Иоанн Креститель читать ~4 мин.
Иоанн Креститель (на иврите: יוחנן המטביל, Йоханан ха-Матбиль) — еврейский пророк, призывавший к покаянию перед грядущим Божьим судом. Он наиболее известен тем, что крестил Иисуса из Назарета, что стало началом публичного служения Иисуса. Иоанн начал свою проповедь в долине реки Иордан примерно в конце 20-х годов н.э.
Учение Иоанна, содержавшее критику современного ему образа жизни и властей, а также видение грядущего Божьего преображения мира, в конечном счёте привело пророка к тюремному заключению и казни. Однако его послание успело оказать глубокое влияние на Иисуса, к которому впоследствии примкнули многие из учеников Иоанна. Считается, что Иоанн родился около 4 года до н.э. в Иудее. О его жизни до начала проповеднической деятельности почти ничего не известно.

Основные сведения об Иоанне мы черпаем из двух источников: трудов еврейского историка Иосифа Флавия, его современника, и новозаветных Евангелий. Евангелие от Луки подробно описывает чудесное рождение Иоанна у пожилой пары — священника Захарии и его жены Елисаветы. Этот рассказ проводит параллели с историей рождения Иисуса и предвосхищает её. Из четырёх канонических Евангелий только Лука сообщает эту традицию, которая позже была подхвачена и дополнена в более поздней христианской литературе, включая апокрифы.
Во всех четырёх Евангелиях служение Иоанна начинается со слов пророка Исаии: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему”. Так, в христианской традиции Иоанн представлен как Предтеча — предшественник Иисуса, пророк Илия, вернувшийся, чтобы возвестить о скором приходе Мессии. Примечательно, что историк Иосиф Флавий уделил в своих трудах Иоанну значительно больше внимания, чем Иисусу, что может указывать на то, что для современников Иоанн был более значимой фигурой. Согласно синоптическим Евангелиям (от Марка, Матфея и Луки), Иоанн вёл жизнь сурового аскета: носил одежду из верблюжьего волоса с кожаным поясом, питался саранчой (акридами) и диким мёдом, а также соблюдал посты.
Обращаясь ко всем, кто приходил к нему, Иоанн предостерегал: “Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь”. Эти слова символизировали неотвратимость Божьего суда. Подобные эсхатологические ожидания ставят Иоанна в один ряд с другими пророческими фигурами I века н.э., такими как Февда, Иуда Галилеянин или так называемый Египтянин. Однако, в отличие от них, Иоанн, а вслед за ним и Иисус, не призывал к политическому восстанию. Его проповедь была сосредоточена на покаянии — духовном возвращении к праведности, которое включало в себя справедливое отношение к ближним и истинное благочестие. В то время как другие пророки того периода часто провозглашали грядущее освобождение Израиля от власти Римской империи, что нередко провоцировало вооружённые выступления, Иоанн говорил о божественном, а не о политическом преображении общества.
В отличие от других пророков, Иоанн предлагал особый путь к покаянию — крещение. Этот ритуал омовения символизировал личное преображение и готовность войти в грядущее Царство Божие. Именно это учение привлекло к Иоанну Иисуса. Тот факт, что Иоанн крестил Иисуса, многие исследователи интерпретируют как свидетельство того, что Иисус на определённом этапе был его учеником. Евангелисты по-разному осмысляют это событие, стремясь подчеркнуть превосходство Иисуса. Так, согласно Евангелиям, сам Иоанн говорил, что он крестит водой, но за ним идёт Тот (подразумевается Иисус), кто будет крестить Духом Святым и огнём.
Например, в Евангелии от Матфея Иоанн сначала отказывается крестить Иисуса, говоря: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. В Евангелии от Луки крещение Иисуса представлено как кульминация служения Иоанна, после которой тот сразу сходит со сцены. Евангелие от Иоанна не описывает само событие крещения, но приводит свидетельство Крестителя о том, как он увидел Духа, сходящего на Иисуса в виде голубя. Евангелие от Марка, самое раннее из четырёх, напротив, начинается именно с рассказа о крещении, представляя его как отправную точку публичной миссии Иисуса. Таким образом, во всех евангельских повествованиях именно крещение у Иоанна становится началом общественного служения Христа.
Таким образом, несмотря на стремление евангелистов утвердить более высокий статус Иисуса, в их текстах отчётливо прослеживается преемственность между двумя пророками, особенно в учении о покаянии и Царстве Божьем. Эта связь подчёркивается и тем, что некоторые ученики Иоанна, например, Андрей, впоследствии стали апостолами Иисуса. Кроме того, хотя сам Иисус, по-видимому, не совершал крещения, его ученики продолжали эту практику.
Спустя некоторое время после крещения Иисуса Иоанн был арестован Иродом Антипой, тетрархом (правителем) Галилеи и Переи, который был вассалом Рима. Евангелия называют причиной ареста обличение Иоанном незаконного брака Антипы с Иродиадой, женой его брата. Иосиф Флавий же утверждает, что Ирод опасался растущей популярности пророка и возможного народного восстания. В начале 30-х годов н.э., уже после того, как Иисус начал своё служение, Антипа приказал казнить Иоанна. Однако смерть Крестителя не положила конец его движению: ученики Иоанна сохранили его учение и распространили его вплоть до Эфеса в Малой Азии, о чём свидетельствует книга Деяний Апостолов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?