Иоанн Златоуст читать ~6 мин.
Святой Иоанн Златоуст был, возможно, величайшим проповедником ранней христианской церкви. Златоуст, что буквально означает «златоуст», получил это прозвище после своей смерти. Преданный аскетической жизни, он был человеком, который использовал свои значительные таланты и подготовку в области риторики и классической греческой литературы для распространения христианства. Он также использовал такие несправедливые выражения, как резкие обвинения в адрес евреев, которые способствовали распространению антисемитизма в Средние века.
Тем не менее, католическая церковь считала Хризостома одним из греческих докторов (выдающихся богословов) Церкви благодаря его трудам и писаниям. Хризостом родился около 347 года н.э. в Антиохии, Сирия. Его отец, который был солдатом на службе у византийского императора, умер, когда Хризостом был совсем маленьким. Его мать, Антуза, преданная христианка, вырастила его и организовала его обучение у лучших учёных Антиохии. Изучая риторику и греческую философию, он, казалось, должен был работать в области права или стать имперским бюрократом. Однако в юности он решил жить как монах.
Когда Антуса умоляла его не оставлять её одну, Хризостом остался в Антиохии и вступил в аскетическое общество, возглавляемое Диодором, епископом Тарса. В то время Хризостом жил с группой единомышленников, которые практиковали духовную дисциплину и изучали Писание. Хотя общество жило в центре города, мужчинам удавалось вести аскетический образ жизни, отмеченный молитвой и безбрачием. Через три года Хризостом принял крещение, а в 371 году был рукоположён в сан лектора, один из второстепенных церковных санов.
В 372 году Златоуст отправился жить к слабо организованной группе отшельников на горе Сильпиос. Через четыре года он перебрался в уединённую пещеру в горах к югу от Антиохии. В течение двух лет он жил в уединении, постоянно молился, постился, воздерживался от сна и заучивал Новый Завет. Нездоровые условия жизни подорвали его здоровье, и он был вынужден вернуться в Антиохию. Возможно, Хризостомом также двигало желание распространять слово Божье среди своих собратьев.
Репутация Хризостома как священника росла в геометрической прогрессии благодаря его красноречивым, но иногда и пламенным проповедям. В 381 году Хризостом был рукоположён в сан диакона. Пять лет спустя он стал священником. Он регулярно проповедовал в нескольких церквях города, часто несколько дней в неделю и более одного раза в день.
Антиохия была населена христианами, иудеями и язычниками, которые сосуществовали вместе. Процветающая еврейская община привлекала христиан на такие службы и праздники, как Йом Киппур. Однако Златоуст резко выступал против этой практики. Его проповеди, осуждающие еврейские обычаи, дошли до Средневековья и были особенно популярны в Европе. Некоторые историки считают эти проповеди явно антисемитскими.
Многие проповеди Хризостома были сохранены для будущих читателей. Одной из самых важных была серия проповедей, прочитанных во время Великого поста в 387 году, известная как «Гомилии о статуях». В то время римский император Феодосий I, находившийся в состоянии войны с Магнусом Максимом, был вынужден взимать большие налоги для финансирования кампании. В результате жители Антиохии подняли бунт и разрушили статуи императора, его отца и других родственников. Придя в себя, население осознало нанесённое им оскорбление и испугалось последствий. Хризостом произнёс проповеди, в которых осуждал людей за их преступления, но также утешал их в связи с возможным наказанием. Эта 21 проповедь была одной из самых красноречивых в карьере Хризостома и послужила образцом для последующих проповедников. После этого император Феодосий решил амнистировать Антиохию. Таким образом, слава Хризостома распространилась по всей Римской империи.
В конце 397 года, когда умер Нектарий, архиепископ Константинополя, император Аркадий решил поставить Хризостома новым архиепископом. Аркадий тайно привёз Хризостома в Константинополь, но Хризостом не захотел занимать этот пост. Это отречение нажило ему много сильных врагов, включая Феофила, архиепископа Александрии, который надеялся, что его кандидатура будет выдвинута. Тем не менее, Феофил освятил Хризостома 26 февраля 398 года, но искал способы сместить его.
Хризостом нажил ещё больше врагов в Церкви и среди населения Константинополя благодаря своим твёрдым убеждениям и часто бестактным высказываниям. Златоуст, который вёл аскетический образ жизни, осуждал церковных служителей, которые жили экстравагантно. Кроме того, он критиковал состоятельных граждан, включая императрицу Евдоксию, которые в святые дни посещали такие популярные развлечения, как игры и скачки. Более того, его сильные проповеди часто содержали личные нападки.
В поисках новообращённых Хризостом отправил миссионеров к скифам и готам. Он также основал новые общины христианских женщин, стремящихся к аскетическому образу жизни. Самым известным примером была община, возглавляемая Олимпией, вдовой и доверенным лицом Хризостома. Когда главный министр императора потерял свой пост из-за проступка, Хризостом произнёс проповедь, призывая простить его. Хризостом также продолжал читать сильные проповеди о христианской жизни. Он надеялся совместить монашескую жизнь с лучшими качествами мирской жизни, так как считал, что миряне должны практиковать монашеские дисциплины, такие как молитва, пост, покаяние, учёба и безбрачие. Люди должны были проявлять свободную волю в выборе простой и добродетельной жизни.
Врагам Хризостома в конце концов удалось сместить его. В июне 403 года Феофил прибыл в Константинополь и созвал синод епископов, который обвинил Хризостома в различных проступках, в том числе в финансовых нарушениях. Жители Константинополя, включая Евдоксию, убедили Аркадия снять Хризостома с должности и сослать его в ссылку. Хризостом согласился с этим решением, чтобы предотвратить насилие в городе.
Сразу после его изгнания в Константинополе произошло землетрясение. Евдоксия считала, что это произошло из-за изгнания Хризостома, и умоляла Аркадия отозвать его. По возвращении Хризостома Константинополь потрясло ещё одно разногласие. Возле церкви Святой Премудрости проводились игры в честь новой статуи Евдоксии. Хризостом счёл это чествование неуместным и проповедовал против него. Евдоксия посчитала это личным нападением и снова организовала изгнание Хризостома. Во время похода в деревню на Чёрном море Хризостом заболел и умер 14 сентября 407 года около Команы, Еленопонт.
Сочинения и проповеди Хризостома пользовались огромной популярностью при его жизни и после неё. Широко переписываемые и переводимые, многие из основополагающих учений Хризостома сохранялись в монастырях. Почти 4 000 рукописей дошли до наших дней в средние века. Труды Иоанна стали основой многих учений Восточной православной церкви. Они также оказали большое влияние на Римскую (западную) католическую церковь, поскольку некоторые из его последователей прозелитировали в Риме.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?