Маронитская католическая церковь читать ~4 мин.
Маронитская католическая церковь, одна из Восточных католических церквей, находящихся в общении с Римско-католической церковью, возникла благодаря харизматическому служению преподобного Марона (Мар Марон, ок. 350–410) — христианского святого и монаха-отшельника IV — V веков. Вокруг него собралась религиозная община на территории современной Сирии. Его последователи основали монастырь между Апамеей и Эмессой (современной Хомс), к западу от Антиохии. Когда в этот район пришли арабы-мусульмане в VII веке, община постепенно переселилась в горные районы Ливана и выжила как относительно изолированная христианская община. Из числа своих епископов они избрали лидера, который принял титул патриарха Антиохии и всего Востока.
Избрание собственного патриарха произошло в 687 году, когда первым маронитским патриархом стал Иоанн Марон (ум. ок. 707). Это событие было связано с арабским завоеванием региона и утратой связи с Константинополем, где на VI Вселенском соборе было осуждено монофелитство — учение о единой воле Христа, которого придерживались марониты. Иоанну Марону приписывается ряд важных для маронитской церкви сочинений, включая чин маронитской литургии.
После создания в XII веке королевства крестоносцев со штаб-квартирой в Антиохии руководители маронитской церкви вступили в контакт с епископами Римско-католической церкви. В 1182 году марониты подтвердили своё единство с Римом. Они сохранили свою сирийскую литургию с изменениями, чтобы привести её в соответствие с Римской церковью, и утвердили те верования Римско-католической церкви, которые отличали её от восточных православных церквей. Изолированные марониты считали, что они никогда не прерывали общения с Римом, хотя активных отношений не существовало с момента прихода ислама в регион.
В XVI веке родина маронитов была включена в состав Османской империи. Община периодически подвергалась гонениям со стороны турецких властей. Наиболее трагические события произошли в 1860 году в рамках друзско-маронитского конфликта и резни христиан в Сирии. В ходе этих событий было убито около 20 000 человек, в основном христиан, разрушено 380 христианских деревень и 560 церквей. В Дамаске погибло от 2 до 6 тысяч христиан. Эти массовые убийства привели к вмешательству французских войск в регион и формальному установлению французского контроля над Ливаном после Первой мировой войны.
После трагических событий 1860 года марониты начали массовую миграцию за пределы своей родины. К концу XIX века они основали эмигрантские общины в Северной и Южной Америке и Австралии. Создание независимого Ливана в 1943 году и гражданская война, начавшаяся в 1975 году, ещё больше способствовали миграции. Сегодня маронитская диаспора превышает по численности общину в самом Ливане.
Согласно современным данным, общая численность Маронитской церкви составляет более 3,5 миллионов человек. В самом Ливане проживает около 930 тысяч маронитов, что делает их крупнейшей христианской общиной страны. Значительные общины существуют в Аргентине (700 тысяч), Бразилии (500 тысяч), США (200 тысяч), Мексике и Австралии (по 150 тысяч), Канаде (80 тысяч). Церковь имеет 1033 прихода и 1359 священников под руководством 41 епископа.
Церковь структурно организована в 13 епархий в Ливане и ещё 10 епархий в соседних странах и по всему миру. Зарубежные епархии существуют на Кипре, в Сирии, Израиле, Египте и Судане, Франции, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Мексике и Австралии. Также имеются апостольские экзархаты в Западной и Центральной Африке, Колумбии и патриарший экзархат в Палестине и Иордании.
Церковь возглавляет патриарх Бешара Бутрос ар-Раи (البطريرك بشارة بطرس الراعي; род. 1940), который был избран в 2011 году и получил кардинальскую шапку в 2012 году. Его официальный титул — «Его Блаженство семьдесят седьмой Патриарх Антиохии и Всего Леванта». Предыдущий патриарх Насралла Бутрос Сфейр (نصر الله بطرس صفير; 1920–2019) возглавлял церковь с 1986 по 2011 год, получив кардинальское достоинство в 1994 году.
Церковь поддерживает развитую образовательную систему. Университет Святого Духа в Каслике предлагает высшее богословское образование и является важным центром маронитской учёности. В Риме функционирует маронитский колледж, основанный в 1584 году. Церковь также спонсирует две семинарии и поддерживает обширную сеть школ и учебных заведений.
В церкви действует несколько монашеских орденов и конгрегаций, включая миссионерскую общину — Маронитско-ливанские миссионеры. Марониты активно участвуют в работе Ближневосточного совета церквей и поддерживают тесные связи с другими христианскими церквами в регионе. В отличие от большинства восточно-обрядовых церквей, связанных с Римско-католической церковью, маронитская церковь не имеет параллельной восточно-православной структуры, поскольку марониты традиционно считают, что никогда не прерывали общения с Римом.
- Мировые религии
- Мировые религии – дополнительные материалы
- Религия на Кипре
- «Горькая сторона сладкого» Тары Салливан, краткое содержание
- «Memento M» от Марики Майоровой в Галерее на Каширке
- Выставку книжной графики «Сказочники», отрывшуюся в ГМИИ им. Пушкина посвятили Году литературы
- «Выгуливание молодого вина». Павел Обух
- Выставка «Блик на Солнце»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?