Коптская православная церковь читать ~4 мин.
Коптская православная церковь является крупнейшей христианской церковью в Египте. Эта конфессия ведёт свою историю от двух важных основополагающих событий. Согласно Библии, родители Иисуса Иосиф и Мария бежали в Египет, чтобы уберечь его от истребления еврейских младенцев по приказу царя Ирода. Затем, после смерти и воскресения Иисуса, традиция приписывает основание христианской церкви в Египте проповеди святого Марка, автора Евангелия, которое носит его имя.
Известно, что христианство распространилось по Египту в первом веке нашей эры. Совсем недавно был обнаружен фрагмент Евангелия от Марка на коптском языке, датируемый вторым веком.
На протяжении четвёртого века Египет был одной из важнейших частей большого христианского сообщества, а город Александрия – важным центром христианского образования. Афанасий, главный защитник того, что стало ортодоксальной христианской теологией, был епископом Александрии в течение почти полувека. Однако в пятом веке египетскую церковь обвинили в монофизитской позиции в отношении природы Христа (то есть в том, что природа Христа только божественная, а не одновременно божественная и человеческая), после её отказа подтвердить документы, принятые на Эфесском соборе в 431 году и на более позднем Халкидонском соборе. С этого времени коптская церковь оказалась в некоторой изоляции от остального христианства.
Изоляция коптской церкви усилилась с приходом ислама в Египет в седьмом веке, в результате чего христианская община с тех пор существовала как меньшинство в мусульманском государстве. Египетская церковь пользовалась особым статусом, отчасти благодаря той особой роли, которую Египет играл в жизни Мухаммеда (который женился на девице, посланной ему коптским христианским правителем Мукавкисом).
Тем не менее, коптская церковь на протяжении веков часто становилась объектом гонений. Копты были полуавтономной общиной, но каждый её член должен был платить специальный налог. Те, кто это делал, считались дхимми, или защищёнными. Те, кто не мог платить, были поставлены перед выбором: перейти в ислам или потерять статус дхимми. Таким образом, хотя у коптов и были периоды процветания, они постоянно жили под угрозой того, что правительство ополчится против них.
Положение коптов улучшилось в 19 веке при стабильности и терпимости династии Мухаммеда Али. Государство перестало рассматривать коптскую общину как административную единицу, а к 1855 году был отменён налог гёзы – основной признак неполноценности коптов, и вскоре после этого копты начали служить в египетской армии.
Египетская революция 1919 года, ставшая первым за многие столетия проявлением египетской идентичности, свидетельствует об однородности современного египетского общества, включающего в себя мусульманскую и коптскую секты. Сегодня именно эта однородность позволяет египетскому обществу оставаться единым против религиозной нетерпимости экстремистских групп, которые время от времени подвергают коптов преследованиям.
Христианское монашеское движение зародилось в Египте в конце третьего века. Оттуда оно распространилось в Малую Азию благодаря усилиям святого Василия и в Европу через святого Иеронима и позже святого Бенедикта. Как и многие восточные православные церкви, коптская церковь черпает своё епископское руководство из монашеского сословия.
Доктринально церковь придерживается Никейского Символа веры и настаивает на том, что она никогда не придерживалась монофизитской позиции. Она объясняет разрыв с остальным христианством в пятом веке политикой (желанием устранить независимого египетского патриарха) и лингвистическим недоразумением. Коптское богословие утверждает, что Христос Господь совершенен в своей божественности и совершенен в своей человечности, но его божественность и человечность были объединены в одной природе, называемой «природой воплощённого слова», и это убеждение повторил святой Кирилл Александрийский. Поэтому копты верят в две природы, человеческую и божественную, которые соединены в одну «без смешения и без изменения».
Современные лидеры как восточной православной, так и римско-католической церквей, как правило, принимают объяснения коптской церкви. Эти более позитивные отношения начались в 1971 году с визита в Рим Шенуды III, папы (или патриарха) Александрии. Шенуда умер 17 марта 2012 года, а 4 ноября 2012 года епископ Тавадрос был избран следующим Папой. Он станет Папой Тавадросом II, 118-м главой Коптской церкви, 18 ноября.
Копты соблюдают семь таинств: крещение, крещение (или конфирмация), Евхаристия, исповедь, Святой Орден, брак и отпевание больных. Крещение обычно совершается над младенцами через несколько недель после рождения, а крещение – сразу после этого. Свадьбы не могут проводиться во время поста. Полигамия не допускается, хотя и признается гражданским законодательством Египта. Разводы избегаются, за исключением случаев прелюбодеяния или других крайних обстоятельств.
Коптская православная церковь насчитывает около 11 миллионов членов, рассеянных по всему Египту, и ещё 1 миллион членов в Африке, Европе, Северной Америке, Бразилии и Австралии (по состоянию на 2005 год). 1500 приходов разделены на 72 епархии (некоторые епископы служат настоятелями монастырских общин). За пределами Египта епархии расположены в Кении, Израиле, Судане, Франции, Италии, Великобритании, Германии, Ирландии и США.
Церковь активно участвует как в Ближневосточном совете церквей, так и во Всемирном совете церквей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?