Император Лалибела читать ~3 мин.
Лалибела (геэз ላሊበላ), тронное имя Гебре Мескель (геэз ገብረ መስቀል — «Слуга Креста»), был эфиопским императором XII – XIII веков, канонизированным в Эфиопской православной церкви. По преданию, он вступил на престол неохотно и в конце концов отрёкся от престола, став отшельником.
Лалибела правил с 1181 по 1221 год — сорок лет, став самым известным из правителей династии Загуэ. Он был сыном Яна Сейума и братом Кедуса Харбе. Широко известный своей преданностью христианской вере, император Лалибела столкнулся с проблемами легитимности, поскольку династия Загуэ не претендовала на прямое соломоново происхождение — эти проблемы сохранялись на протяжении всего периода их правления.
Его имя при рождении «Лалибела» означает «пчёлы признают его суверенитет» на староагавском языке. По легенде, при его рождении на младенца опустился рой пчёл, не причинив ему вреда. Мать восприняла это как предзнаменование того, что её сын станет великим правителем.
С юности Лалибелу посещали видения. Именно в одном из таких видений Бог указал ему построить ряд церквей в Рохе — столице династии Загуэ, которая ныне известна как Лалибела. Каменные церкви Лалибелы не были первыми скальными храмами в истории Эфиопии, но они стали самыми известными.
Этот комплекс включает 11 монолитных церквей, высеченных в вулканическом туфе. Храмы представляют выдающееся достижение инженерной мысли — все они связаны сложной системой подземных ходов и обеспечены водой через артезианскую систему, подающую воду на вершину горного хребта. Сегодня эти церкви являются важным местом паломничества и внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласно эфиопской традиции, церкви были построены под непосредственным руководством императора при содействии ангелов. Каждый день, возвращаясь к работе, строители обнаруживали, что за ночь строительство продвинулось дальше, чем они оставили накануне. Согласно эфиопским царским хроникам: «Они (рабочие) сомневались, не ангелы ли делают эту работу, потому что не могли их видеть. Но Лалибела знал истину, потому что ангелы, понимавшие его добродетель, не скрывались от него — они были его спутниками и не скрывались от его глаз».
В хрониках особо подчёркивается, что церкви не были построены принудительным или рабским трудом. Лалибела попросил каждого рабочего сообщить, сколько именно он хочет получить за работу, и император выплачивал запрашиваемую сумму.
Согласно преданиям, строительство заняло 23 года, хотя современные исследователи считают этот срок заниженным, учитывая масштаб работ. На создание храмов было вынуто огромное количество породы — требовалось не только обозначить церкви по периметру, но и создать внутренние помещения, а также систему рвов и водоотводных каналов.
Прежде чем стать императором, Лалибела провёл некоторое время отшельником в горах. Он также совершил паломничество в Иерусалим — серьёзное предприятие в мире XII века. По легенде, именно видение Иерусалима вдохновило его на создание «Нового Иерусалима» в Эфиопии, особенно после того, как в 1187 году город был отвоёван мусульманами у крестоносцев.
После завершения строительства церквей Лалибела отрёкся от престола и стал отшельником, поселившись в пещере и питаясь только кореньями и овощами. Эфиопская Православная церковь канонизировала его, и он почитается как святой.
Хотя широко отмечается, что Эфиопия стала христианским царством в четвёртом веке при царе Эзане, христианство, вероятно, не исповедовалось большинством населения даже в средние века. Обращение царя Эзаны мало повлияло на жизнь простых крестьян. Распространение христианства происходило медленно, хотя цари Эфиопии регулярно спонсировали миссионерские усилия, строили церкви, поощряли проповедников и расширяли подвластные территории.
По сравнению с более ранними и поздними периодами истории Эфиопии, о правителях династии Загуэ известно сравнительно мало. Даже точные даты правления Лалибелы продолжают вызывать споры среди историков. Большая часть сведений о Загуэ получена от тех, кто считал их узурпаторами. Примечательно, что, несмотря на враждебное отношение к династии Загуэ, Лалибела, как и ещё два правителя этого дома, был канонизирован эфиопской церковью — свидетельство признания их религиозных заслуг.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Каменные церкви Лалибелы
- Хранение картин
- Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.
- Вторая жизнь старинных полотен в украинском Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко
- Фото-исследование Анатолия Тараненко «Хорошо там, где нас нет»
- Сохранение сокровищ итальянского Возрождения превратилось в гонку со временем
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?