Миссии читать ~8 мин.
Первой крупномасштабной религиозной миссией в мировой истории была миссия буддистов, которые верили, что послание Будды универсально и поэтому должно быть распространено среди всех народов.
Английское слово «миссия» обозначает человека, «посланного», подразумевая центральную организацию, которая должна заниматься отправкой, особенно обращением людей в религиозные убеждения центрального органа. В действительности, однако, до XVI века мало кто из христианских миссионеров был «послан» каким-либо авторитетом, кроме их собственной убеждённости в том, что они делают Божье дело.
Возможно, феномен обращения других людей в свою религию лучше было бы назвать «евангелизацией» или распространением «добрых вестей», если бы не то, что эти термины имеют такой специфически христианский оттенок. Не все религии занимаются миссионерской деятельностью, и не все, кто это делает, считают своих миссионеров людьми уникальной святости.
Важным условием является вера в то, что другие народы могут принять собственную религию. Поэтому последователи племенных религий, включая большинство религий Африки и Америки и, в некоторой степени, иудаизм, не могут отводить миссионерам центральную роль. Если никто, кроме члена племени, не может присоединиться к нему, вряд ли стоит проповедовать эту религию другим. Это отношение, по-видимому, сыграло важную роль в формировании отношения мусульман к миссионерам как к святым людям. Хотя, безусловно, существовали мусульманские миссионеры, которые посвятили свою жизнь обращению людей других вероисповеданий, они не произвели большого впечатления на агиографическую традицию.
Ислам, когда он восхищается миссионерами, как правило, фокусируется на лидерах внутренней миссии, тех, кто углубляет веру тех, кто уже находится в лоне церкви. Это также побочный эффект природы исламской экспансии, которая в период своего становления была массовой военной экспансией, за которой лишь постепенно последовали усилия по обращению тех, кто был интегрирован в халифат. Одним из немногих мусульманских святых, помимо самого пророка Мухаммада, чья миссионерская деятельность была центральной частью его определения как святого, был суфий Муинуддин Чисти, который сыграл важную роль в обращении коренного населения Индии благодаря своей набожности, учениям и чудесам, включая победу над придворным магом в магическом состязании.
Великие святые миссионеры в большинстве своём буддисты и христиане, хотя следует отметить, что вера бахаи также уделяет особое внимание миссионерской деятельности, и некоторые из её святых людей, включая Марту Рут и Еноха Олингу, наиболее известны как миссионеры. Отношение обеих религий к миссионерам как к святым людям было обусловлено тем, что ни одна из них не была государственной религией в период своего становления. Обе они следовали модели обращения небольших групп, разбросанных по обширным территориям, и лишь позднее столкнулись с феноменом государственной пропаганды обращения. И обе религии рассматривают необходимость обращения других как благо само по себе и как повеление их основателя. Действительно, последним повелением Иисуса, согласно Евангелию от Матфея, было «Идите и научите все народы . . . …», что апостолы и сделали, привлекши большое количество позднейших легенд.
Ещё до появления этих историй самый ранний известный пласт христианства, письма Павла, был написан человеком, который посвятил свою жизнь завоеванию новообращённых в новую религию. В буддизме, согласно легенде, 60 «совершенных» учеников Будды были разосланы по всей Индии для проповеди.
Тем не менее, буддийские и христианские святые миссионеры имеют некоторые интересные различия, которые отражают раннюю структуру двух религий. Особенно примечательно то, что многие из великих миссионеров буддизма известны своей ролью в обучении монахов, а не мирян. Например, Даоань сыграл важную роль в раннем распространении буддизма в Китае. Но его миссионерская деятельность была очень эрудированной: он был особенно известен своей способностью разъяснять сложные священные писания; он писал комментарии; и он изменил принципы перевода индийских текстов на китайский язык.
Японский монах Гёги Босацу выделяется своими усилиями по распространению буддизма среди простых людей. После первоначального обращения монашествующих, второй момент, который отличает многих буддийских миссионеров, заключается в том, что вместо того, чтобы быть «посланными» в чужую страну для обращения других, они часто «посылаются» из маргинальной страны в центр буддизма, где они учатся в течение многих лет, а затем возвращают религиозные знания и распространяют их на своей родине. Хорошим примером является пример японского монаха Эйсая, которому приписывают создание дзен в Японии.
Христианские миссии, напротив, никогда не фокусировались на создании религиозной элиты в принимающей стране, за исключением тех случаев, когда они считали всех христиан «элитой». Действительно, в наше время христианских миссионеров часто критиковали за их нерешительность в создании местного духовенства. И большинство известных христианских миссионеров – это «посланные», в смысле отправляющиеся в чужие земли проповедовать, а не местные жители, которые возвращаются домой с религиозным посланием.
Миссионеры обеих религий чётко осознавали, что обращение короля может принести им тысячекратную отдачу за их усилия, поскольку на убеждённого правителя можно было рассчитывать как минимум в плане защиты дальнейших миссионерских усилий, а то и в плане государственного стимулирования процесса обращения. Таким образом, как только буддисты и христиане получили возможность обратиться к королевским особам, они сделали это.
