Мария Магдалина читать ~3 мин.
Мария Магдалина (ивр. מרים המגדלית, Мириам из Магдалы) — одна из самых преданных последовательниц Иисуса Христа в Новом Завете. В христианской традиции её образ — это в первую очередь образ кающейся грешницы, который прочно ассоциируется с Великим постом — периодом скорби о грехах, предшествующим Пасхе. Её святость основана на покаянии и милосердии — добродетелях, которые считаются лекарством для измученной грехом души.
В католической традиции Мария Магдалина считается покровительницей кающихся грешников, женщин, фармацевтов, а также тех, кто подвергся гонениям за веру. В западном христианстве, во многом благодаря проповеди папы Григория Великого в VI веке, её образ слился с образами безымянной грешницы, омывшей ноги Христу в доме Симона-фарисея (Лк. 7:36-50), и Марии из Вифании, сестры Лазаря. Позднее её также стали отождествлять с женщиной, уличённой в прелюбодеянии (Ин. 8:1-11). Несмотря на раскаяние, чувственность Марии Магдалины часто остаётся одной из её характерных черт, что находит отражение в иконографии: её изображают с длинными распущенными, часто рыжими волосами и в богатых одеждах, символизирующих её прошлую жизнь.
Сам Новый Завет даёт о Марии Магдалине не так много информации. Её имя упоминается в Евангелиях около 12 раз. Из этих отрывков мы узнаём, что Христос изгнал из неё семь бесов (Лк. 8:2). Все четыре Евангелия свидетельствуют, что она присутствовала при распятии и была одной из первых, кто узнал о Воскресении. Именно Мария Магдалина стала первой, кому явился воскресший Христос, и именно ей было поручено возвестить эту весть апостолам. За это в христианской традиции её стали называть «апостолом апостолов».
Тем не менее в западном искусстве, литургии и литературе гораздо большее распространение получил образ кающейся Магдалины, а не «апостола апостолов». Этот образ тесно связан с безымянной грешницей из Евангелия от Луки (Лк. 7:36-50), которая омыла ноги Христу слезами и отёрла их своими волосами. Слёзы этой женщины стали олицетворять покаяние как отдельного христианина, так и всей Церкви. В искусстве позднего Средневековья и раннего Возрождения скорбь Марии Магдалины всё чаще изображалась как экстатическое переживание, что ещё больше сближало её покаяние с чувственностью. Покаяние Марии Магдалины подчёркивает одно из фундаментальных условий христианской святости: скорбь о собственных грехах, которая позволяет осознать разрыв между человеческим и божественным и порождает стремление быть с Богом превыше всего.
Покаяние Марии Магдалины, согласно средневековым легендам, привело её к отшельнической жизни. Эта ассоциация возникла из-за её отождествления с другой евангельской Марией — Марией из Вифании, сестрой Марфы. В Евангелии от Луки (Лк. 10:38-42) описан эпизод, где Мария предпочла слушать учение Христа, в то время как её сестра Марфа занималась домашними хлопотами. Христос похвалил Марию, сказав, что она «избрала благую часть». Так образы Марфы и Марии стали символизировать два пути христианской жизни: vita activa (жизнь деятельная, полная повседневных забот) и vita contemplativa (жизнь созерцательная, сосредоточенная на молитве и медитации). Образ Марии Магдалины, объединивший в себе черты Марии из Вифании, показывал верующим, что созерцательная жизнь, центром которой является покаяние, доступна не только монахам, но и мирянам.
В то же время «активная» роль Марии Магдалины как проповедницы для церковных лидеров и богословов была куда более спорной моделью святости. В Средние века и в раннее Новое время были широко известны не только евангельские сюжеты, но и легенды, описывающие, как после Вознесения Христа Мария Магдалина проповедовала в Галлии (современной Франции).
- Некоторые христианские движения позднего Средневековья, например лолларды в Англии, ссылались на пример Марии Магдалины, утверждая, что проповедь является законным проявлением благочестия, доступным и для мирян, в том числе для женщин. Подобные взгляды вступали в прямое противоречие с доктриной, согласно которой право проповедовать и совершать таинства принадлежало исключительно рукоположённому мужскому духовенству. Таким образом, пример Марии Магдалины вдохновлял (и продолжает вдохновлять) христиан оспаривать устоявшиеся представления о гендерных и социальных ролях, а также исключительные права духовенства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?