Иисус из Назарета читать ~5 мин.
Иисус из Назарета, называемый Христом (по-гречески «помазанник»), находится в центре одной из великих мировых религий – христианства, и большинство христиан считают его Сыном Божьим. Иисус в христианстве – это чудотворец, пророк, учитель и спаситель душ. Исторического Иисуса определить сложнее, поскольку имеющиеся источники больше касались его как мессии, чем подробностей его жизни. Сегодня учёные продолжают сложную работу по изучению источников и реконструкции, насколько это возможно, жизни Иисуса. Для одних он предстаёт как революционер, для других – как глубокий религиозный учитель, но какой бы ни была их позиция, ни один учёный не отрицает невероятного влияния жизни и деятельности Иисуса на последующую историю.
Рождение и ранняя жизнь
Рождение Иисуса традиционно относят к первому году нашей эры, хотя сейчас учёные считают, что на самом деле он родился в 4 году до нашей эры. Его отец, Иосиф, был плотником. Его матерью была Мария. Согласно христианской доктрине, Мария забеременела благодаря Святому Духу, а не через обычные способы зачатия. Поэтому Марию часто называют «Девой Марией».
Важность «девственного рождения» заключается в вере в то, что Иисус был послан в мир Богом для спасения душ, но Иисус должен был жить как любой другой человек, проходя через жизненный цикл, как и все человечество. Следовательно, христиане верят, что Иисус был одновременно полностью Богом и полностью человеком.
Детство Иисуса, как и большая часть его жизни, остаётся неясным. Евангелия, четыре библейские книги, посвящённые Иисусу и являющиеся основным источником о нем, мало интересовались его повседневной жизнью. Для этих авторов на первом месте стояла миссия Иисуса.
В целом, Библия рассказывает о его ранних годах следующим образом: Вскоре после его рождения семья бежала из Вифлеема в Египет, чтобы избежать «резни невинных» при царе Ироде Великом, который боялся, что Иисус как новый «Царь Иудейский» может представлять угрозу его правлению. Когда Ирод умер, семья вернулась и поселилась в Назарете, где Иисус провёл большую часть своей жизни.
Никто из авторов Евангелий не объясняет эти годы подробно. Иногда они просто говорят, что Иисус рос в благодати и был готов к своему служению, а иногда они предлагают истории, которые перекликаются с более древними сказаниями и помогают связать пророческую жизнь Иисуса с разделами Ветхого Завета, которые предвещали его. Возвращение из Египта, например, в некотором смысле повторяет бегство Евреев из Египта во время «Исхода» (время, когда Евреи под руководством Моисея оставили жизнь в рабстве в Египте и отправились в Землю Обетованную).
Другие примеры подчёркивают преждевременные знания юного Иисуса. Например, в книге Луки 12-летний Иисус обсуждает религиозные вопросы с раввинами (учителями) в храме и поражает их своими обширными знаниями. Иисус, скорее всего, учил на арамейском языке, хотя, возможно, он знал и греческий. Очевидно, что он получил базовое образование, так как многие его учения демонстрируют глубокое знание Ветхого Завета.
Учение Иисуса
Существует гораздо больше информации о служении Иисуса. Хотя учёные долгое время спорили о продолжительности проповеди Иисуса и географических масштабах его служения, сейчас кажется очевидным, что карьера Иисуса началась в возрасте около тридцати лет, продолжалась около трёх лет и проходила преимущественно в Галилее и Иудее.
Поворотным моментом стало его крещение в реке Иордан Иоанном Крестителем, странствующим проповедником, который учил, что люди должны покаяться в своих грехах. Согласно христианской традиции, Иоанн признал божественность Христа и отказался крестить Иисуса, но Иисус сказал ему сделать это, чтобы исполнилось пророчество.
После крещения на Иисуса сошёл Святой Дух, и Бог заговорил с небес. После этого Иисус ушёл в пустыню и постился 40 дней, в течение которых сатана искушал его отказаться от своей миссии. Однако, получив Святого Духа, Иисус был вооружён для победы над дьяволом и сумел одержать победу над искушением. Теперь готовый, Иисус начал своё служение, привлекая по пути учеников, 12 из которых были особенно близки к нему («апостолы»).
Суть послания Иисуса заключалась в том, что люди должны любить Бога и своих ближних. Две «Великие заповеди» не заменили десять, данных Моисею, или законы предыдущих пророков, а «исполнили» их, то есть все предыдущие провозглашения вели к этим двум заповедям. Иисус учил притчами, или метафорами, всегда используя примеры, понятные каждому. Он также исцелял больных.
Учение Иисуса само по себе не было оскорбительным, но его репутация и заявление о том, что он является Сыном Божьим, возмущали еврейское священство. Христиане верили, что Иисус был долгожданным мессией, который спасёт их души. Однако многие евреи верили, что пророчествуемый мессия будет политическим, а не духовным спасителем, и Иисус стремился спасти души, а не освободить Израиль от ига Римской империи.
Смерть и воскресение
Со временем Иисус был обвинён синедрионом (священническим органом иудеев), предан суду и осуждён за богохульство. Поскольку они не имели права казнить Иисуса, будучи подданными Рима, Иисус предстал перед римским судьёй Понтием Пилатом. В конце концов, Пилат не нашёл в нём никакой вины и предоставил народу выбор: освободить либо Иисуса, либо Варавву, другого узника.
Нет прямых доказательств того, что практика освобождения узника на Пасху когда-либо имела место, но традиция гласит, что толпа выбрала Варавву. Затем Иисуса бичевали, унижали и распяли. Христиане верят, что Иисус умер на кресте, через три дня воскрес из мёртвых, а затем был вознесён на небо, и все это он должен был сделать для того, чтобы освободить человечество от первородного греха. Через несколько лет апостолы разнесли весть Иисуса по всей Римской империи, а со временем и сама империя стала христианской.
Хотя историки продолжают спорить о деталях жизни Иисуса, а богословы – о его миссии, ясно, что Иисус действительно жил и проповедовал в Палестине. Иудейский историк Флавий Иосиф, римские историки Суетоний и Тацит, и это лишь несколько современных свидетелей, подтверждают существование Иисуса. Тем не менее, даже несмотря на эти свидетельства, исторический Иисус остаётся неуловимым.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?