Иоанн милостынник читать ~3 мин.
Иоанн Милостивый (греч. Ἰωάννης ὁ Ἐλεήμων), патриарх Александрии седьмого века, служит замечательным примером постоянного взаимообогащения духовных форм христианства между Востоком и Западом на протяжении всего Средневековья.
Типичный для византийских святых людей того периода и более необычный среди их западных коллег, Иоанн родился в богатой аристократической семье на Кипре (около 550 года) в городе Амафунте. Он был женат и имел детей до вступления в религиозную жизнь. После потери семьи стал священнослужителем, а когда ему было за 50 лет, его избрал на патриарший престол сам император Ираклий по просьбе народа и духовенства. Таким образом, можно сказать, что Иоанн удобно устроился среди хозяев сложной, высокоорганизованной политической власти. Однако никакого противоречия не было в том, что он полностью соответствовал своему призванию — он отказался от своего богатства и принял через драматические обстоятельства радикальную бедность.
Извечная дихотомия Запада между активной и созерцательной жизнью никогда не была столь распространена на Востоке, и Иоанн Милостивый является прекрасным примером православного подхода. Служа в одном из самых важных и интеллектуально активных епископств в христианском мире, он тем не менее был известен своей необычайной практической деятельностью. Кроме того, что он лично кормил, как сообщают источники, около 7500 бедняков ежедневно и основал большое количество больниц, он также следил за регулированием мер и весов, субсидировал неимущих купцов и работал над снижением налогов. Он не только разрешал ссоры, но однажды покинул евхаристическую службу в базилике, чтобы посидеть среди тех, кто развлекался снаружи, сказав: “Дети мои, пастырь должен быть со своим стадом”.
Именно его практика безграничной щедрости так поразила христианское воображение. В сочинении XIII века Иакова Ворагинского рассказывается история о том, как вор украл серебряную тарелку Иоанна и продал её на рынке. Покупатель, узнав её, предложил её патриарху, который купил её и предоставил вору возможность украсть её ещё раз, что тот и сделал. Иоанн снова купил её, сказав вору, что может превзойти его в этом. Вор, раскаявшись, изменил свой образ жизни. Такие истории получили широкое распространение и характерно представляют положительный и образцовый взгляд на восточное православие, который противостоял широко распространённой враждебности между восточными и западными христианами.
Интересно, что благотворительность Иоанна настолько впечатлила западных крестоносцев, что он стал покровителем ордена госпитальеров — Ордена Святого Иоанна в Иерусалиме. Его мощи были перевезены в Константинополь, а в XV веке османы передали часть мощей венгерскому королю Матяшу Корвину. В итоге они были переданы на хранение в Братиславу, где находятся по сей день. На Востоке его праздник отмечается в день его смерти 12 ноября (25 ноября по новому стилю); на Западе — 23 января, в день перенесения мощей.
Первое житие святителя было написано уже в VII веке его современником и земляком — Леонтием Неапольским, епископом города Неаполя на Кипре. Леонтий лично знал святого и составил житие на основе устных рассказов очевидцев, а также используя утраченное ныне житие, составленное Иоанном Мосхом и Софронием Иерусалимским. Это житие стало основным источником сведений о жизни и деятельности патриарха, прославившегося своим милосердием далеко за пределами Александрии.
Святитель Иоанн скончался около 619–620 года в родном Амафунте, куда отправился ходатайствовать перед императором о защите Александрии от персидского нашествия. Его кончина стала большой утратой для христианского мира — в лице Иоанна Милостивого Церковь потеряла выдающегося пастыря, который сумел соединить высокое богословие с практическим служением ближним.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?