Иосиф Волоцкий читать ~2 мин.
Иосиф Волоцкий (в миру — Иван Иванович Санин; 1440–1515) — видный деятель Русской православной церкви, основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, писатель и публицист. Он был известен своей приверженностью аскетизму и активным участием в церковно-политических вопросах, включая борьбу с ересями. Его труды и послания остаются важными источниками для исследователей религиозной истории России допетровского периода.
Биография и наследие
Иосиф принял постриг в 1460 году от преподобного Пафнутия Боровского, ученика Сергия Радонежского. В 1477 году он стал игуменом Боровского монастыря. Однако уже в 1479 году покинул обитель из-за несогласия с братией и основал новое киновийное общежитие в Волоколамске. Прежде чем основать собственный монастырь, Иосиф тайно посещал другие обители под видом простого монаха, изучая их уклад.
В последние годы жизни он вёл полемику с новгородским архиепископом Геннадием, великими князьями Иваном III и Василием III по вопросам борьбы с ересями, а также со своим бывшим покровителем, удельным князем Фёдором Борисовичем Волоцким.
Свои монашеские наставления Иосиф изложил в «Духовной грамоте», или «Завещании». В этом тексте подчёркивается важность послушания, строгого следования православным традициям и монастырскому уставу. Свои поучения он подкреплял ссылками на труды отцов Церкви и жития святых.
Наиболее известным сочинением Иосифа Волоцкого является «Просветитель». Этот труд был направлен против так называемой «ереси жидовствующих», распространённой в Новгороде. Её последователи отрицали догмат о Святой Троице, Божественность Иисуса Христа и иконопочитание. Иосиф настаивал на самых суровых мерах по отношению к еретикам и добился их осуждения на соборах, что привело к казням некоторых из них.
Историография традиционно связывает имя Иосифа с церковным спором о монастырском землевладении. Его последователей называют «стяжателями», поскольку они отстаивали право монастырей владеть землями и крестьянами. Их оппонентами были «нестяжатели» во главе с Нилом Сорским. Однако их разногласия были глубже: Иосиф считал землевладение необходимым для социального служения Церкви (благотворительности, просвещения), а Нил видел в нём препятствие для главного дела монаха — личного духовного подвига и молитвы.
Идеология иосифлянства, утверждавшая союз сильной церковной и самодержавной власти, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие Русского государства. Иосиф Волоцкий был канонизирован для местного почитания в 1578 году, а для общецерковного — на соборе 1591 года. Жития святого были написаны Досифеем Топорковым, Саввой Чёрным и Львом Филологом.
Память Иосифа Волоцкого совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?