Иоанн Богослов читать ~3 мин.
Апостол Иоанн (ивр. יוֹחָנָן, Yōḥānān; греч. Ἰωάννης), сын Зеведея и Саломеи, брат апостола Иакова Старшего, входил в число самых приближённых к Иисусу Христу учеников. Вместе с апостолами Петром и Иаковом он был свидетелем воскрешения дочери Иаира, Преображения Господня и Гефсиманского борения Иисуса.
До призвания Иисусом Иоанн вместе с братом Иаковом был рыбаком и продолжал семейное дело на Галилейском море. Евангелисты Марк и Матфей подчёркивают, что, услышав призыв, братья немедленно оставили свои сети и лодку, последовав за Учителем. Их поступок стал примером безоговорочного послушания.
Синоптические Евангелия свидетельствуют, что Иисус нарёк братьев «Воанергес» (греч. Βοανηργές), что означает «сыны грома». Вероятно, это прозвище указывало на их вспыльчивый характер. Например, в Евангелии от Луки (9:54) они предлагают низвести огонь с неба на самарянское селение, не принявшее Иисуса, за что получают от него укор.
Евангелисты Марк и Матфей также приводят эпизод, где братья, не до конца понимая суть служения Учителя, просят Его о власти и почётных местах в Его Царстве. Несмотря на такие проявления горячности и честолюбия, Иоанн занимал особое положение среди апостолов, что подтверждается и в Евангелии от Луки (22:8).
В Четвёртом Евангелии апостол ни разу не назван по имени. Вместо этого в тексте фигурирует «ученик, которого любил Иисус» или «другой ученик». В заключительных главах (Ин. 21:20–24) прямо говорится, что это Евангелие написано тем самым учеником. Церковное предание отождествляет этого ученика с Иоанном Богословом.
Современная библеистика ставит под сомнение прямое авторство апостола Иоанна. Большинство исследователей склоняется к тому, что текст был создан в рамках иоанновской общины в конце I века. Однако многие учёные признают, что в основу Евангелия могли лечь устные свидетельства и воспоминания самого апостола.
Евангелие от Иоанна значительно отличается от трёх синоптических (от Матфея, Марка и Луки) как по содержанию, так и по стилю. В нём меньше повествования о событиях и больше пространных богословских бесед Иисуса. Иоанн делает акцент на божественной природе Христа (высокая христология) и опускает многие известные по синоптикам сюжеты, например, притчи и установление Евхаристии на Тайной вечере, заменяя его сценой омовения ног ученикам.
Четвёртое Евангелие считается одним из самых сложных богословских текстов Нового Завета. В нём Иисус предстаёт как вечный Логос, открывающий волю Отца. Через Его смерть и воскресение верующие приобщаются к любви, разделяемой Богом-Отцом и Богом-Сыном. Текст содержит утверждения, ставшие ключевыми для христианской догматики: “Я и Отец — одно” (Ин. 10:30) и “Отец Мой более Меня” (Ин. 14:28). Именно эта богословская глубина сделала Евангелие от Иоанна основным источником для всех сторон в христологических спорах эпохи Вселенских соборов.
Кроме Евангелия, апостолу Иоанну традиционно приписывается авторство трёх соборных посланий и Книги Откровение (Апокалипсиса). Согласно церковному преданию, после Успения Богородицы Иоанн отправился с проповедью в Малую Азию. Во время гонений императора Домициана он был сослан на остров Патмос, где, как считается, и написал Апокалипсис. Иоанн — единственный из апостолов, умерший своей смертью в глубокой старости, предположительно в Эфесе в начале II века.
В христианской иконографии символом Иоанна Богослова, как одного из четырёх евангелистов, является орёл. Этот образ подчёркивает высоту его богословской мысли и духовное прозрение, позволившее ему глубже других учеников постичь божественную природу и миссию Иисуса Христа.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Иоанн Богослов на острове Патмос
- Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669)
- Бартоломе Эстебан Мурильо - жизнь и картины
- Иаков
- Иаков Великий
- В Липецке открылась первая персональная выставка москвича Ильи Каверзнева
- ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ А.К ЯКИМОВИЧА «БЕСЕДЫ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?