Иоанн Креститель читать ~4 мин.
Иоанн Креститель был еврейским пророком, который призывал к покаянию перед судом Божьим и, что самое известное, крестил Иисуса из Назарета прямо перед публичным служением Иисуса. Иоанн начал проповедовать где-то в конце 20-х годов нашей эры в долине реки Иордан.
Учение Иоанна с его критикой современной жизни, особенно жизни различных властей, и видением Божьего преобразования мира, привело к его заключению в тюрьму и смерти, но не раньше, чем его послание повлияло на Иисуса, к которому обратились многие последователи Иоанна. Считается, что Иоанн родился около 4 года до н.э. в древней Палестине. Ничего определённого не известно о его жизни до того, как он начал провозглашать своё послание о Божьем суде.
То, что известно об Иоанне, получено либо от Флавия Иосифа, почти современного ему еврейского историка, либо из Евангелий. Евангелие от Луки повествует о чудесной истории рождения Иоанна у Захарии и Елизаветы, членов священнического ордена, что параллельно и предвещает рождение Иисуса. Однако из четырёх канонических Евангелий только Лука передаёт эту традицию, которая впоследствии была принята и расширена более поздней, более легендарной христианской литературой.
Иоанн впервые появляется как «глас вопиющего в пустыне; приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» во всех четырёх Евангелиях. Таким образом, Иоанн понимался в христианской традиции как предшественник Иисуса, последний пророк-Илия, вернувшийся, чтобы возвестить о скором приходе мессии. Однако Иосиф посвятил Иоанну больше места, чем Иисусу, что указывает на то, что Иосиф, по крайней мере, считал Иоанна более важным. Согласно синоптическим Евангелиям (Марка, Матфея и Луки), Иоанн был диким аскетом, одетым в одежду из верблюжьей шерсти с кожаным поясом вокруг талии, питался саранчой и диким мёдом и постился в определённые дни.
Иоанн предостерегал всех, кто приходил к нему, говоря: «Уже секира лежит при корне дерев; итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь», подразумевая, что Божий суд неминуем. Это убеждение ставит Иоанна в один ряд с такими пророками первого века н.э., как Феуда, Иуда Галилеянин или Египтянин. Однако, в отличие от этих пророков, Иоанн, как и Иисус, проповедовал покаяние – возвращение к праведности; справедливое отношение к другим; благочестие, правильное поклонение Богу – без каких-либо революционных политических мотивов.
Все остальные пророки, похоже, провозглашали, что Бог придёт освободить Израиль от власти Римской империи, что, естественно, побуждало некоторых помогать Богу человеческими революционными усилиями, в то время как Иоанн проповедовал божественное, а не политическое преобразование общества в справедливое и благочестивое.
Иоанн, в отличие от других пророков, предлагал покаяние через крещение, ритуал личного преображения, который позволит человеку войти в Божье Царство. Это послание и предложение крещения привлекло Иисуса к Иоанну. Иоанн, конечно же, крестил Иисуса, что подразумевает, что Иисус был учеником Иоанна. Все авторы Евангелий пытаются как-то смягчить или по-новому истолковать крещение Иисуса Иоанном. Согласно каноническим Евангелиям, Иоанн заявил, что пока он крестит водой, придёт другой (Иисус), который будет крестить Святым Духом (и огнём).
Кроме того, в Евангелии от Матфея Иоанн колеблется перед крещением Иисуса, спрашивая: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Евангелие от Луки предполагает, что крещение Иисуса было кульминационным моментом служения Иоанна. Евангелие от Иоанна просто пропускает все подробности о крещении, но Иоанн все же становится свидетелем того, как голубь спускается на Иисуса. Марк, напротив, открывает своё Евангелие крещением Иисуса от Иоанна, выдвигая его на первый план, чего не делают другие Евангелия. Для Марка это крещение было своего рода инициацией, открывающей публичное служение Иисуса. Фактически, во всех евангельских повествованиях крещение Иисуса Иоанном положило начало его публичному служению.
Таким образом, хотя были предприняты попытки сделать так, чтобы статус Иисуса был выше статуса Иоанна, в Евангелиях явно прослеживается большая преемственность, особенно в том, что касается учения о покаянии и грядущем Царстве Божьем. Эта преемственность ещё больше подчёркивается тем фактом, что некоторые из учеников Иоанна обратились к Иисусу и последовали за ним. Кроме того, хотя сам Иисус, похоже, не крестил, его последователи, несомненно, крестили.
После крещения Иисуса Иоанн был арестован Иродом Антипой, римским клиентом, правителем Галилеи, за критику брака Антипы с его сводной племянницей Иродиадой (согласно Евангелиям) или из страха, что его учение приведёт к народному восстанию (согласно Иосифу), как и учения некоторых других пророков. Где-то в начале или середине 30-х годов, после того как Иисус начал свою публичную карьеру, Антипа казнил Иоанна. Даже после его смерти движение Иоанна продолжалось, поскольку его ученики продолжали практику, которой он учил, и даже распространили её в Эфесе в Малой Азии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?