, хотя историчность этого события оспаривается. После смерти Ирода семья вернулась и поселилась в Назарете, где Иисус и провёл свои юные годы.
Авторы Евангелий не описывают этот период подробно. Они либо сообщают, что Иисус возрастал в благодати, готовясь к своему служению, либо приводят истории, перекликающиеся с ветхозаветными пророчествами. Например, возвращение из Египта является смысловой параллелью к Исходу евреев под предводительством Моисея из египетского рабства в Землю Обетованную.
В Евангелии от Луки есть эпизод, где двенадцатилетний Иисус беседует о священных текстах с учителями в Иерусалимском храме и поражает их глубиной своих знаний. Вероятно, Иисус говорил и проповедовал на арамейском языке, а также знал иврит для чтения Писаний и, возможно, греческий. Его учение свидетельствует о глубоком знании Ветхого Завета, что указывает на получение им образования.
Учение Иисуса
О служении Иисуса известно значительно больше. Учёные сходятся во мнении, что оно началось, когда ему было около тридцати лет, и проходило преимущественно в Галилее и Иудее. Продолжительность служения, по данным Евангелия от Иоанна, составляла около трёх лет, тогда как синоптические Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) подразумевают более короткий период.
Поворотным моментом стало крещение в реке Иордан, которое совершил Иоанн Креститель — странствующий проповедник, призывавший к покаянию. Согласно христианской традиции, Иоанн осознал божественную природу Христа и сперва отказывался его крестить, но Иисус настоял, сказав, что так надлежит «исполнить всякую правду».
После крещения на Иисуса сошёл Святой Дух, и голос с небес назвал его Сыном Божьим. Затем Иисус удалился в пустыню, где постился сорок дней и был искушаем сатаной, предлагавшим ему отказаться от своей миссии. Победив искушение, Иисус начал свою проповедь, собрав вокруг себя учеников, двенадцать из которых («апостолы») стали его ближайшими последователями.
Суть учения Иисуса заключалась в любви к Богу и ближнему. Эти две «великие заповеди» не отменяли Десять заповедей, данных Моисею, а «исполняли» их, то есть являлись их высшим обобщением. Иисус учил притчами, используя образы, понятные простым людям, а также совершал исцеления больных.
Некоторые учения Иисуса, а также его провозглашение себя Сыном Божьим, вызвали недовольство иудейских первосвященников. Христиане верили, что Иисус — долгожданный мессия, который спасёт их души. Однако многие иудеи ожидали от мессии политического освобождения от власти Римской империи, тогда как миссия Иисуса была духовной.
Смерть и воскресение
В итоге Синедрион, верховный судебный орган Иудеи, обвинил Иисуса в богохульстве. Поскольку у Синедриона не было полномочий выносить смертный приговор, дело было передано римскому прокуратору Понтию Пилату. Пилат не нашёл в Иисусе вины, но, согласно Евангелиям, предложил толпе выбор: освободить Иисуса или разбойника Варавву.
Хотя убедительных доказательств существования обычая отпускать одного узника на Пасху нет, предание гласит, что толпа выбрала Варавву. После этого Иисуса подвергли бичеванию и распяли на кресте. Христиане верят, что он умер, на третий день воскрес из мёртвых, а затем вознёсся на небо. Эти события составляют основу веры в искупление грехов человечества. В последующие десятилетия апостолы распространили учение Христа по всей Римской империи.
Хотя историки продолжают обсуждать детали жизни Иисуса, а богословы — его миссию, сам факт его существования и проповеди в Палестине I века не вызывает сомнений. Его подтверждают не только христианские, но и нехристианские источники, включая труды иудейского историка Иосифа Флавия, а также римских историков Тацита и Светония. Тем не менее, личность исторического Иисуса во многом остаётся предметом исследований.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?