Лазарь читать ~2 мин.
Свидетельства о христианском святом Лазаре из Вифании (на иврите: אֶלְעָזָר, Элеазар, что означает «Бог помог») содержатся в Евангелии от Иоанна. На Востоке его праздник, известный как «Лазарева суббота», отмечается перед Вербным воскресеньем. На Западе его память традиционно совершалась 17 декабря, однако в современном римском календаре она перенесена на 29 июля и отмечается вместе с его сёстрами Марфой и Марией.
В 11-й главе Евангелия от Иоанна Лазарь описывается как житель деревни Вифания, расположенной менее чем в трёх километрах от Иерусалима, где он жил со своими сёстрами. Согласно повествованию, Лазарь заболел, и сёстры послали за Иисусом. Тот намеренно медлил и пришёл в Вифанию лишь через четыре дня после смерти Лазаря.
Когда Иисус наконец приблизился к деревне, его встретила Марфа. На её упрёк Иисус произносит знаменитые слова: “Я есмь воскресение и жизнь”. После этого он, глубоко скорбя, просит отвести его ко гробу. Увидев пещеру, где был погребён Лазарь, Иисус велел отвалить камень и воззвал к умершему. Тот вышел из гробницы, обвитый погребальными пеленами, и Иисус повелел развязать его.
Это чудо стало кульминацией общественного служения Христа и последним великим знамением перед Его Страстями. Именно весть о воскрешении Лазаря, как сообщает Евангелие, окончательно убедила иудейских первосвященников и фарисеев в необходимости убить Иисуса, чтобы остановить растущее число его последователей.
Позднейшие предания по-разному описывают жизнь Лазаря после воскрешения. Согласно восточной легенде, он был вынужден бежать от преследований. Его вместе с сёстрами посадили в лодку без вёсел и руля и пустили в открытое море. Они чудесным образом причалили к берегам Кипра, где Лазарь стал первым епископом города Китион (современная Ларнака) и прожил ещё тридцать лет. Западная версия предания гласит, что лодка причалила к берегам Прованса во Франции, где Лазарь стал первым епископом Марселя.
Мощи святого также стали предметом различных традиций. В Ларнаке почитается гробница, где, по преданию, Лазарь был похоронен во второй раз. В IX веке часть мощей была перенесена в Константинополь. В то же время на Западе утверждали, что мощи святого находятся в Отёне (Франция), куда они были перенесены из Марселя.
В средневековой литературе образ Лазаря приобрёл неожиданную трактовку. Он стал не столько символом надежды на воскресение, сколько свидетелем неотвратимости смерти и ужаса загробного суда. В литературе XX века его образ иронически переосмыслен в романе Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа» (1955), где воскресший Лазарь всё ещё несёт на себе следы четырёхдневного тления.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Лазарева суббота
- В Токио открылась выставка картин Эль Греко
- Никас Сафронов открыл масштабную выставку своего творчества в Историческом музее столицы
- Выставка «Семья Николая II в портретах греческого скульптора Никоса Флороса»
- Максимов Евгений Николаевич. «Наследие»
- Международная выставка-конкурс и пленэры в Никосии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?