Калеб читать ~3 мин.
Калеб, или Калеб Элла Асбеха, был одним из самых могущественных царей государства Аксум на северо-востоке Африки в шестом веке нашей эры. Он сменил своего отца, царя Тазена, и к началу его правления христианство было официальной религией Аксума уже около 150 лет. Во время его правления Аксум достиг вершины своего политического и экономического могущества. Кроме экспансии в Африке, Аксум усилил своё влияние в Химьяре на юге Аравии. Это произошло в контексте длительной войны между Византийской империей и Персией.
Война и Византийский союз
В начале VI века Аксум отправил экспедицию в Химьяр, откликнувшись на мольбу местных христиан о защите, и основал гарнизон в Зафаре, его столице. Однако в 517 или 518 (или 522 или 523) году Юсуф Асар Ятар (Ду Нувас), химьярский царь, принявший иудаизм, выступил против аксумитского присутствия и христианства. Гарнизон Зафара был истреблён, а аксумитские крепости в Химьяре были разрушены. Христиан преследовали повсюду, а в Награне многие из них были казнены вместе со своим вождём Аретой. Эти события вызвали сильное волнение в христианском мире. Калеб взял на себя роль защитника южноаравийских христиан, и противостояние переросло в религиозную войну.
В своём намерении вновь завоевать южную Аравию Калеба поддержал Юстиниан I Византийский, и этот союз на некоторое время поставил Аксум в центр большой политики. Примерно в 525 году Калеб начал широкомасштабную кампанию. Юсуф Асар Ятар был убит, а христианство и аксумитское влияние в Химьяре были защищены. Регион был передан под юрисдикцию Александрийского патриархата, а вождь христианского племени, Сумьяфа Ашва, был поставлен вассальным королём, но этот король вскоре был свергнут мятежным генералом Калеба, Абрахой, который положил конец эффективному аксумитскому контролю над Йеменом.
Наследие
Калеб умер примерно до 549 года. Христианские традиции как на Востоке, так и на Западе почитают его как великого защитника. О его деяниях известно из мартирия Ареты (существует в сирийской, греческой, арабской, эфиопской, грузинской и армянской версиях) и ряда других источников. Он почитается как святой в Эфиопской православной церкви Тавахедо (память 20 генбота, или 28 мая), а также в Римско-католической церкви (как святой Элесбаан, 27 октября) и Греческой православной церкви. В эфиопской традиции память об уникальной совместной акции эфиопов и Византии сохранилась в Кебра Нагаст (Слава царей), древнем тексте, составившем идеологическую основу эфиопской монархии, в котором содержится пророчество о благочестивом эфиопском и «римском» царе, который будет царствовать над всем миром.
Фигура Калеба способствовала формированию представления об идеальном христианском монархе. Его военный поход восхваляется как благочестивый и героический акт, в котором ему помогали другие ключевые эфиопские святые (Панталевон, За-Микаэль Арагави). Также рассказывается, что через некоторое время после своих походов Калеб отрёкся от престола и провёл остаток жизни в скиту святого Панталевона. Считается, что один из древних памятников в окрестностях Аксума – это гробница, где похоронены он и его сын Габра Маскал.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?