Истинно-православная церковь Греции читать ~3 мин.
Истинно-православная церковь Греции (греч. Γνησία Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία τῆς Ἑλλάδος) возникла как реакция на принятие в 1924 году Элладской православной церковью новоюлианского календаря. Несмотря на протесты верующих, духовенство в целом приняло реформу. Сопротивление началось лишь после чрезвычайного события — явления креста в небе над Афинами в ночь с 14 на 15 сентября 1925 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня по старому, юлианскому календарю.
После этого события несколько священнослужителей объявили о своей приверженности старому стилю. Наиболее сильное сопротивление реформе оказали монахи Святой Горы Афон, которые возглавили движение за создание старостильных приходов. К 1934 году по всей Греции насчитывалось уже около 800 таких общин. Долгое время к движению не присоединялся ни один епископ, но в 1935 году три митрополита покинули государственную церковь и образовали Синод Истинно-православной церкви Греции.
Новый Синод незамедлительно рукоположил четырёх новых епископов. Впрочем, вскоре двое из трёх иерархов, стоявших у истоков раскола, вернулись в лоно официальной церкви. Лидером старостильного движения стал бывший митрополит Флоринский Хризостом (Кавуридис).
В 1937 году митрополит Хризостом заявил, что Элладская церковь, хотя и совершила ошибку, не лишилась Божественной благодати, и совершаемые в ней таинства остаются действительными. С его умеренной позицией не согласилась группа во главе с епископом Матфеем (Карпафакисом), который считал новокалендаристов безблагодатными раскольниками. Это привело к первому разделению внутри движения. К 1950 году большинство сторонников Матфея вернулись под омофор митрополита Хризостома.
Одновременно государственная церковь начала гонения на старостильников. Священников арестовывали, лишали облачения, избивали и насильно брили им бороды. В 1951 году митрополит Хризостом был сослан на год в монастырь. После освобождения в 1952 году он остался единственным епископом своей юрисдикции и скончался в 1955 году, не оставив преемника. Восполнить епископат удалось лишь в 1960 году благодаря помощи Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ).
Первым предстоятелем восстановленной иерархии стал архиепископ Акакий, возглавлявший церковь с 1960 года до своей кончины в 1963 году. Его преемником стал архиепископ Авксентий. Новый виток разногласий начался, когда архиепископ Авксентий отошёл от умеренной экклесиологии митрополита Хризостома и заявил, что таинства государственной церкви безблагодатны. В ответ на это епископы, сохранившие верность учению Хризостома, отделились и рукоположили новых иерархов.
Сторонники архиепископа Авксентия также совершили епископские хиротонии, что привело к возникновению двух параллельных синодов. Впоследствии каждый из этих синодов разделился ещё на две части. Таким образом, старостильное движение, включая отделившихся ранее матфеевцев, оказалось расколото как минимум на пять юрисдикций. Позднее две из этих групп объединились, и в настоящее время существуют четыре основные старостильные ветви, каждая из которых имеет свой синод.
Три из этих юрисдикций придерживаются строгого взгляда, считая, что благодать покинула официальную Элладскую церковь. Крупнейшую из них возглавляет архиепископ Афинский и всея Эллады Хризостом II. Умеренная фракция, которая считает государственную церковь не безблагодатной, а лишь «больной», со временем сплотилась вокруг митрополита Киприана Оропосского и Филийского. Эта ветвь заручилась поддержкой Румынской и Болгарской старостильных православных церквей.
Эта группа уступает по численности синоду Хризостома II. В 1994 году она вступила в полное евхаристическое общение с РПЦЗ и стала известна как «Синод противостоящих». Из всех греческих старостильных юрисдикций она имеет наибольшее число последователей в США. Её американская епархия находится в монастыре Святого Григория Паламы в городе Этна, штат Калифорния.
Несмотря на разделения, члены и духовенство различных ветвей Истинно-православной церкви считают себя единым телом. Их объединяет неприятие календарной реформы и экуменической деятельности государственной церкви. По оценкам, движение насчитывает около 200 тысяч последователей, 120 приходов и несколько монастырей. Характерной чертой их храмов является отсутствие электрического освещения и скамей. Приходы существуют в Австралии, Канаде и США, где каждая из основных юрисдикций имеет свои епархиальные структуры.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Православная церковь на Кипре
- Год Нидерландов в России. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVI – XIX веков. Живопись и графика из собрания Калужского областного художественного музея
- Выставка одной картины «Портрет в творчестве Антони Паламедеса»
- Григорий Синайский
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?