Максим Исповедник читать ~3 мин.
Максим Исповедник, также известный как Максим Богослов, был христианским монахом, богословом и мучеником. Отец византийского богословия», Максим родился около 580 года в знатной семье в Константинополе. Максим, несомненно, получил прекрасное образование, но о ходе его жизни стало известно что-то определённое лишь к тридцати годам. Примерно к 618 году Максим оставил свою должность в императорской канцелярии и поступил в монастырь в Хрисополисе (за пределами Константинополя), став со временем его настоятелем. Через несколько лет после этого удаления, стремясь к более аскетической набожности, Максим присоединился к монастырю Святого Георгия в Кизикусе (современный Эрдек).
Находясь в Кизикусе, Максим начал писать, в том числе сочинения о духовной жизни, такие как «Столетия о любви». Вскоре, обращённый в бегство персидским нашествием, Максим поселился в Северной Африке и вскоре стал учеником святого Софрония, который в 634 году был избран патриархом Иерусалимским. Находясь в Карфагене, Максим написал большую часть своих богословских трудов, в центре которых была его упорная защита ортодоксальной христологии перед лицом многочисленных гетеродоксальных учений о личности и истинной природе Иисуса Христа.
Максим считал воплощение центральным событием в человеческой и вселенской истории. В связи с этим Максим особенно активно выступал против ереси монофелитства, которая настаивала на единственности воли и энергии Христа: одна личность, одна воля, одна природа, соединённые в совершенном союзе. Максим твёрдо считал, что отрицание двойственности воли и энергии Христа несостоятельно, поскольку оно неизбежно угрожало бы спасению самой человеческой воли коллективного человечества.
Выступление Максима против монофелитства вызвало неодобрение императора, который запретил всякое обсуждение этой темы. Максим был арестован по императорскому приказу в 653 году, но к 655 году его отправили в Константинополь, поскольку его считали духовным лидером восточного христианства. Стенограмма его первого суда показывает, что Максима обвиняли в том, что он постоянно участвовал в восстании против императорской воли, устраивая заговоры против императора и отказываясь хранить молчание относительно ортодоксального учения о волях и энергиях Христа.
В протоколе судебного заседания, в частности, говорится: «Тогда раб Божий (т.е. Максим) со слезами бросился на землю и сказал: «Пусть добрый и благочестивый государь не обижается на моё смирение. Я не могу огорчить Бога, умолчав о том, что Он повелел нам говорить и исповедовать"». Максим также настаивал, несмотря на неоднократные пытки, что император не имеет власти обращаться к догматическим и богословским вопросам или руководить ими.
Максим был приговорён к ссылке в Бизье, Фракия (сейчас на границе Турции и Болгарии), но без провизии и средств помощи. В то время Максиму было 75 лет. Холод и голод мучили Максима, а также частые визиты епископов и консулов, посланных по приказу императора, чтобы заставить страдающего монаха отказаться от императорской воли и прекратить защиту единой церкви. Максим отказался, и в 662 году он вместе со своими учениками снова предстал перед судом в Константинополе. На этом суде Максим был предан анафеме и изуродован: Ему отрезали язык и правую руку. Затем Максима снова отправили в ссылку, на этот раз в Лазику на Чёрном море, и там он умер 13 августа 662 года.
Его смерть не была оплакана официальными властями; однако на шестом Вселенском соборе в Константинополе в 680 году его учение о двух волях во Христе, учение, за которое он был замучен и умер и за которое ему по праву был присвоен эпитет «исповедник» (истинного учения христианской веры), было официально принято.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?