Литургический год восточного православия читать ~6 мин.
Восточные православные церкви и Римско-католическая церковь — две крупнейшие общины в христианской традиции — начали расходиться в течение столетий после великих вселенских соборов. Официальный разрыв, известный как Великая схизма, произошёл в XI веке, когда папа римский и патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме. К этому времени в их литургических календарях уже накопились некоторые различия, в большинстве своём незначительные.
Эти расхождения усугубились после реформы, проведённой папой Григорием XIII в 1582 году. Он реформировал западный календарь, «удалив» 10 дней в октябре. Неточности старого, юлианского, календаря привели к смещению дня весеннего равноденствия с 21 на 10 марта. Эта дата имела ключевое значение, поскольку к ней был привязан расчёт дня празднования Пасхи. Убрав 10 дней, папа Григорий XIII восстановил соответствие между 21 марта и весенним равноденствием. Благодаря улучшенным астрономическим расчётам григорианский календарь стал тем стандартом, который сегодня используется правительствами почти во всём мире.
Восточные церкви не приняли григорианскую реформу и сохранили юлианский календарь. Из-за этого даты главных церковных праздников продолжали расходиться с каждым столетием. Однако к концу XIX века внутри православных церквей стало нарастать движение за пересмотр календаря.
Этому способствовало развитие глобальной торговли, кульминацией которого стало соглашение 1884 года об установлении международной линии перемены дат и стандартного времени. Кроме того, многие православные верующие, переехавшие на Запад, столкнулись с тем, что их главные праздники, особенно Рождество и Пасха, не совпадали с датами, принятыми у их соседей-христиан.
Реформа календаря и её последствия
В мае 1923 года на синоде, где присутствовали представители Вселенского патриархата и Сербской православной церкви, Вселенский патриарх Мелетий IV предложил пересмотреть календарь. Целью было, не принимая григорианский календарь напрямую, привести юлианский в практическое соответствие с ним. Эта поправка была реализована в октябре того же года путём исключения 13 дней из юлианского календаря. Так появился новоюлианский календарь.
В течение следующих десятилетий большинство восточных православных церквей приняли новоюлианский календарь. Среди них были Антиохийский и Александрийский патриархаты. Однако Иерусалимский патриархат и Русская православная церковь, а также некоторые другие, отказались от реформы и продолжают использовать старый юлианский календарь.
Этот раскол означает, что церкви, придерживающиеся старого юлианского календаря, отмечают неподвижные праздники (такие как Рождество) на 13 дней позже, чем церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, и Римско-католическая церковь. Расчёт даты Пасхи и связанных с ней подвижных праздников при этом остаётся единым для всех православных церквей.
Структура литургического года
Независимо от используемого календаря, литургический год в Православной церкви начинается 1 сентября (14 сентября по новому стилю), в отличие от конца ноября в Римско-католической церкви. Годовой круг богослужений строится вокруг 13 главных праздников и нескольких постов.
Двунадесятые праздники и Пасха
Эти праздники посвящены ключевым событиям из земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Пасха, или Воскресение Христово, является главным христианским праздником. Остальные двенадцать, называемые двунадесятыми, делятся на два цикла:
Неподвижные праздники, даты которых фиксированы:
❶ Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября
❷ Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября
❸ Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря)
❹ Рождество Христово — 25 декабря (7 января)
❺ Крещение Господне (Богоявление) — 6 (19) января
❻ Сретение Господне — 2 (15) февраля
❼ Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля)
❽ Преображение Господне — 6 (19) августа
❾ Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа
Подвижные праздники, даты которых зависят от дня празднования Пасхи:
❿ Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — воскресенье перед Пасхой
⓫ Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи
⓬ День Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Пасхи
Богослужебный год начинается с осенних и зимних праздников. С наступлением весны после вычисления даты Пасхи начинается Великий пост, который подводит верующих к Страстной седмице и кульминации всего года — Воскресению Христову. Год продолжается праздниками Вознесения, Пятидесятницы и Преображения.
Посты
В православной традиции установлено четыре многодневных поста, а также посты по средам и пятницам в течение года и три однодневных поста.
Главным постом является Великий пост. Он начинается в Чистый понедельник (а не в Пепельную среду, как на Западе) и длится семь недель. Пост включает как воздержание от продуктов животного происхождения (мяса, молочных продуктов, яиц), масла и вина, так и усиленную молитву и другие духовные упражнения. Великий пост завершается Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем, за которыми следует строгий пост Страстной седмицы.
Апостольский (Петров) пост начинается через неделю после Пятидесятницы и заканчивается в день памяти святых апостолов Петра и Павла (29 июня / 12 июля). Его продолжительность варьируется от восьми дней до шести недель в зависимости от даты Пасхи.
Успенский пост длится две недели, с 1 (14) по 14 (27) августа, и предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Рождественский (Филиппов) пост продолжается 40 дней, с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января).
Однодневные посты установлены в Крещенский сочельник, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в праздник Воздвижения Креста Господня.
Почитание святых
Православный календарь (месяцеслов) содержит имена святых почти на каждый день года. Особо чтутся библейские персонажи: апостолы Пётр, Павел и Андрей, Иоанн Креститель, архангел Михаил и ветхозаветные пророки, такие как святой Илия. К ним присоединяются святые, прославленные как равноапостольные за их вклад в распространение веры.
Множество святых были мучениками за веру, и их память совершается в день их смерти, который считается днём их рождения для вечной жизни. Позднее стали почитать и святых, умерших естественной смертью.
Основные дни памяти святых
Даты указаны по новому стилю (григорианский / новоюлианский календарь) и в скобках по старому (юлианский календарь):
Сорок Севастийских мучеников — 22 (9) марта
Святой Георгий Победоносец — 6 мая (23 апреля)
Равноапостольные Константин и Елена — 3 июня (21 мая)
Равноапостольные Мефодий и Кирилл — 24 (11) мая
Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля (24 июня)
Святые апостолы Пётр и Павел — 12 июля (29 июня)
Равноапостольный князь Владимир — 28 (15) июля
Святой пророк Илия — 2 августа (20 июля)
Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября (29 августа)
Святой Димитрий Солунский — 8 ноября (26 октября)
Собор Архистратига Михаила — 21 (8) ноября
Святитель Иоанн Златоуст — 26 (13) ноября
Святитель Николай Чудотворец — 19 (6) декабря
Апостол Андрей Первозванный — 13 декабря (30 ноября)
Первомученик Стефан — 9 января (27 декабря)
Существуют также святые, особо почитаемые в определённых странах:
Святая мученица Татьяна (Россия) — 25 (12) января
Святитель Савва (Сербия) — 27 (14) января
Равноапостольная Нина (Грузия) — 27 (14) января
Святые Епиктет и Астион (Румыния) — 8 июля
Святитель Климент Охридский (Болгария, Северная Македония) — 9 августа (27 июля)
Восточная православная церковь установила первое воскресенье после Пятидесятницы как Неделю Всех святых, когда прославляются все люди, достигшие святости. А в субботу перед Великим постом (Мясопустную родительскую субботу) совершается общее поминовение всех усопших, умерших в вере. Поминальные службы могут проводиться несколько раз в год, всегда по субботам, в память о покое Христа во гробе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?