Литургический год восточного православия читать ~7 мин.
Восточные православные церкви и Римско-католическая церковь, две основные общины в рамках более широкой христианской традиции, начали расходиться в течение столетий после великих экуменических соборов и официально разделились в 11 веке, когда папа (епископ Рима) и архиепископ Константинополя взаимно отлучили друг друга. К этому времени в их литургических календарях появились разнообразные различия (в большинстве своём относительно незначительные).
Эти различия были значительно преувеличены благодаря действиям папы Григория XIII, который в 1582 году провёл реформу западного календаря, удалив 10 дней в месяце октябре. Неточности в старом юлианском календаре привели к смещению весеннего равноденствия (которое должно было наступить 21 марта) на 10 марта. Эта дата имела большое значение, поскольку расчёт даты Пасхального воскресенья был привязан к весеннему равноденствию. Удалив 10 дней из календаря в октябре, он смог соединить 21 марта и весеннее равноденствие, и с последующим улучшением точности астрологических расчётов календарь Григория превратился в современный календарь общей эры, который сегодня используется почти повсеместно правительствами стран мира.
Восточные церкви не были впечатлёны реформой Григория и сохранили юлианский календарь. Таким образом, дни, в которые отмечались главные церковные праздники, продолжали расходиться век за веком. Однако к концу XIX века внутри православных церквей стало нарастать давление с целью пересмотра календаря.
Это давление началось с развитием более глобализованной торговли, кульминацией которой стало соглашение 1884 года между правительствами ряда стран (включая Турцию) об установлении международной линии перемены дат и стандартного дня, начинающегося в полночь. Экуменический патриарх, номинальный глава восточного православия, проживает в Стамбуле. В то же время различные церкви православия начали испытывать давление со стороны тех, кто переехал на Запад и обнаружил, что дни празднования главных церковных праздников (особенно Рождества и Пасхи) отличаются от дней большинства их соседей-христиан.
В мае 1923 года на синоде, в котором были представлены Вселенский патриархат и Православная церковь Сербии, Вселенский патриарх Мелетий IV предложил пересмотр календаря, который, не принимая григорианских изменений, привёл бы юлианский календарь в практическое соответствие с григорианским календарём, который в то время все ещё медленно переходил в то, что стало календарём общей эры. Это исправление было выполнено в октябре путём исключения 13 дней из юлианского календаря.
В течение следующего полувека большинство других восточных православных церквей приняли пересмотренный календарь, в первую очередь греческий православный патриархат Антиохии и всего Востока и греческий православный патриархат Александрии и всей Африки. К числу основных церквей, отказавшихся принять пересмотренный юлианский календарь, относятся Греческий православный патриархат Иерусалима и Русская православная церковь.
Этот раскол в православии означает, что те церкви, которые продолжают следовать старому юлианскому календарю, будут проводить свои основные праздники на две недели позже, чем Римско-католическая церковь и Вселенский патриархат. Этот раскол наиболее заметен в отношении празднования фиксированной даты каждого года (например, Рождества).
Какого бы календаря ни придерживалась та или иная восточная православная церковь, её литургический год начинается в сентябре (в отличие от конца ноября в Римско-католической церкви) и строится вокруг 13 главных праздников, между которыми существуют определённые постные дни. Эти 13 праздников следующие:
Рождество Марии (8 сентября 8) Воздвижение Креста (14 сентября 14) Вход Марии в храм (21 ноября 21) Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа или Рождество Христово (25 декабря 25) Феофания или Богоявление (6 января 6) Представление Господа в храме (2 февраля 2) Благовещение Марии (1 января 2) Благовещение Марии (2 февраля 3); 2) Благовещение Марии (25 марта) Вход в Иерусалим или Вербное воскресенье (воскресенье перед Пасхой) Пасха (или Пасха) Вознесение (40 дней после Пасхи) Пятидесятница (50 дней после Пасхи) Преображение Господне (6 августа) Успение Марии (15 августа).
Эти основные праздничные дни, которые в основном отмечают события из жизни Иисуса Христа или Пресвятой Девы Марии, далее делятся на два цикла. Первый строится вокруг Рождества, даты, зафиксированной в календаре как 25 декабря, и, следовательно, праздников, которые ежегодно приходятся на одну и ту же дату. Второй цикл строится вокруг Пасхи, которая ежегодно приходится на другую дату, а значит, и праздники, связанные с ней, каждый год приходятся на другой день, хотя всегда находятся на одинаковом расстоянии от Пасхи. Календарь дополняют различные даты, посвящённые жизни и смерти/мученичеству ряда святых.
