Константин I читать ~6 мин.
Константин I, также известный как Константин Великий, был соправителем, а затем единоличным императором Римской империи. Он запомнился тем, что изменил статус христианства, превратив его из маргинальной и гонимой религии в привилегированную веру империи. Ему приписывают перемещение центра империи из Рима в Константинополь (названный в его честь) и председательство на первом из Вселенских соборов, состоявшемся в Никее. Он также повысил статус реликвий в Церкви, после того как мать Константина Елена идентифицировала многие предметы, предположительно относящиеся к земному служению Иисуса и апостолов. Восточные православные церкви почитают его как святого, а восточные церкви и Римско-католическая церковь почитают его мать как святую.
Восхождение к власти
Константин родился около 285 года н.э. в Наиссусе, на территории современной Турции. Его отец, Констанций I Хлор, был императором, а мать Елена – буфетчицей. Он достиг известности как полководец, проведя ряд сражений против своих соперников за трон. Констанций, чья власть была сосредоточена в Западной империи с центром в Трире, Германия, дал своему сыну благословение стать его преемником, когда тот умирал в Британии в 306 году. Впоследствии Константин женился на Фаусте, дочери императора Максимиана.
Константин получил единоличный контроль над Западной империей, победив брата своей жены Максенция в 312 году. Битва, один из поворотных моментов в истории христианства, произошла на Мильвийском мосту, который пересекает реку Тибр непосредственно к северу от Рима. Церковный историк Евсевий Кесарийский оставил романтический рассказ об этой битве. В нём Константину якобы приснилось, что он увидел знак креста в виде хи-ро (один из самых ранних христианских крестообразных символов). Затем Константин приказал поместить Чи-Ро на штандарты, которые несла его армия, чтобы заменить многочисленные языческие защитные талисманы. Евсевий ещё более приукрасил историю о сне, упомянув фразу, сказанную Христом спящему Константину: «In hoc signo vinces» («Этим знаком ты победишь»).
Миланский эдикт
Независимо от точности рассказа Евсевия, Константин уже начал предоставлять религиозную веротерпимость в подконтрольных ему областях. Затем, после своей победы и восхождения на престол в качестве главного римского императора на Западе, Константин предоставил христианской церкви официальную веротерпимость на всей территории империи и вернул ей часть ранее конфискованного имущества. Эта политика была сформулирована в Миланском эдикте, изданном совместно с Лицинием, императором четвёртого века на Востоке. Этот эдикт стал кульминацией целого ряда действий, признающих рост Церкви и неудачу гонений в последние годы правления Диоклетиана. В 311 году Галерий, бывший император на Востоке, незадолго до своей смерти издал эдикт о веротерпимости на Балканах.
Будучи терпимым к христианам, Константин лично продолжал следовать языческим обычаям в течение многих лет. Однако это не мешало ему участвовать в церковных спорах. В 314 году он созвал Арльский собор в ответ на просьбу о помощи со стороны донатистов – партии строгих христиан, которые не спешили прощать других христиан, проявивших слабость перед лицом гонений. Собор осудил их позицию, и Константин приступил к их подавлению.
Укрепление власти и Никейский собор
Уже в 314 году Константин и Лициний начали ссориться. Гражданская война продолжалась в течение десяти лет, пока Константин, наконец, не победил его в 324 году. Став верховной властью в империи, Константин двинулся на Восток, отстроил город Византий и переименовал его в Константинополь (ныне известный как Стамбул).
Убрав Лициния с дороги, Константин вновь попытался утвердить свои позиции в христианском движении, созвав Собор, который собрался в Никее, недалеко от Константинополя. Речь шла о противоречивой проповеди александрийского священника Ария о природе Христа. Арий утверждал, что Иисус был не Богом, а первым творением Бога. Ранее Константин послал Осия Кордовского, своего императорского богослова, попытаться разрешить арианский спор.