Первый буддийский царь Индии, Ашока, отправил буддийские миссии, включая своего собственного сына Махинду, который возглавил миссию на Цейлоне примерно в 250 году до нашей эры. Конечно, Махинда направил свои усилия на сингальского царя, обратил его в христианство и подарил ему ветвь дерева бодхи, под которым медитировал Будда Шакьямуни, когда достиг просветления. В благодарность за его учение над останками Махинды был построен зал для медитации.
Официальные миссии религиозного обучения стали обычной чертой дипломатических отношений, что объясняет раннее распространение буддизма в таких местах, как Корея и Япония. Вскоре о лидерах стали слагать легенды. Индийский монах второго века до нашей эры Нагасена, известный своими беседами о буддизме с индо-греческим царём Менандром, по легенде, был призван на землю для выполнения конкретной задачи по обращению грека. Аналогичным образом, длинный ряд христианских миссионеров, начиная с шестого века, направляли свои усилия на правителей. Августин Кентерберийский с его миссией в королевстве Кент – лишь один из примеров.
Однако великими святыми миссионерами были те, чья миссия была выражением их собственной любви к религиозной истине. Августин Кентерберийский, невольная жертва миссионерского рвения папы Григория Великого, никогда не был популярным святым; Патрик, привлечённый в Ирландию, по его словам, голосом самого Бога, поразил воображение миллионов христиан на протяжении веков.
То же самое можно сказать и о буддизме: Придворные миссионеры, такие как Нагасена, живший примерно во втором веке до нашей эры, затмеваются такими фигурами, как центральноазиатский монах Фотученг, который сам отправился на миссионерское поле (хотя и с таким успехом, что обратил в свою веру правителя Китая), или Бодхидхарма, индийский мастер, который отправился в Китай, чтобы распространять учение буддизма, или ряд индийских монахов, таких как Камалашила или Атиша, которые добрались до Тибета.
Из-за того, что в христианстве основной характеристикой святого является акцент на «героических» качествах, а не на обучении, и особенно из-за того, что христиане восхищаются мученичеством – его гораздо легче получить, проповедуя несговорчивым туземцам, – миссионеры занимают очень видное место в рядах христианских святых, больше, чем в любой другой религии. Однако в христианской традиции миссии не придавалось постоянного значения до XVI века, когда создание миссионерских орденов обеспечило постоянное финансирование и работников для миссионерского поля.
Апостолы и Павел выделяются как великие миссионеры ранней церкви, но после этого записи о миссионерской работе исчезают до вторжения германцев в Римскую империю. С тех пор и примерно до 850 года существует длинный ряд великих святых миссионеров, начиная от ирландских странников, таких как Колумбанус, и заканчивая практичными англосаксонскими организаторами, такими как Бонифаций. После этого акцент на монашеской жизни как главной характеристике святости ослабил святые полномочия миссионеров, если только, подобно Адальберту Пражскому, им не посчастливилось быть убитыми на миссионерском поле. Вместо этого, начиная с XIII века, христианское воображение привлекла внутренняя миссия проповедников, прежде всего последователей Доминика и Франциска, которые начали проповедовать своим собратьям-христианам и вскоре оказались вовлечёнными в новую внешнюю миссию.
С приходом в Европу XVI века движения Реформации, особенно в католическом мире, возникло новое понимание того, что внутренняя и внешняя миссия неразрывно связаны. Таким образом, весьма успешное Общество Иисуса Игнатия Лойолы (иезуиты) не только посылало драматичных тайных миссионеров для отвоевания протестантских регионов в Европе (как, например, большинство Сорока мучеников Англии и Уэльса), но и спонсировало весьма успешные миссии во вновь исследованные земли, как, например, деятельность Франциска Ксаверия на Дальнем Востоке.
Этот процесс породил множество мучеников, как на родине, так и за рубежом, побуждая других отправиться на миссионерское поле. Этот процесс не так ярко выражен среди протестантов, которые в формирующемся XVI веке не занимались широкомасштабной миссионерской деятельностью, в основном потому, что протестантские земли не имели большого значения в ранней истории освоения. Однако к XVIII веку протестантские миссионеры, такие как Джон Уэсли, стали активно конкурировать со своими сородичами-католиками. Этот процесс продолжается и по сей день.
Временами миссионеров считали орудием империалистических держав. Однако во многих случаях их признавали как людей, движимых Богом, которые сделали многое для помощи тем, к кому они были посланы, особенно тем, кто относился к культуре, в которую они вошли, с уважением и пониманием. Аутсайдеры, такие как русский православный Иннокентий Аляскинский или Николай Касаткин, создавший автономную православную церковь в Японии, завоевали уважение и почитание народов, которых они обратили, а многие миссионеры в Африке, как местные, так и иностранные, признаны святыми людьми.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?