Иконоборческие споры читать ~3 мин.
Иконоборческие споры — это период конфронтации в Византийской империи в VIII и IX веках, связанный с использованием изображений, известных как «иконы», в религиозном поклонении. Эти изображения включали образы Иисуса Христа, а также других божественных или святых фигур. Иконоборцы (от греческого «εἰκονοκλάστης» — «разрушитель образов») выступали против художественного изображения Христа и применения икон в богослужении. Их оппоненты, иконофилы (от греческого «εἰκονόφιλος» — «любитель образов»), защищали эту практику.
Раннее развитие иконоборческого движения
Вторая заповедь Декалога запрещает создание изображений чего-либо на небе или на земле. В иудаизме и христианстве эта заповедь в различные исторические периоды интерпретировалась по-разному. Однако с начала VIII века среди некоторых христиан возникло движение, направленное на удаление изображений из церквей и запрет их использования в богослужении. В 726 году византийский император Лев III Исавр (греч. Λέων Γ΄ ὁ Ἴσαυρος) поддержал это движение. К началу следующего десятилетия иконы по всей Византийской империи стали изыматься из храмов и уничтожаться.
Имперская поддержка иконоборчества продолжилась при императоре Константине V Копрониме (греч. Κωνσταντῖνος Ε΄ ὁ Κοπρώνυμος). При нём к аргументам против икон добавился христологический аспект. Утверждалось, что изображение Иисуса Христа может привести к смешению его двух природ — божественной и человеческой. Политика Константина V в отношении икон проводилась жёстко. Тем не менее, с приходом каждого нового императора позиция по вопросу икон могла меняться.
Иконоборческие споры возникли в контексте более широких общественных изменений в Византии. В этот период империя переживала сложные времена, включая внешние угрозы и внутренние социальные преобразования. Иконоборчество стало не только богословским, но и политическим вопросом, в котором переплетались интересы различных групп: императорской власти, духовенства и населения. Запрет на почитание икон также мог быть связан с попыткой централизовать власть и ослабить влияние монашества, которое активно поддерживало иконопочитание.
Спор
Иконоборчество пошло на спад после смерти Константина V в 775 году и было отменено решениями Второго Никейского собора в 787 году. Однако оно вновь возродилось в начале IX века, хотя и не достигло прежней силы, которую имело при Константине V. В 843 году императрица Феодора (греч. Θεοδώρα ἡ Ἁγία), в сотрудничестве с евнухом Феоктистом и патриархом Мефодием I, окончательно завершила период иконоборчества. Это событие получило название «Торжество Православия» или «Триумф Православия» (греч. Ἡ Ἀναστήλωσις τῶν Εἰκόνων) и отмечается по сей день как важная веха в истории Православной Церкви.
Причины возникновения иконоборческих споров до сих пор являются предметом научных дискуссий. Вероятно, в VIII веке вокруг вопроса об иконах и их роли в религиозном культе сошлось множество факторов. Обсуждались богословские вопросы, а также вопросы спасения. Некоторые участники споров рассматривали иконы как форму идолопоклонства, отвлекающую христианского верующего от истинного почитания Иисуса.
С другой стороны, импульс к иконоборчеству или, напротив, к принятию иконопочитания исходил от правителей Византийской империи. Это указывает на то, что некоторые аспекты спора могли быть связаны с более широкой борьбой между светскими и церковными властями за контроль над Византийской церковью.
Споры возникли в трудный для Византийской империи период и могут быть истолкованы как противостояние двух групп византийских христиан. Каждая из сторон стремилась улучшить положение империи в глазах Бога. Это делает конфликт трагическим результатом того, что обе стороны, по сути, пытались действовать во благо своей общины.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Праздник православия
- Искусство под атакой: История британского иконоборчества
- «Тысяча и одна ночь», краткое содержание
- «Когда Китай правил морями» Луизы Леватес, краткое содержание
- «Разрушитель кораблей» Паоло Бачигалупи, краткое содержание
- «Дикое племя» Октавии Батлер, краткое содержание
- «Ода западному ветру» Перси Биша Шелли, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?