Коммунализм читать ~5 мин.
Религиозный коммунализм — это явление, при котором глубоко преданные верующие покидают основную культуру, чтобы жить в небольших взаимозависимых анклавах, где они могут посвятить себя особой духовной практике в компании единомышленников.
Общинность присутствует почти во всех основных мировых религиях. Её истоки, вероятно, почти так же стары, как и сама религия. Индуизм — самая древняя из современных мировых религий — имеет богатую общинную традицию. На протяжении тысячелетий индуисты собирались в ашрамах — небольших общинах, сосредоточенных вокруг духовных учителей. Ашрамы традиционно располагаются в отдалённых и живописных местах, способствующих духовному росту. Жители ашрама получают наставления от гуру и занимаются различными духовными практиками, включая йогу. Поскольку деятельность ашрама обычно связана с конкретным мудрецом, со временем они появляются и исчезают.
Джайнизм, возникший на основе индуизма в VI веке до нашей эры, с первых дней имел сильный общинный компонент. Последователи его основателя, Махавиры, изначально жили общинно; позже в движение были допущены и миряне. Монахи остаются важными фигурами в современном джайнизме и известны своим крайним аскетизмом. В некоторых течениях джайнизма монахи не носят одежды в знак полного отречения от материальных благ.
Буддизм также обладает древней традицией общинности. Считается, что сам Будда создал ордены монахов и монахинь, а сангха (буддийская религиозная община) часто рассматривается как старейший в мире непрерывно действующий общинный институт. Тысячи храмов и монастырей во всех ветвях буддизма принимают членов местной сангхи. Как правило, от членов буддийских общин не требуется пожизненных обетов; часто молодые люди проводят год или два в монастыре, а затем возвращаются к светской жизни.
Иудаизм, с его сильным акцентом на браке и семье, не развивал идею замкнутых религиозных общин так же активно, как многие другие религии. Тем не менее еврейские религиозные общины неоднократно возникали на протяжении последних двух тысячелетий. Примерно в начале нашей эры близ Мёртвого моря существовала община, известная как Кумран; её члены, предположительно ессеи, жили в условиях строгой монашеской дисциплины. Позднее многие восточноевропейские евреи, спасавшиеся от преследований и иммигрировавшие в США, селились в кооперативных фермерских колониях. А в 1960-е годы молодые евреи в поисках сплочённой общины основали поселения, известные как хавурот (мн. ч. от хавура).
Христианство с первых лет своего существования имело сильную традицию религиозной общинности. Христианское монашество ведёт свою историю от отдельных аскетов, которые удалялись в отдалённые места для усердной духовной практики. Вокруг этих подвижников часто собирались другие искатели, что и приводило к созданию общин.
После нескольких веков такого неформального существования христианское монашество вступило в новый этап благодаря деятельности Бенедикта Нурсийского (V – VI вв.), который поощрял создание структурированных общин и разработал подробные правила монашеской жизни. Бенедиктинское монашество, насчитывающее тысячи мужских и женских общин, остаётся влиятельной силой в христианстве, особенно в католицизме. Монахи и монахини традиционно приносят обеты бедности, целомудрия и послушания.
Спустя более чем пять веков после основания бенедиктинского монашества сформировалась новая форма католической общинной жизни — цистерцианское монашество. Оно делало упор на менее светский, более созерцательный и строго дисциплинированный уклад. Различные ордена цистерцианцев, включая траппистов, продолжают свою деятельность в западном мире и сегодня.
Общинность имеет древние корни и в восточном православном христианстве. Монастыри можно найти по всему православному миру; обычно они представляют собой небольшие, локальные учреждения. Главный центр православного мужского монашества — гора Афон на севере Греции, существующая уже около 1000 лет и насчитывающая десятки монастырей.
Протестантизм, как правило, не акцентировал внимание на общинной жизни, однако и в его среде возникли некоторые религиозные ордена. В Англиканском сообществе существуют мужские и женские ордена, напоминающие католические. Небольшие общинные группы также можно найти у лютеран и методистов. Кроме того, за последние несколько столетий появилось множество общин, слабо связанных с конкретными протестантскими деноминациями или вовсе независимых от них. Движение «Братьев» — пиетистское движение, основанное в 1708 году в Германии. Многие его члены иммигрировали в Америку, где основали несколько общин, включая Эфрату в Пенсильвании, просуществовавшую почти столетие с момента её основания в 1732 году.
Шейкеры (официальное название — Объединённое общество верующих во Второе пришествие Христа) под руководством Энн Ли покинули Англию в 1774 году. Вскоре они основали на востоке США сеть из 20 общинных деревень. Одна из них, Саббатдей-Лейк в штате Мэн, действует до сих пор. Несколько других пиетистских групп, возникших в Германии в XVIII и XIX веках, также перебрались в США, основав такие общины, как Общество Гармонии, Общество Амана и Общество Зоар. Более поздние группы следовали этому примеру: например, Евангелическое сестричество Марии, основанное в 1947 году в Германии, создало местные общины в нескольких странах. Движение Брудерхоф, основанное в 1920 году в Германии, насчитывает около тысячи членов в общинах на пяти континентах. В 1960-е годы многочисленные христиане-нонконформисты, участники «Движения Иисуса», основали тысячи коммун во многих странах мира.
Как и иудаизм, ислам подчёркивает важность семейной жизни и не поощряет создание сепаратистских общин. Однако, особенно по мере распространения ислама на Западе, при мечетях часто формируются неформальные общины верующих. Исламские школы также иногда работают на общинной основе.
Повседневная жизнь в религиозных общинах различается в зависимости от миссии, руководящей организации (как в случае с Римско-католической церковью) и преданности отдельных членов. Как правило, религиозные общины стремятся к самообеспечению, поэтому труд является частью жизни большинства их участников. Члены общины могут заниматься сельским хозяйством, преподаванием, работать в больницах, оказывать социальные услуги или вести иную продуктивную деятельность. Некоторые общины считают труд формой поклонения.
Тем не менее особые религиозные практики, такие как ежедневная молитва и участие в таинствах, обычно составляют основу жизни религиозной общины. Доходы и имущество, как правило, являются общими и используются для обеспечения основных потребностей всех членов. В некоторых общинах участники распоряжаются личными финансами, но делают взносы в общий фонд.
Многие религиозные общины требуют от своих членов соблюдения целибата. Этот принцип является основополагающим для большинства описанных выше монашеских традиций. Однако некоторые общины, особенно в последние десятилетия, допускают семейную жизнь. Эта тенденция, по-видимому, набирает силу, по крайней мере, в новых христианских общинах, и может определить важные черты будущего религиозной общинности.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?