Никейский собор в 325 году стал следствием этой дипломатической неудачи. Собор осудил Ария и принял Никейский Символ веры, который до сих пор является стандартным изложением ортодоксальной христианской веры. В результате Арий был изгнан. Затем Константин принялся за свою собственную семью. После того, как его мать обвинила жену Константина Фаусту в прелюбодеянии, Константин убил Фаусту и их сына Криспа. В течение следующих лет он возвысил положение своей матери.
Религиозное покровительство: Реликвии и церкви
Ближе к концу десятилетия Константин спонсировал поездку своей матери в Иерусалим, во время которой ряд мест был обозначен как те, о которых говорится в евангельских рассказах об Иисусе. Ей показали ряд предметов и она приняла свидетельство местных жителей о том, что это действительно реликвии. Самым примечательным предметом был крест, на котором предположительно был распят Иисус (Истинный крест), части которого позже были разбросаны по церквям по всей Европе. Впоследствии Константин разрешил построить церковь Гроба Господня на месте, где, по мнению многих, Иисус был похоронен после распятия.
По мере того, как продолжались работы по строительству Константинополя, он стал одним из самых святых городов Востока. Константинопольский архиепископ был назван патриархом со статусом, равным статусу патриархов более древних митрополий Иерусалима, Антиохии и Александрии. В конце концов, Константинопольский патриарх был назван первым среди патриархов, а Константинополь был признан центром Восточной православной церкви.
Константин также начал строительную политику по всей империи. Среди многих построенных им церквей была церковь-базилика Святого Иоанна Латеранского как епископальная церковь епископа Рима.
Хотя Константин совершил много действий, которые расположили к нему церковных лидеров, он не стал христианином официально и не принял крещение до конца своей жизни, на смертном одре. Интересно, что в середине 30-х годов он пытался реабилитировать Ария, который, по крайней мере, внешне пытался представлять более ортодоксальный облик. Константин был крещён арианским епископом, Евсевием Никомидийским, незадолго до своей смерти 22 мая 337 года. Его неортодоксальное крещение не помешало ему быть похороненным в церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. В последующие десятилетия он получил неофициальный посмертный титул «тринадцатого» апостола.
Мощное наследие
Правление Константина стало поворотным пунктом в истории христианства. За несколько коротких лет церковь превратилась из запрещённой и преследуемой религии меньшинства в легальную и терпимую веру, заменившую язычество в качестве единой религии Римской империи. Частичной платой за это преобразование стало введение церковно-государственной политики, получившей название цезаропапизм, которая отводила правителю прямую роль в церковных делах. Эта политика вскоре стала доминирующей структурой взаимоотношений религии и государства в восточных православных странах.
Среди вопросов, на которые существенно повлияло правление Константина, были отношения иудеев и христиан. В серии законов он завершил определение воскресенья как христианской субботы и разработал правило определения Пасхи, так что евреям больше не нужно было советоваться о её дате. Он также принял закон, запрещающий иудейскому руководству пытаться препятствовать обращению евреев в христианство.
Константина больше всего почитали на Востоке, где он был причислен к лику святых. Его праздник совпадает с праздником его матери – 21 мая. Хотя на Западе его не почитали, его авторитет лучше всего иллюстрирует документ, известный как «Донос Константина». Подделанный в девятом веке, этот документ утверждал, что Константин передал папе Сильвестру I права на церковные здания в Риме и власть над патриархами на Востоке. На него ссылались папы в течение нескольких столетий в связи с их претензиями на власть, пока в XV веке не было доказано, что это подделка.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Пейзажи Крыма и Петербурга на персональной выставке крымской художницы Анны Довыдченко в Феодосии
- «Линия и свет» - юбилейная выставка художника Александра Худченко в Феодосии
- В Феодосии открыли выставку С. Советникова «Мой город. Живопись»
- В галерее Айвазовского открыли выставку морских пейзажей Льва Богомольца
- «Искупительная любовь» Франсин Риверс, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?