Церковный год начинается 8 сентября (по юлианскому календарю) или 21 сентября (по общепринятой эре) и продолжается в установленные даты осенних и зимних месяцев. С началом весны, когда дата Пасхи уже вычислена и известна всем, начинается Великий пост, который ведёт к Страстной неделе и Пасхе, кульминации церковного года. Год продолжается дополнительными праздниками, посвящёнными Вознесению Христа, Пятидесятнице и Преображению.
Главный пост в году – Великий пост, который начинается в понедельник (не в Пепельную среду) и длится семь недель, заканчиваясь в пятницу перед Вербным воскресеньем. Для православных пост включает в себя как воздержание от употребления большинства продуктов животного происхождения (мяса, молока и, как правило, рыбы), масла (в том числе кулинарного) и вина, так и повышенную активность в молитве и других духовных дисциплинах. За Великим постом сразу же следуют Лазарева суббота, которая празднует воскресение, подразумеваемое в воскрешении Лазаря Иисусом (Иоанн 11), и праздник Входа Иисуса в Иерусалим, за которыми сразу же следует пост Страстной недели, ведущий к Пасхе/Пасхе.
Апостольский пост начинается в понедельник после первого воскресенья после Пятидесятницы и длится до дня памяти святых Петра и Павла. В зависимости от позднего наступления Пасхи в календарном году, пост может длиться как две недели, так и шесть. Существует двухнедельный пост (с 1 по 14 августа), непосредственно предшествующий Успению Богородицы (Марии, Матери Божией), который посвящён завершению земной жизни Девы Марии, и 40-дневный пост, который начинается 15 ноября и продолжается до Рождества Христова (24 декабря). Существуют однодневные посты в день, предшествующий Богоявлению, а также в день памяти Усекновения главы святого Иоанна Крестителя и в праздник Воздвижения Святого Креста. Те, кто серьёзно занимается религиозной жизнью, также постятся по средам и пятницам.
В православном календаре святых перечислены многочисленные святые почти на каждый день литургического года. Основные святые дни включают в себя празднование памяти различных библейских персонажей, включая апостолов Петра, Павла и Андрея, Иоанна Крестителя, архангела Михаила и еврейского Ветхого Завета (святой Илья, или Илия). К ним присоединяется относительно небольшое число святых, которые были причислены к «равным апостолам» в знак признания их вклада в расширение церкви.
Множество людей, которые, как и большинство апостолов, стали мучениками за веру, были причислены к лику святых, и их память вспоминалась в день их смерти (также рассматриваемый как день их возрождения на небесах или входа на них). В более поздние века тех святых, которые умерли естественной смертью, также вспоминали/памятовали в день их смерти. Основные дни святых в православном календаре включают:
Юлианский календарь Святые Пересмотренный юлианский календарь 25 января 25 февраля 7 января 30 января 30 февраля 12 марта 9 марта 9 марта Сорок Севастийских мучеников 22 марта 21 марта 21 марта Праздник императора Константина; 21 Праздник императоров Константина и Елены Апрель 3 Апрель 23 Святой Георгий Чудотворец Май 6 Май 11 Святые Кирилл и Мефодий Май 24 Июнь 24 Иоанн Предтеча, Рождество Июль 7 Июнь 29 Святые Петр и Павел Июль 12 Июль 15 Святой Владимир Июль 28 Июль 20 Святой Илья Август 2 Август 29 Иоанн Предтеча, Усекновение главы Сентябрь 11 Октябрь 26 Святой Димитрий Мученик Ноябрь 8 Ноябрь 8 Святой Михаил и ангельское воинство Ноябрь 21 Ноябрь 13 Святитель Иоанн Златоуст Ноябрь 26 декабря 6 Святитель Николай Чудотворец Декабрь 19 декабря 17 Святитель Андрей Декабрь 30 декабря 27 Святитель Стефан Январь Дополнительные святые, некоторые из которых особенно отождествляются с определённой страной или языковой группой, включают:
12 января 12 января Святая Татьяна (Россия) 25 января 14 января Савва (Сербия) 27 января 14 января Нино (Грузия) 27 января 27 июля 8 июля Эпиктет Пресвитер и Астион (Румыния) 21 июля 21 августа 9 августа Климент Охридский (Македония, Болгария) 2 августа 2 августа
Восточная православная церковь определила первое воскресенье после Пятидесятницы как День всех святых, в который отмечаются все люди, достигшие святости. В субботу перед началом Великого поста православные церкви отмечают День всех душ – общее поминовение всех усопших, умерших в вере. Служба может проводиться в доме, в церковном святилище или на могиле, и может быть адресована отдельному члену семьи или всем членам церкви. Служба «Всех душ» может проводиться до четырёх раз в год, но всегда в субботу, в память о том, что Христос покоился во гробе между распятием и Пасхой.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?