Маундальный четверг читать ~4 мин.
Великий четверг или Святой четверг – это четверг празднования последней недели земной жизни Иисуса Христа, которая началась с его входа в Иерусалим и закончилась арестом, смертью на распятии и воскресением. В этот день Христос провёл последний ужин, еврейскую пасхальную трапезу, со своими 12 близкими учениками, апостолами. Это событие упоминается в различных отрывках Нового Завета и является важным событием в конце каждого из Евангелий.
На основании описаний в Евангелиях христианская церковь разработала празднование того, что различные деноминации называют Евхаристией, Вечерей Господней или Святым Причастием. Этот обряд регулярно повторяется некоторыми группами как каждый день, так и реже, чем раз в год. Большинство протестантских групп совершают его ежемесячно, некоторые – ежеквартально. В разных группах он является частью регулярной еженедельной воскресной церковной службы.
Разные церкви также по-разному относятся к Вечере Господней. Большинство литургических церквей, включая римско-католическую, восточно-православную и большинство лютеранских и англиканских церквей, верят в так называемое реальное присутствие, что Христос действительно присутствует в хлебе и вине после произнесения так называемых установительных слов. Эти церкви несколько по-разному объясняют природу этого реального присутствия.
Церкви реформатской традиции (пресвитерианская, конгрегациональная, методистская) верят в реальное духовное присутствие, которое верующий воспринимает верой. Эта позиция позволяет сохранить сакраментальный элемент, но порицает и отбрасывает любой оставшийся магический элемент в литургической позиции. Церкви, вышедшие из позиции свободной церкви, отбросили всякий намёк на таинство. Они верят, что Вечеря Господня – это таинство, которое нужно совершать, потому что Иисус сказал хранить его в память о Нем. Проводя Вечерю Господню, они вспоминают то, что сделал Иисус.
Однако на этой трапезе Иисус также ввёл сакраментальную практику омовения ног. Омовение ног было обычным явлением, учитывая сухой климат, но это была обязанность рабов и слуг. Иисус взял эту обычную практику и изменил её значение:
Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его отойти из мира сего к Отцу Своему, возлюбив своих, бывших в мире, возлюбил их до конца. И во время ужина дьявол уже вложил в сердце Иуды Искариота, сына Симона, предать Его. Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу идёт, встал от вечери и, отложив одежду Свою, взял полотенце и препоясался. Потом налил воды в умывальник и начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем, которым был препоясан.
Ритуал разделения хлеба и вина стал регулярным событием, интегрированным в церковную жизнь, а омовение ног стало ежегодным событием, связанным с празднованием Великого четверга. В действительности, название «Великий четверг» происходит от латинских слов, которыми открывается обряд омовения ног. С годами эта практика менялась.
С эпохи Реформации и до 1955 года обряд омовения ног публиковался в Великий четверг в качестве сераля после евхаристической службы. С 1955 года в Католической церкви они совершаются вместе. Месса, на которой Папа омывает ноги небольшому кругу избранных участников, является главным событием Страстной недели в Риме. Подобной практики придерживаются и в восточных церквях.
В традиции свободной церкви, начавшейся с анабаптистов, сакраментальный характер Вечери Господней был отброшен, но в то же время при чтении Писания было обнаружено значение, придаваемое омовению ног. Омовение ног стало третьим таинством рядом с Крещением и Вечерей Господней и регулярно практиковалось как часть поклонения. Это стало отличительным элементом в жизни многих баптистских групп.
Другие протестанты также вновь открыли для себя омовение ног, но не считали его таким же сакраментальным, как Вечеря Господня. Они практиковали его время от времени, часто как часть ритуала в Великий четверг. В современной церкви оно периодически возобновляется как знак обновления церкви с акцентом на его роли как знака смирения и средства углубления уровня общения между членами церкви.
В католической традиции после службы в Великий четверг с церковного алтаря снимаются все одежды в знак того, что Христос был раздет перед пытками после ареста.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?