Максим Исповедник читать ~3 мин.
Максим Исповедник (греч. Μάξιμος ὁ Ὁμολογητής; ок. 580–13 августа 662), также известный как Максим Богослов, — христианский монах, богослов и мученик. Его почитают как одного из отцов Церкви, а вклад в византийское богословие был настолько значителен, что его называют «отцом византийского богословия».
Максим родился около 580 года в знатной константинопольской семье. Он получил превосходное образование, включавшее изучение философии и риторики. Сведения о его жизни становятся более определёнными, когда он занял высокий пост первого секретаря (протоасикрита) в канцелярии при императоре Ираклии. Около 614 года Максим оставил государственную службу и поступил в монастырь в Хрисополе (ныне Ускюдар, район Стамбула), со временем став его игуменом. Позже, в поисках более строгой аскетической жизни, он перешёл в монастырь Святого Георгия в Кизике (современный Эрдек, Турция).
Находясь в Кизике, Максим начал свою писательскую деятельность, создав такие труды о духовной жизни, как «Главы о любви». В 626 году, спасаясь от нашествия персов, Максим покинул Кизик и после долгих странствий обосновался в Северной Африке. В Карфагене он стал учеником святого Софрония, который в 634 году был избран патриархом Иерусалимским.
Богословская деятельность Максима в Карфагене развернулась на фоне острых христологических споров. Император Ираклий, стремясь достичь религиозного единства в империи для противостояния внешним врагам, продвигал учение монофелитства. Эта доктрина была компромиссом, призванным примирить православных-халкидонитов с монофизитами. Монофелиты признавали в Христе две природы (божественную и человеческую), но утверждали наличие лишь одной, божественной воли.
Максим Исповедник твёрдо выступил против монофелитства, считая его завуалированной формой монофизитства. Он утверждал, что отрицание человеческой воли во Христе умаляет полноту его человеческой природы и, следовательно, ставит под угрозу спасение. По учению Максима, поскольку Христос имел две полноценные природы, он обладал и двумя волями — божественной и человеческой, — которые действовали в полном согласии. Воплощение он рассматривал как центральное событие вселенской истории.
Активная защита Максимом учения о двух волях вызвала гнев императора Константа II. В 648 году император издал указ «Типос», запрещавший любые споры о волях во Христе. Максим отказался подчиниться, считая это посягательством на истину веры. В 653 году по приказу императора его арестовали в Риме и доставили в Константинополь для суда.
Суд состоялся в 655 году. Максима обвиняли в заговоре против императора и неподчинении его воле. В ответ на требования замолчать Максим, согласно протоколу, со слезами бросился на землю и сказал: “Пусть добрый и благочестивый государь не обижается на моё смирение. Я не могу огорчить Бога, умолчав о том, что Он повелел нам говорить и исповедовать”. Он настаивал, что император не имеет власти вмешиваться в догматические вопросы.
Максима приговорили к ссылке во Визе (Фракия, современная Турция). В то время ему было около 75 лет. Несмотря на лишения и уговоры посланников императора, он не отрёкся от своих убеждений. В 662 году его и двух его учеников снова привезли в Константинополь на суд. Максима предали анафеме, после чего ему отрезали язык и отрубили правую руку. Его сослали в Лазику (на территории современной Грузии), где он и скончался 13 августа 662 года.
Хотя Максим умер в изгнании, его богословское наследие оказалось триумфальным. На Шестом Вселенском соборе в Константинополе (680–681) монофелитство было осуждено как ересь, а учение Максима о двух волях во Христе утверждено как православная догма. За свою твёрдость в исповедании веры он по праву получил эпитет «Исповедник». Его труды, особенно учение об обожении (теозисе), оказали огромное влияние на всё последующее восточно-христианское богословие.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?