Иосиф Волоцкий читать ~2 мин.
Иосиф Волоцкий, основатель русского православного Волоколамского монастыря и автор духовных и полемических текстов, был известен своей преданностью аскетической жизни и участием в религиозно-политических вопросах, таких как искоренение ереси. Его тексты и письма являются стандартными источниками для исследователей допетровской русской религиозной истории.
В 1591 году в церкви в его честь проводились общерусские службы, а о его жизни писали Досифей Топорков, Савва Чёрный и, возможно, Лев Филолог. Постриженный в 1460 году Пафнутием Боровским, учеником Сергия Радонежского, Иосиф стал настоятелем Боровского монастыря в 1477 году. В 1479 году он уехал, чтобы основать ксенобитскую общину в Волоколамске. Иосиф путешествовал под видом маскировки, чтобы оценить духовную жизнь других монастырей, прежде чем основать свой собственный. В последние годы жизни он был вовлечён в религиозные и политические споры с новгородским архиепископом Геннадием, с великими князьями Иваном III и Василием III из-за ересей на севере и при дворе, а также с бывшим покровителем, волоцким князем Федором Борисовичем.
Иосиф изложил свои монашеские заповеди и наставления в двух текстах: Рассуждениях и Завещании. В обоих подчёркивается надлежащее поведение монахов, послушание традициям православия и монастыря, а также следование обычным молитвам. Свои увещевания он подкрепляет ссылками на отцов церкви, предыдущие монастырские правила и жития. Эти тексты часто называют длинными и короткими «правилами» Иосифа.
Ещё один известный текст Иосифа – «Просветитель», написанный для противостояния так называемой новгородской ереси. Иосиф успешно убеждал великого князя и митрополита Руси сжечь некоторых еретиков, которые были последователями нескольких небольших сект, базировавшихся в окрестностях Новгорода.
Традиционная историография связывает Иосифа со спором о праве на монастырское землевладение. Историки связывают Иосифа с «владетелями», теми, кто отстаивал право монастырей на владение землёй и крепостными; а его главного противника, Нилуса, с «невладетелями», теми, кто выступал против концепции монастырского землевладения, и сосредоточил этот спор на церковном соборе 1503 года. Однако эти два человека больше расходились во взглядах на относительную ценность общинного и созерцательного монашества, чем на уместность того и другого в православной традиции – их разногласия касались духовной жизни, а не общинного имущества. Вопросы землевладения всплыли позже в этом веке, когда так называемые «иосифляне» отстаивали право на землю и поддерживали авторитет церковных иерархов.
Память Иосифа отмечается 13 февраля, 9 сентября и 18 октября.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?