Апостолы Кирилл и Мефодий читать ~5 мин.
Вероятно, самыми важными людьми в распространении православного христианства среди славянских народов были два брата, святые Мефодий и Кирилл. Их самым значительным вкладом была разработка системы письменности, с помощью которой христианские писания могли быть записаны на языке славян. Хотя кириллица, названная в честь Кирилла, обычно ассоциируется с этими двумя братьями, сегодня широко распространено мнение, что Мефодий и Кирилл на самом деле разработали глаголицу. Считается, что глаголица, в свою очередь, послужила основой для кириллицы, наиболее широко используемого сегодня в славянских странах алфавита.
Ранняя жизнь и деятельность
Мефодий и Кирилл родились в Фессалониках, на территории современной Греции. Мефодий родился около 825 года, а Кирилл – около 827 года. (Имя Кирилла первоначально было Константин; имя Кирилл он получил, вероятно, после его смерти). В то время Салоники были одним из величайших византийских городов на Балканах. Мефодий и Кирилл были сыновьями офицера византийской армии по имени Друнгарий и его болгарской жены.
Оба брата переехали в Константинополь, где получили образование и заняли влиятельные должности в империи. Мефодий стал чиновником в славонской части империи на севере Балкан, а позже стал настоятелем монастыря в Полихроне в Малой Азии. Кирилл принял сан в Восточной православной церкви и работал шартофилаксом, или секретарём, Константинопольского патриарха. Кирилл отправился с миссией к хазарам Херсона, города на берегу Чёрного моря, чтобы обратить местное население в христианство. Хотя миссия, по-видимому, не увенчалась успехом, Кирилл изучил там древнееврейский и самаритянский языки.
Миссионеры к славянам и новый алфавит
Примерно в 863 году король Великой Моравии Растислав, небольшого славянского княжества к северу от Византии, попросил византийского императора Михаила III прислать ему посланников для обучения его народа православной вере. Мотивы Растислава могли быть отчасти духовными, но у него были и политические мотивы: на него оказывали давление франкские королевства на западе, которые следовали католической церкви Рима, и он искал союза с Византийской империей, чтобы противостоять этому давлению.
Император отправил Мефодия и Кирилла в Великую Моравию, чтобы удовлетворить просьбы Растислава. В отличие от франкских священников, которые до них настаивали на том, что христианское Писание можно читать только на латыни или греческом, братья взялись за перевод Библии на славянский язык, чтобы люди Растислава могли её понять. Они взяли с собой монахов и набрали помощников среди славянского населения.
Поскольку греческий алфавит не содержал всех звуков, необходимых для записи славянского языка, Кирилл разработал новый алфавит, который, как считается, сейчас известен как глаголица, и который можно было использовать для записи слов на славянском языке. Кирилл не изобрёл кириллицу, которая сегодня используется для записи большинства славянских языков, но его глаголица послужила основой для кириллицы, которая была создана несколько десятилетий спустя, вероятно, последователями Мефодия и Кирилла.
Как только была создана письменность, Мефодий возглавил работу по переводу Библии на старославянский язык. Этот перевод не только проложил путь к массовому обращению славянского населения, но и помог привнести технологию письма в славянский народ и другие славянские группы.
Посещение Рима и смерть Кирилла
Пробыв около четырёх лет в Великой Моравии, Кирилл и Мефодий отправились в Рим в 868 году с группой славянских монахов, которых они набрали. Они были тепло встречены папой, который стремился подчинить славянские страны Римской католической церкви в противовес восточной православной церкви в Константинополе. Кирилла особенно хорошо приняли в Риме, как из-за его обширных познаний и умения владеть языками, так и потому, что он привёз с собой мощи святого Климента Александрийского, которые Кирилл, возможно, приобрёл во время своей миссии к хазарам. Кирилл умер в Риме 14 февраля 869 года.
Последняя жизнь и смерть Мефодия
После смерти брата Мефодий отправился на восток, чтобы продолжить миссионерскую работу со славянами Паннонии, региона к северу от Балкан в районе современной Венгрии. Работа Мефодия вызвала конфликт с епископом Зальцбурга, который формально властвовал над христианской общиной Паннонии. Епископ возражал против того, что Мефодий читал мессы на старославянском языке, что сделало его популярным среди славян Паннонии. Мефодий обратился к папе Адриану II, который назначил его архиепископом Сирмиума около 870 года, тем самым дав ему власть над Паннонией, Великой Моравией и Сербией. Епископ Зальцбурга был разгневан потерей Паннонии и в ответ обратился к восточнофранкскому королю Людовику Немецкому, который приказал отвести Мефодия в плен в Германию.
Мефодий находился в плену в Германии в течение нескольких лет, пока папа Иоанн VIII не приказал немцам освободить его. Мефодий вернулся к своей роли архиепископа Паннонии и Великой Моравии, хотя он не должен был читать мессу на славянском языке; однако, судя по всему, он не соблюдал это ограничение. Мефодий продолжал сталкиваться с враждебностью франкского и швабского влияния в Паннонии, но Иоанн поддерживал его до самой смерти папы в 882 году.
Возможно, после смерти Иоанна Мефодий отправился в Константинополь, чтобы заручиться поддержкой византийского императора. После смерти Мефодия 8 апреля 885 года папа Стефан V, который не поддерживал использование старославянского языка в религиозных церемониях, позволил немецким епископам изгнать последователей Мефодия из Паннонии. Многие из этих священников переселились в Болгарию, где продолжили свою миссионерскую деятельность.
Наследие
Влияние Мефодия и Кирилла было долговременным. Глаголица, разработанная Кириллом, осталась в употреблении, и преемники Кирилла в Болгарии позже использовали её в качестве основы для кириллицы, которая широко используется и по сей день. Успех Мефодия и его последователей в обращении славян в православную веру был не менее значительным; священники, которых обучал Мефодий, продолжали свою миссионерскую работу в славянских общинах, а старославянская Библия, созданная Мефодием и Кириллом, широко распространилась среди славянских общин.
В течение нескольких столетий после миссии Мефодия и Кирилла в Великой Моравии большинство славянских народов обратилось в православную веру. Благодаря своей миссионерской деятельности Мефодий и Кирилл были канонизированы как святые.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?