Иконоборческие споры читать ~2 мин.
Иконоборческие споры – это борьба между противоборствующими фракциями христиан в Византийской империи в восьмом и девятом веках по поводу уместности использования изображений (известных как «иконы») Иисуса Христа и других божественных или святых фигур в религиозном поклонении. Иконоборцы (греч. «разрушитель образов») были теми, кто возражал против художественного изображения Христа и использования образов в богослужении, а иконофилы (греч. «любители образов») были теми, кто защищал такую практику.
Раннее развитие иконоборческого движения
Вторая заповедь из десяти заповедей запрещает создавать изображения чего-либо на небе или на земле. В иудаизме и христианстве эта заповедь в разное время интерпретировалась по-разному. Однако, начиная с первых десятилетий восьмого века, среди некоторых христиан началось движение за удаление изображений из церквей и запрет на их использование в богослужении. В 726 году византийский император Лев Исаврянин обратил внимание на это движение и начал поддерживать его догматы. К началу следующего десятилетия иконы по всей Византийской империи стали удалять из церквей и уничтожать.
Имперская поддержка иконоборчества была продолжена императором Константином V Копронимом, при котором к отказу от идолов был добавлен специфически христологический аспект. Теперь утверждалось, что изображать Иисуса – значит рисковать спутать две его природы (божественную и человеческую). Иконоборческая политика Константина была жёстко претворена в жизнь. Однако с каждым новым императором политика в отношении икон менялась.
Спор
Иконоборчество увяло после смерти Константина в 775 году и было отменено Вторым Никейским собором в 787 году. Оно вновь возродилось в начале девятого века, но уже не имело той силы, которая была при Константине. В 843 году императрица Феодора в сотрудничестве с императорским евнухом Феоктистом и патриархом Мефодием I положила конец иконоборчеству в результате грандиозного компромисса, известного как Триумф Православия.
Причины начала иконоборческих споров уже некоторое время являются предметом разногласий среди учёных. Вероятно, в восьмом веке вокруг вопроса об иконах и их роли в религиозном культе сходилось множество вопросов. Были затронуты богословские вопросы, а также вопросы спасения – некоторые рассматривали иконы как своего рода идолопоклонство, которое отвлекало христианского верующего от почитания Иисуса.
С другой стороны, импульс к иконоборчеству или принятию иконопочитания исходил от правителей византийского мира, поэтому некоторые аспекты спора могли быть связаны с более крупной борьбой между светскими и церковными чиновниками за контроль над византийской церковью.
Споры возникли в трудное для Византийской империи время и могут быть истолкованы как борьба между двумя партиями византийских христиан. Каждая из них стремилась улучшить положение империи в глазах Бога, что делает спор не более чем трагическим результатом того, что две стороны просто пытались сделать то, что было лучше для их общины.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- «Тысяча и одна ночь», краткое содержание
- «Когда Китай правил морями» Луизы Леватес, краткое содержание
- Искусство под атакой: История британского иконоборчества
- «Разрушитель кораблей» Паоло Бачигалупи, краткое содержание
- «Дикое племя» Октавии Батлер, краткое содержание
- «Ода западному ветру» Перси Биша Шелли, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?