Иконоборческие споры читать ~2 мин.
Иконоборческие споры – это борьба между противоборствующими фракциями христиан в Византийской империи в восьмом и девятом веках по поводу уместности использования изображений (известных как «иконы») Иисуса Христа и других божественных или святых фигур в религиозном поклонении. Иконоборцы (греч. «разрушитель образов») были теми, кто возражал против художественного изображения Христа и использования образов в богослужении, а иконофилы (греч. «любители образов») были теми, кто защищал такую практику.
Раннее развитие иконоборческого движения
Вторая заповедь из десяти заповедей запрещает создавать изображения чего-либо на небе или на земле. В иудаизме и христианстве эта заповедь в разное время интерпретировалась по-разному. Однако, начиная с первых десятилетий восьмого века, среди некоторых христиан началось движение за удаление изображений из церквей и запрет на их использование в богослужении. В 726 году византийский император Лев Исаврянин обратил внимание на это движение и начал поддерживать его догматы. К началу следующего десятилетия иконы по всей Византийской империи стали удалять из церквей и уничтожать.
Имперская поддержка иконоборчества была продолжена императором Константином V Копронимом, при котором к отказу от идолов был добавлен специфически христологический аспект. Теперь утверждалось, что изображать Иисуса – значит рисковать спутать две его природы (божественную и человеческую). Иконоборческая политика Константина была жёстко претворена в жизнь. Однако с каждым новым императором политика в отношении икон менялась.
Спор
Иконоборчество увяло после смерти Константина в 775 году и было отменено Вторым Никейским собором в 787 году. Оно вновь возродилось в начале девятого века, но уже не имело той силы, которая была при Константине. В 843 году императрица Феодора в сотрудничестве с императорским евнухом Феоктистом и патриархом Мефодием I положила конец иконоборчеству в результате грандиозного компромисса, известного как Триумф Православия.
Причины начала иконоборческих споров уже некоторое время являются предметом разногласий среди учёных. Вероятно, в восьмом веке вокруг вопроса об иконах и их роли в религиозном культе сходилось множество вопросов. Были затронуты богословские вопросы, а также вопросы спасения – некоторые рассматривали иконы как своего рода идолопоклонство, которое отвлекало христианского верующего от почитания Иисуса.
С другой стороны, импульс к иконоборчеству или принятию иконопочитания исходил от правителей византийского мира, поэтому некоторые аспекты спора могли быть связаны с более крупной борьбой между светскими и церковными чиновниками за контроль над византийской церковью.
Споры возникли в трудное для Византийской империи время и могут быть истолкованы как борьба между двумя партиями византийских христиан. Каждая из них стремилась улучшить положение империи в глазах Бога, что делает спор не более чем трагическим результатом того, что две стороны просто пытались сделать то, что было лучше для их общины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?